Дело № 2-791/2014
г. Каргополь 10 сентября 2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Няндомский районный суд Архангельской области
в составе: председательствующего судьи Захарова Е.С.
с участием помощника прокурора Каргопольского района Котовой М.О.,
при секретаре Гулиевой М.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Каргополе 10 сентября 2014 года гражданское дело по иску прокурора Каргопольского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Каргопольское» и к администрации муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» о возложении обязанности по организации сбора и вывоза отходов с несанкционированных свалок,
у с т а н о в и л:
Прокурор Каргопольского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Няндомский районный суд с иском к администрации МО «Каргопольский муниципальный район» и к администрации МО «Каргопольское», просил обязать администрацию муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» организовать утилизацию и переработку отходов с несанкционированных свалок, расположенных в микрорайоне Заречный города Каргополя на пересечении ул. Строительная и пер. Восточный на обочине дороги и за домами в лесных насаждениях, двух свалок через пять метров каждая от предыдущей на пер. Восточный, двух свалок вдоль дороги по пер. Восточный между улицей Таежной и пер. Восточный, двух свалок на пересечении автодороги г. Каргополь – дер. Нокола по обе стороны дороги, выходящей на пер. Восточный, а администрацию МО «Каргопольское» прокурор просил обязать осуществить сбор и вывоз отходов с указанных свалок, а также просил установить срок выполнения работ – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указал, что проведенной прокуратурой района совместно с Плесецким ТО Управления Роспотребнадзора проверкой установлено, что администрацией муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» и администрацией МО «Каргопольское» допущены нарушения природоохранного законодательства, на территории муниципального образования «Каргопольское» обнаружены указанные выше несанкционированные свалки твердых бытовых отходов,
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п.14 ст.15 указанного Закона, к вопросам местного значения муниципального района в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ст. 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий
Согласно ст. 51 указанного закона, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Поскольку администрацией МО «Каргопольский муниципальный район» и администрацией МО «Каргопольское» не исполняются обязанности по сбору, вывозу, утилизации и переработке твердых бытовых отходов и мусора, в связи с чем нарушаются конституционные права жителей Каргопольского района на благоприятную окружающую среду, причиняется вред их жизни и здоровью, прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд.
В судебном заседании прокурор ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчиков МО «Каргопольское» и МО «Каргопольский муниципальный район» в судебное заседание не явились, отзыв на исковые требования не представили, извещены надлежащим образом.
Третье лицо управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области представителя в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия их представителя, исковые требования в отзыве поддержали.Третье лицо Плесецкий ТО Управления Роспотребнадзора по Архангельской области представителя в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело без участия представителей третьих лиц и представителей ответчиков.
Выслушав прокурора ФИО3, и изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 11 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Нормами ст.ст.4 и 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в результате проверки проведенной 23 июня 2014 года прокуратурой Каргопольского района совместно с Плесецким ТО управления Роспотребнадзора по Архангельской области обнаружены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов: в микрорайоне Заречный г. Каргополя за жилыми домами вдоль пер. Восточный от пересечения ул. Строительная и пер. Восточный 10Х1,5 метра, справа по дороге по пер. Восточный за домами на обочине дороги в лесных насаждениях, с интервалом в 5 метров следующая свалка 25Х4 метра, через 5 метров следующая свалка справа от пер. Восточный 3Х3 метра, вдоль дороги между ул. Таежная и пер. Восточный 4Х3 и 4Х4 метра с интервалом 5-10 метров, свалка мусора на свертке в Заречный с автодороги Каргополь – Нокола, выходящей на пер. Восточный по обе стороны дороги 200Х100 метров (л.д.8).
Нахождение свалок на месте их обнаружения подтверждается приложенными к справке фотоснимками (л.д.9-15).
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства суд считает, что иск прокурора Каргопольского района к администрации МО «Каргопольское» и к администрации МО «Каргопольский муниципальный район» подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку обязанность по очистке территории муниципального образования «Каргопольское» возложена на его администрацию законом, также как обязанность по утилизации и переработке отходов возложена законом на муниципальный район.
Доказательств, опровергающих доводы прокурора о наличии несанкционированных свалок в указанном в исковом заявлении месте ответчиками не представлено.
С учетом количества отходов размещенных на месте несанкционированных свалок, суд считает достаточным срок для организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Каргопольского района удовлетворить.
Обязать в 6-ти месячный срок со дня вступления решения в законную силу администрацию муниципального образования «Каргопольское» организовать сбор и вывоз, а администрацию МО «Каргопольский муниципальный район» организовать утилизацию и переработку отходов со свалок, расположенных в микрорайоне Заречный города Каргополя:
одной свалки на пересечении ул. Строительная и пер. Восточный справа по обочине дороги по пер. Восточный за домами в лесных насаждениях;
одной свалки в пяти метрах от предыдущей на пересечении ул. Строительная и пер. Восточный;
одной свалки справа от дороги по пер. Восточный в пяти метрах от предыдущей;
одной свалки вдоль дороги между пер. Восточный и ул. Таежная;
одной свалки вдоль дороги между пер. Восточный и ул. Таежная в пяти - десяти метрах от предыдущей;
двух свалок на повороте с автодороги Каргополь – Нокола на пер. Восточный, вдоль пер. Восточный справа и слева от дороги.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Няндомский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий Е.С.Захаров