Дело №2-285/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Выльгорт 26 марта 2012 года
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Глобу Т. И.,
при секретаре Рудневой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», МБОУ «<адрес> средняя образовательная школа» об оборудовании объекта специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сыктывдинского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», МБОУ «<адрес> средняя образовательная школа» об оборудовании объекта специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения. В обоснование требования указал, что вход в помещение для голосования избирательного участка №, находящееся в здании МБОУ «<адрес> средняя образовательная школа» не оборудован пандусом, имеются лишь поручни. При этом техническая возможность оборудования здания пандусами имеется. Отсутствие пандусов и поручней в зданиях, в которых располагаются места для голосования, может повлечь за собой нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерацией прав граждан - инвалидов и других маломобильных групп населения на участие в избирательном процессе (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ). Кроме того, на территории сельского поселения «<адрес>» проживает ребенок-инвалид, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, использующий для передвижения кресло-коляску, обучение которого планируется начать в с 2012-2013 учебного года. Отсутствие соответствующих конструкций будет препятствовать полноценному доступу ребенка в образовательное учреждение. Прокурор просит обязать МБОУ «<адрес> средняя образовательная школа» оборудовать центральный вход в здание <адрес> средней общеобразовательной школы, расположенной по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения - пандусами в срок до 01.08.2012. и обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» профинансировать мероприятия по оборудованию входа в здание <адрес> средней общеобразовательной школы, расположенной по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения - пандусами в срок до 01.08.2012.
В судебном заседании прокурор Нестерова М. А. уточнила, заявленные требования, установив срок для оборудования здания МБОУ «<адрес> средняя образовательная школа» пандусами и поручнями 20.08.2012.
Ответчик - МБОУ «<адрес> средняя образовательная школа», извещенная надлежащим образом в судебное заседание своего представителя не направило, заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя не представило. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя МБОУ «<адрес> средняя образовательная школа».
Ответчик - представитель администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» по доверенности Трефилова В. И. признала уточненные исковые требования прокурора о возложении на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанности профинансировать мероприятия по оборудованию входа в здание <адрес> средней общеобразовательной школы, расположенной по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения - пандусами в срок до 20.08.2012.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального района «Сыктывдинский» здание МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1975 года, инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной. Инвалиды имеют право на меры, предназначенные дня того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии со ст.ст. 4, 6 и 46 Градостроительного кодекса РФ при строительстве и реконструкций зданий и сооружений, нормы и строительные правила являются обязательными к применению.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 № 73, который Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.
Согласно СНиП 35-101-2001 пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах, в частности с СНиП 35-01-2001.
Согласно пункту 3.14 СНиПа 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями.
В соответствии с п. 16 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
С данной нормой корреспондируются и положения ст. 61 Закона, согласно которой помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования. Аналогичные требования закреплены законодателем в п. 1 ст. 66 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»
В силу требований п. 1 ст. 66 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования.
Аналогичные требования закреплены в ст.75 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми».
Постановлением администрации МО МР «Сыктывдинский» от 12.01.2012 № 1/10 образованы избирательные участки на территории муниципального района с указанием места нахождения избирательной комиссии и помещения для голосования.
Установлено, что здание образовательного учреждения согласно свидетельству о государственной регистрации права № от 21.02.2008 на праве оперативного управления передано учреждению образования - МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа».
Установлено, что на территории района 22 инвалида-колясочника, из которых 21 обладают избирательным правом. В число данных инвалидов входят 2 инвалида, проживающих на территории муниципального образования сельского поселения «<адрес>»: ФИО1., ФИО2.
Не написал соответствующее заявление о голосовании по месту жительства инвалид-колясочник ФИО2., проживающий в с. <адрес>.
Помещение для голосования избирательного участка № находится в здании МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа», вход в которое, в свою очередь, не оборудован пандусом, имеются лишь поручни. При этом, техническая возможность оборудования здания пандусами имеется.
По сведениям ГБУ РК «Центр социальной защиты населения Сыктывдинского района» на территории сельского поселения <адрес> проживает обучаемый ребёнок-инвалид ДД.ММ.ГГГГ г.р., использующий для передвижения кресло-коляску. Обучение данного ребёнка планируется начать с 2012-2013 учебного года, в связи с чем для организации полноценного доступа ребёнка к образовательным ресурсам, предоставляемым учебным заведением, необходимо оборудование крыльца школы соответствующими конструкциями.
Как следует из преамбулы к Закону РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (далее - Закон) право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 2 Закона государственная политика в области образования основывается в т.ч. на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
В силу ч. 1 ст. 5 Закона гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
В свою очередь, отсутствие пандусов и поручней в зданиях, в которых располагаются места для голосования, может повлечь за собой нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерацией прав граждан на участие в избирательном процессе (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ), а также затрагивает права и интересы детей-инвалидов и других маломобильных групп населения, использующих для передвижения кресла-коляски, которые по указанной причине не могут в данном учреждении реализовать свое право на образование, в связи с невозможностью доступа в здание вследствие своего физического состояния.
В соответствии с ч. 1,3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом (статьи 294, 296).
Согласно ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч. 2 ст. 209 ГК РФ).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Невыполнение требований Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» затрагивает права инвалидов, проживающих на территории Сыктывдинского района, которые в полной мере не могут воспользоваться правами, предусмотренными Конституцией РФ.
Ненадлежащее исполнение законодательства по соблюдению прав инвалидов и других маломобильных групп населения нарушает права указанных социально незащищенных групп населения, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сыктывдинского района удовлетворить.
Обязать МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» оборудовать центральный вход в здание <адрес> средней общеобразовательной школы, расположенной по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения - пандусами в срок до 20.08.2012
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» профинансировать мероприятия по оборудованию входа в здание <адрес> средней общеобразовательной школы, расположенной по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения - пандусами в срок до 20.08.2012.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Т. И.Глобу