Решение по делу № 2-467/2021 ~ М-51/2021 от 15.01.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2021 года          г. Усть-Илимск, Иркутская область

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Третьякова М.С.,

при секретаре судебного заседания Мутасовой А.Ю.,

с участием истца Алексеева А.Н., представителя Алексеевой Л.И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-467/2021 по иску Алексеева Александра Николаевича к Департаменту жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска, Департаменту недвижимости администрации города Усть-Илимска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Алексеев А.Н. обратился в суд с иском к Департаменту недвижимости администрации города Усть-Илимска о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований Алексеев А.Н. указал, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 46,1 кв.м. на основании ордера № 2625 от 01.10.2003. Заключением межведомственной комиссии при администрации города Усть-Илимска № 18 от 07.12.2016 жилой дом, расположенный по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Ответчик не исполняет свои обязательства по предоставлению жилых помещений гражданам, жилые помещения которых признаны аварийными и непригодными для проживания. Просит обязать ответчика предоставить ему другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта г. Усть-Илимск Иркутской области, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению не менее 41,6 кв.м., состоящее не менее чем из 2 комнат.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент жилищной политики и городского хозяйства администрации <адрес>.

В судебном заседании истец Алексеев А.Н., представитель Алексеева Л.И. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно суду пояснили, что дома фактически уже нет. Истец иного жилья не имеет, с 2018 года ему негде жить. Администрация предоставила истцу комнату в маневренном жилье, однако в связи с трудоустройством за пределами города истец отказался от данного жилого помещения. В настоящее время работа закончилась, и истец вернулся в город. Его материальное положение не позволяет приобрести себе жилье самостоятельно.

Представитель ответчика Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно поступившим письменным возражениям в удовлетворении исковых требований истцу просила отказать, указав, что постановлением Администрации города Усть-Илимска № 1070 от 26.12.2016 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в Реестр ветхих и аварийных жилых домов города Усть-Илимска подпрограммы «Переселение граждан из аварийного муниципального жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жилье», утвержденной постановлением Администрации города Усть-Илимска от 20.11.2015 № 894. Переселение граждан будет осуществляться с соответствии с Реестром и в срок, указанный в Программе. На сегодняшний день в муниципальном образовании отсутствует свободный не обремененный правами третьих лиц жилой фонд, дома по программе еще не построены. Кроме того указывает, что истец не состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма и не признан малоимущим, также истец не представил доказательств, что помещение в котором он проживает, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния. Более того, представитель истца обращалась в администрацию города с заявлением о предоставлении жилого помещения из маневренного фонда. Согласно договора найма жилого помещения маневренного фонда № 170 от 29.04.2020 истцу было предоставлено жилое помещение по адресу <адрес>, ком. 11,7 кв.м. Однако 02.11.2020 в администрацию города поступило заявление о расторжении договора найма в связи с тем, что истец выбыл из города Усть-Илимска для осуществления трудовой деятельности на два года. Соглашением от 02.11.2020 договор найма расторгнут. Также не согласны с указанным истцом размером занимаемого раньше жилого помещения. В дополнительных возражениях указали, что решением Усть-Илимского городского суда от 03.09.2012 удовлетворены требования Алексеевой Л.И. о предоставлении жилого помещения взамен пострадавшего в результате пожара по адресу <адрес>. Во исполнение решения суда 22.09.2015 по договору социального найма № 2923 семье Алексеевых была предоставлена квартира по адресу <адрес> Алексеев А.Н. был включен в договор социального найма, в дальнейшем на момент приватизации указанной квартиры от Алексеева А.Н. поступил нотариальный отказ от включения в приватизацию. Полагают, что Алексееву А.Н. уже было предоставлено жилое помещение взамен утраченного.

Представитель ответчика Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно письменных возражений указывают, что Департамент недвижимости не наделен полномочиями по заключению договоров социального найма, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком. Просит в удовлетворении требований к Департаменту недвижимости администрации города Усть-Илимска отказать.

Выслушав пояснения истца, представителя, исследовав письменные материалы дела, с учетом требований статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19 части 1 и 2).

Конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В силу положений ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч. 1 ст. 57). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57).

Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Предоставление жилых помещений в г. Усть-Илимске отнесено к компетенции Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска в соответствии с решением Городской Думы шестого созыва от 23.03.2016 № 22/147.

Таким образом, доводы представителя Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска о том, что Департамент недвижимости является ненадлежащим ответчиком по делу, суд находит обоснованными, а требования к Департаменту недвижимости администрации города Усть-Илимска не подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что на основании ордера № 2625 от 01.12.2003 Алексееву Александру Николаевичу предоставлено право на занятие 2 комнат, площадью 26.8 кв.м. в <адрес>. В качестве членов семьи в орлер включены К.Е.А., жена, А.А.А. сын.

Решением Усть-Илимского городского суда от 26.12.2019 К.Е.А. и А.А.А. признаны утратившими право пользования жилым помещением по адресу <адрес>, а договор социального найма указанного жилого помещения с ними расторгнутым.

Согласно п. 44 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.

В соответствии с п. 49 данного Постановления на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.

В силу пункта 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Постановлением Администрации города Усть-Илимска № 459 от 16.06.2015 утверждены Положения о межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории г. Усть-Илимска.

Постановлением Администрации города Усть-Илимска № 894 от 20.11.2015 утверждена муниципальная программа муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жилье» на 2016-2020 годы, целью которой является улучшение жилищных условий жителей города.

Как следует из заключения межведомственной комиссии от 07.12.2016 № 18, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Основанием для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, явился акт Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 10.11.2016.

Согласно постановлению Администрации города Усть-Илимска № 1070 от 26.12.2016 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, пер. Северный, д. 4, признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в Реестр ветхих и аварийных жилых домов города Усть-Илимска подпрограммы «Переселение граждан из аварийного муниципального жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» на 2016-2020 годы муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жилье» на 2016-2020 годы, утвержденное постановлением Администрации города Усть-Илимска от 20.11.2015 № 894. Отселение жильцов должно быть проведено в сроки действия Программы.

Таким образом, в судебном разбирательстве установлено, что многоквартирный дом по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, пер. Северный, д. 4, признан аварийным и подлежащим сносу, а жильцы подлежащими отселению.

По смыслу положений ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися. Внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.

Таким образом, наличие одного лишь факта признания жилого дома аварийным не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения истцов жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий.

Кроме того, обязательным условием предоставления во внеочередном порядке иного жилого помещения взамен признанного аварийным и подлежащим сносу является наличие опасности для жизни и здоровья проживающих в таком жилом помещении граждан. Факт принятия межведомственной комиссией решения о признании жилого помещения непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу не подтверждает опасность проживания в конкретном жилом доме и не свидетельствует о необходимости предоставления истцам другого благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке.

Между тем, из материалов дела, пояснений истца следует, что жилой дом по пер. Северный, 4 фактически не существует, разрушен, в нем никто не проживает.

Администрацией города на основании заявления представителя истца было предоставлено Алексееву А.Н. жилое помещение по договору найма маневренного жилья № 170 от 29.04.2020. Однако истец в жилом помещении не проживал и по соглашению сторон на основании заявления о расторжении, договор найма жилого помещения был расторгнут 02.11.2020, в связи с выездом Алексеева А.Н. из города для осуществления трудовой деятельности.

Кроме того, суд учитывает, что решением Усть-Илимского городского суда от 03.09.2012 удовлетворены требования Алексеевой Л.И. о предоставлении жилого помещения взамен пострадавшего в результате пожара по адресу <адрес>. Во исполнение решения суда 22.09.2015 по договору социального найма № 2923 семье Алексеевых была предоставлена квартира по адресу <адрес> При этом, Алексеев А.Н. был включен в договор социального найма как член семьи нанимателя Алексеевой Л.И.

20.01.2016 квартира по адресу <адрес> была передана в собственность Алексеевой Л.И., А.М.Н., П.Г.Б. в порядке приватизации. От Алексеева А.Н. в администрацию города поступил нотариальный отказ от включения в приватизацию от 16.11.2015.

Таким образом, материалы дела не содержат доказательств того, что жилое помещение по пер. Северный 4 в настоящее время является местом жительства истца и представляет угрозу для жизни и здоровья Алексеева А.Н. по причине его аварийного состояния; спорный многоквартирный жилой включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и права истца на обеспечение жилым помещением по договору социального найма будут реализованы в рамках указанной Программы в установленный срок, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска и совокупности условий, позволяющих признать за истцом право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, не имеется.

Также не установлено обстоятельств того, что жилые помещения, право пользования которыми было предоставлено Администрацией города Усть-Илимска истцу Алексееву А.Н. после его выезда из аварийного дома по пер. Северный 4 представляют угрозу для жизни и здоровья граждан по причине их аварийного состояния.

Из пояснений истца следует, что с заявлением в администрацию города Усть-Илимска о заключении договора найма жилого помещения маневренного жилого фонда после возвращения в город, не обращался.

Обстоятельств, свидетельствующих о необходимости незамедлительного решения вопроса о переселении истца в другое жилое помещение в связи с опасностью для жизни и здоровья жильцов с учетом состояния дома, в ходе рассмотрения дела не установлено.

В силу изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца о внеочередном предоставлении другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма отвечающего установленным требованиям применительно к условиям населённого пункта г. Усть-Илимска, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, и находящемуся в черте населённого пункта г. Усть-Илимска, не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░          ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-467/2021 ~ М-51/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Алексеев Александр Николаевич
Ответчики
Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска
Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска
Другие
Алексеева Лариса Иогановна
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Третьяков М.С.
Дело на сайте суда
ust-ilimsky--irk.sudrf.ru
15.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2021Передача материалов судье
22.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2021Судебное заседание
10.03.2021Судебное заседание
17.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2021Дело оформлено
06.05.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее