Определение по делу № 12-174/2020 от 16.06.2020

Дело № 12-174/2020        

УИД 76RS0008-01-2020-000227-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ярославль                                  «29» июля 2020 года

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Коневой В.В.,

при секретаре судебного заседания Дороховой И.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Зенит» в лице директора Савельева Д.Н. на постановление № 6.2-Пс/0250Я-00655-2019 от 26 сентября 2019 года, вынесенного государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Смирновым Ф.Б.,

установил:

26 сентября 2019 года государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Смирновым Ф.Б. вынесено постановление № 6.2-Пс/0250Я-00655-2019 (далее по тексту – Постановление), которым ООО «Зенит» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. Согласно Постановлению, правонарушение по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ выразилось в нарушении обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, а именно площадки производственной базы, регистрационный номер <адрес>

В суд поступила жалоба ООО «Зенит» в лице директора Савельева Д.Н. на указанное Постановление, в которой заявитель просит Постановление отменить, производство по делу прекратить.

В жалобе указано, что 26 сентября 2019 года вынесено указанное постановление № № 6.2-Пс/0250Я-00655-2019. Постановление вынесено с существенным нарушения процессуальных норм КоАП РФ. В постановлении при описании правонарушения указано, что проводились мероприятия по контролю за соблюдением требований промышленной безопасности, однако нет сведений кем, когда и на каких основаниях проведены мероприятия, результаты и документы, подтверждающие их. Проводимые в отношении ООО «Зенит» проверки органами государственного контроля должны соответствовать положениям Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». О проведенной проверке директору ООО «Зенит» ничего не известно, никакие документы не истребовались, производственный объект никто из сотрудников контролирующего органа не посещал. Производственный объект: площадка производственной базы, регистрационный IV класс опасности, расположенный по адресу: <адрес>, д.Соловеново не используется длительное время. Указанный класс опасности был присвоен в соответствии с п.3 Приложения 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» - к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры. Кран башенный КБ-403Б.РКС61 с 2007 года не эксплуатируется по причине неисправности. Других стационарно установленных грузоподъемных механизмов либо опасных объектов на площадке производственной базы не имелось и не имеется. Поскольку кран башенный КБ-403Б.РКС61 не эксплуатируется, что позволяет сделать вывод об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ. В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ). Также учитывается необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. Кроме того, автор жалобы указывает на возможность применения ст.2.9 КоАП РФ, которая не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом в отношении любого состава правонарушения. Наложение на ООО «Зенит» штрафа в размере 200000 рублей фактически носит карательных характер, поскольку ООО «Зенит» в настоящее время какой-либо производственной деятельности не ведет, доходов не имеет, данный факт является единичным.

Представитель Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, извещен судом заранее и надлежащим образом.

Представитель юридического лица ООО «Зенит» в судебное заседание не явился, извещен судом заранее и надлежащим образом.

Изучив материалы дела,суд приходит к следующему.

В соответствии с реестром опасных производственных объектов на имя ООО «Зенит» за № зарегистрирован опасный производственный объект IV класса опасности – площадка производственной базы по адресу: <адрес>

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (далее – Правила).

Согласно п. 14, 14 (1) указанных Правил эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в пункте 3 настоящих Правил федеральным органам исполнительной власти, - также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы. Сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. В соответствии с п. 15 Правил в состав сведений об организации производственного контроля включается следующая информация: а) план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год; б) организация системы управления промышленной безопасностью; в) фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности; г) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 21.06.2013 N 526; д) результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующих федеральных органов исполнительной власти; е) готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; ж) копии полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте; з) состояние технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; и) - л) утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 21.06.2013 № 526; м) инциденты и несчастные случаи, происшедшие на опасных производственных объектах; н) подготовка и аттестация руководителей, специалистов и других работников, занятых на опасных производственных объектах, в области промышленной безопасности.

Наличие у ООО «Зенит» опасного производственного объекта, неисполнение обязанности по представлению сведений об организации производственного контроля заявителем не оспаривается.

Доказательств отсутствия вины ООО «Зенит» в непредставлении указанных сведений материалы дела не содержат.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Процедура привлечения к административной ответственности и сроки привлечения соблюдены.

Доводы о том, что директор ООО «Зенит» не был уведомлен о проведении проверки, не влекут отмену обжалуемого Постановления по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Согласно ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Из материалов дела следует, что ООО «Зенит» было заблаговременно (08 августа 2019) извещено по юридическому адресу (в соответствии со сведениями ЕГРЮЛ) о времени составления протокола по делу об административном правонарушении (л.д.15), 17 сентября 2019 получило по юридическому адресу протокол по делу об административном правонарушении, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении и о вызове лиц, являющихся участниками производства по делу об административном правонарушении (л.д. 21). Таким образом, ООО «Зенит» как юридическое лицо было надлежаще извещено о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, каких-либо возражений не представляло, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляло. Процессуальные права ООО «Зенит» при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушены не были.

Совершенное правонарушение правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

ООО «Зенит» допущено именно нарушение требований промышленной безопасности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Согласно п. 4 Правил производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий. Таким образом, непредставление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности является нарушением требований промышленной безопасности.

Ч. 1 ст. 9. 1 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к ст. 19.7 КоАП РФ, в связи с чем имеет приоритет. Повышенный размер ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ по сравнению со ст. 19.7 КоАП РФ соответствует большей общественной опасности правонарушения.

В то же время суд считает доводы о несоразмерности штрафа заслуживающими внимания. Суд не соглашается с размером штрафа, наложенного на ООО «Зенит».

Размер административного штрафа, наложенного на ООО «Зенит», соответствует минимальному размеру штрафа, предусмотренному санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Однако, в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Согласно ч. 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Суд учитывает, что ООО «Зенит» является субъектом малого предпринимательства, ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось, и считает возможным учесть данное обстоятельство при определении размера штрафа.

При указанных обстоятельствах суд считает возможным уменьшить размер штрафа до 100 000 руб. Заменить штраф предупреждением на основании ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ суд считает невозможным, так как не выполняются требования ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ: нарушение требований промышленной безопасности означает возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Изменить Постановление №6.2-Пс/0250Я-00655-2019 от 26 сентября 2019, вынесенное государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Смирновым Ф.Б., которым ООО «Зенит» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в части суммы штрафа, определив сумму административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В удовлетворении остальной части жалобы ООО «Зенит» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд Ярославской области в течение 10 дней с момента получения.

Судья                                          В.В.Конева

12-174/2020

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ООО "Зенит"
Другие
Савельев Дмитрий Николаевич
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Судья
Конева В.В.
Статьи

КоАП: ст. 9.1 ч.1

Дело на странице суда
yaroslavsky--jrs.sudrf.ru
19.06.2020Материалы переданы в производство судье
10.07.2020Судебное заседание
29.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
04.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
25.08.2020Вступило в законную силу
07.10.2020Дело оформлено
07.10.2020Дело передано в архив
Определение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее