Решение по делу № 33-1711/2015 от 07.09.2015

Судья: Шувалова И.В.                                                                                         Дело № 33-1711

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«30» сентября 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

Председательствующего: Ильиной И.Н.,

Судей: Болонкиной И.В., Демьяновой Н.Н.,

при секретаре: Рассадиной О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Костромы Мелкумяна А.С. на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 29 июля 2015 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Чухломского района Костромской области. На муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице администрации г.Костромы возложена обязанность предоставить Яковлевой ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г.Костромы, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда г.Костромы,

Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., выслушав представителя администрации г.Костромы - Мальцеву И.В., которая поддержала доводы апелляционной жалобы, считает, что Яковлева Т.В. не имеет право на получение жилого помещения на территории г.Костромы, Яковлеву Т.В., которая согласна с решением суда и прокурора Соколову Ю.А., которая полагает, что не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Чухломского района Костромской области обратился в суд с иском в
интересах Яковлевой Т.В. к администрации Костромской области о возложении обязанности предоставить Яковлевой Т.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, изолированное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории г.Костромы Костромской области. Исковые требования мотивированы тем, что Яковлева Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители - Яковлев В.А. и Яковлева Е.М. лишены в отношении истицы родительских прав решением Чухломского районного суда Костромской области от 20.09.2007 года. ДД.ММ.ГГГГ Яковлев В.А. умер. Согласно информации, представленной администрацией Судайского сельского поселения, квартира, в которой зарегистрирована истица, по адресу: <адрес>, не является муниципальной собственностью, находится на балансе ПСКХ «Смена». Иных жилых помещений Яковлевой Т.В. не предоставлялось. Приказом начальника межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №3 от 06.04.2012г. №117 истица включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилья в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, предоставляемых по договорам социального найма. С 01.09.2011г. по 24.01.2014г. Яковлева Т.В. обучалась в ОГБПУ «Галичский индустриальный колледж Костромской области». С 17.09.2014 года истица обучается на втором курсе ОГБПОУ «Костромской лесомеханический колледж» и проживает в общежитии по адресу: <адрес> до окончания срока обучения - 30.06.2017 года. По информации, представленной Управлением Росреестра по Костромской области и Чухломского отделения ГП Костромской области «Костромаоблтехинвентаризация» объектов недвижимости за Яковлевой Т.В. на территории Костромской области не зарегистрировано. По мнению прокурора, с учетом статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации истица имеет право на обеспечение жилым помещением по месту фактического проживания в г.Костроме, поскольку обучается в образовательном учреждении г.Костромы до 30.06.2017г., в дальнейшем планирует трудоустроиться и проживать в г.Костроме.

При рассмотрении дела заявленные исковые требования в интересах Яковлевой Т.В. прокурор уточнил, предъявил их к администрации муниципального образования городской округ г.Кострома в лице администрации г.Костромы, в связи с чем судом по ходатайству истца произведена замена ответчика с администрации Костромской области на администрацию г.Костромы, администрация Костромской области привлечена к участию в деле в качестве третьего лица. В качестве третьих лиц в рассмотрении дела также участвовали департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, управление строительства и капитального ремонта администрации г.Костромы.

По делу постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований прокурора.

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Костромы Мелкумян А.С. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что суд не учел то обстоятельство, что Яковлева Т.В. не была поставлена на учет как ребенок-сирота после вступления в силу изменений в Закон Костромской области №196-4 ЗКО, поэтому право на обеспечение жилым помещением у нее не возникло. Ссылаясь на ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ указывает, что решение вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей указанной выше категории возложено на субъекты Российской Федерации и производится за счет соответствующих бюджетов. Согласно ст.3 Закона Костромской области от 23 декабря 2014 года №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий предусмотрено за счет предоставляемых бюджетам городских округов Костромской области субвенций из областного бюджета. Кроме того, в соответствии со ст.10 названного закона Костромской области настоящий закон вступает в силу с 01.01.2015г. и вводится в действие ежегодно законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органами местного самоуправления переданных настоящим законом государственных полномочий. Ссылаясь на статьи 8,20,26,28 Устава Костромской области, указывает, что администрация Костромской области обладает необходимыми полномочиями по предоставлению Яковлевой Т.В. жилого помещения в порядке, механизм которого закреплен в федеральных нормативных правовых актах и актах Костромской области. Определение порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот относится к полномочиям администрации Костромской области. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Костромской области, а не администрация г.Костромы.

В возражениях относительно апелляционной жалобы и.о. прокурора Чухломского района Костромской области Герасимов С.А. и представитель администрации Костромской области Сельнихин А.Ю. полагают решение суда законным и обоснованным, подлежим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, руководствуясь п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года               №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.3 Закона Костромской области от 29.12.2014 года №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» пришел к выводу о том, что Яковлева Т.В. должна быть обеспечена жильем по месту жительства на территории г.Костромы, а обязанность по предоставлению ей жилого помещения лежит на муниципальном образовании городской округ город Кострома в лице администрации г.Костромы.

Данный вывод основан на материалах дела, подробно мотивирован судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания его неправильным отсутствуют.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Яковлева Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.

Решением Чухломского районного суда Костромской области от 20.09.2007 года родители Яковлевой Т.В. - Яковлев В.А. и Яковлева Е.М. лишены в отношении нее родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ года Яковлев В.А. умер.

Приказом начальника межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №3 от 06.04.2012г. №117 Яковлева Т.В. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, предоставляемых по договорам социального найма.

На день рассмотрения дела в суде Яковлева Т.В. временно зарегистрирована по адресу: <адрес> на срок по 01.07.2017г., в связи с обучением в ОГБПОУ «Костромской лесомеханический колледж». Ранее 30.01.2014 года истица окончила ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания».

По сведениям Управления Росреестра по Костромской области, ГПКО «Костромаоблтехинвентаризация» прав на объекты недвижимого имущества за Яковлевой Т.В. не зарегистрировано.      

Таким образом, из материалов дела усматривается, что Яковлева Т.В. жилым помещением не обеспечена.

Из содержания положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года) и статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По настоящему делу такие юридические факты установлены, в связи с чем суд пришёл к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о предоставлении Яковлевой Т.В. жилого помещения.

С доводом апелляционной жалобы о том, что администрация г.Костромы не является надлежащим ответчиком, оснований согласиться не имеется.

Пунктами «ж», «к» ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п.8 ст.8 вышеназванного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Законом Костромской области от 29.12.2014 года №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (ч. 1 ст. 3 Закона).

В соответствии с ч.2 ст.3 Закона Костромской области от 29.12.2014 года №620-5-ЗКО государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет;

3) принятие решений об исключении жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;

4) выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.

Согласно ст.10 Закона Костромской области от 29.12.2014 года №620-5-ЗКО настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года и вводится в действие ежегодно законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено предоставление субвенций на осуществление органам местного самоуправления переданных настоящим Законом государственных полномочий.

Законом Костромской области от 26.03.2015 года №646-5-ЗКО «О внесении изменений в Закон Костромской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» введен в действие Закон Костромской области от 29.12.2014 года №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утверждено Приложение 40, таблица 17 «Распределение субвенций, передаваемых бюджетам городских округов в 2015 году на осуществление органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями». Городскому округу город Кострома переданы субвенции в размере 2 926,1 тыс. рублей.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о возложении на муниципальное образование городской округ город Костромы обязанности по предоставлению истице жилого помещения специализированного жилищного фонда согласуется с действующими нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Довод апелляционной жалобы о том, что Яковлева Т.В. не была поставлена на учет как ребенок-сирота после вступления в силу изменений в Закон Костромской области №196-4 ЗКО от 05.10.2007г. «О специализированном жилищном фонде Костромской области», поэтому право на обеспечение жилым помещением у нее не возникло, является не состоятельным, поскольку данное обстоятельство не влияет на право Яковлевой Т.В. на получение жилого помещения.

Кроме того, как уже указывалось выше, приказом начальника межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №3 от 06.04.2012г. №117 Яковлева Т.В. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья, в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, предоставляемых по договорам социального найма.

В судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель администрации г.Костромы в дополнении к доводам апелляционной жалобы пояснила, что не обоснованно суд возложил обязанность на ответчика предоставить истице жилое помещение на территории г.Костромы. При этом представитель ответчика сослалась на то, что Яковлева Т.В. проживала в Чухломском районе и имеет регистрацию по адресу: <адрес>, поэтому г.Кострома не является местом жительства истицы.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что квартира по адресу: <адрес> находится на балансе ПСХК «Смена» (л.д.21). Несмотря на то, что Яковлева Т.В. и зарегистрирована по данному адресу, однако с восьми лет (с 2004 года) она не проживает по данному адресу. Сначала проживала у дедушки и бабушки по адресу: <адрес> (л.д.12), с 01.09.2011г. по 24.01.2014г. проживала в г.Галиче, обучалась в ОГБПОУ «Галичский индустриальный колледж Костромской области». Затем стала проживать в г.Костроме в связи с тем, что 25.01.2014г. была зачислена в ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания», которое закончила 31.01.2014г. и с 17.09.2014г. обучается в ОГБПОУ «Лесомеханический колледж», проживает в общежитии колледжа по адресу: <адрес>, имеет регистрацию по данному адресу по месту пребывания на срок с 07.10.2014г. по 01.07.2017г.(л.д.22, 30-32, 65).

В ходе судебного разбирательства Яковлева Т.В. давала пояснения, что после окончания колледжа планирует работать и проживать в г.Костроме, поскольку в Чухломском районе из родных остался только дядя, к которому иногда она приезжает в гости (л.д.58). Данное обстоятельство подтвердила и в судебном заседании в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что в соответствии с п.1 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с которым местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, местом жительства истицы является г.Кострома, поскольку по адресу: <адрес> Яковлева Т.В. не проживает более 10 лет.

С учетом изложенного не имеется оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, а в апелляционной жалобе не приводится доводов, являющихся основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 29 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Костромы Мелкумяна А.С. - без удовлетворения.

Председательствующий:                    

Судьи:

33-1711/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Яковлева Т.В.
Прокурор Чухломского района Костромской области
Ответчики
Администрация г.Костромы
Суд
Костромской областной суд
Судья
Болонкина Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
30.09.2015Судебное заседание
02.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2015Передано в экспедицию
30.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее