Решение по делу № 2-285/2012 ~ М-226/2012 от 02.03.2012

Дело №2-285/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Выльгорт 26 марта 2012 года

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Глобу Т. И.,

при секретаре Рудневой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», МБОУ «<адрес> средняя образовательная школа» об оборудовании объекта специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сыктывдинского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», МБОУ «<адрес> средняя образовательная школа» об оборудовании объекта специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения. В обоснование требования указал, что вход в помещение для голосования избирательного участка , находящееся в здании МБОУ «<адрес> средняя образовательная школа» не оборудован пандусом, имеются лишь поручни. При этом техническая возможность оборудования здания пандусами имеется. Отсутствие пандусов и поручней в зданиях, в которых располагаются места для голосования, может повлечь за собой нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерацией прав граждан - инвалидов и других маломобильных групп населения на участие в избирательном процессе (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ). Кроме того, на территории сельского поселения «<адрес>» проживает ребенок-инвалид, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, использующий для передвижения кресло-коляску, обучение которого планируется начать в с 2012-2013 учебного года. Отсутствие соответствующих конструкций будет препятствовать полноценному доступу ребенка в образовательное учреждение. Прокурор просит обязать МБОУ «<адрес> средняя образовательная школа» оборудовать центральный вход в здание <адрес> средней общеобразовательной школы, расположенной по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения - пандусами в срок до 01.08.2012. и обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» профинансировать мероприятия по оборудованию входа в здание <адрес> средней общеобразовательной школы, расположенной по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения - пандусами в срок до 01.08.2012.

В судебном заседании прокурор Нестерова М. А. уточнила, заявленные требования, установив срок для оборудования здания МБОУ «<адрес> средняя образовательная школа» пандусами и поручнями 20.08.2012.

Ответчик - МБОУ «<адрес> средняя образовательная школа», извещенная надлежащим образом в судебное заседание своего представителя не направило, заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя не представило. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя МБОУ «<адрес> средняя образовательная школа».

Ответчик - представитель администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» по доверенности Трефилова В. И. признала уточненные исковые требования прокурора о возложении на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанности профинансировать мероприятия по оборудованию входа в здание <адрес> средней общеобразовательной школы, расположенной по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения - пандусами в срок до 20.08.2012.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального района «Сыктывдинский» здание МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1975 года, инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной. Инвалиды имеют право на меры, предназначенные дня того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В соответствии со ст.ст. 4, 6 и 46 Градостроительного кодекса РФ при строительстве и реконструкций зданий и сооружений, нормы и строительные правила являются обязательными к применению.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 № 73, который Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.

Согласно СНиП 35-101-2001 пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах, в частности с СНиП 35-01-2001.

Согласно пункту 3.14 СНиПа 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

В соответствии с п. 16 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

С данной нормой корреспондируются и положения ст. 61 Закона, согласно которой помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования. Аналогичные требования закреплены законодателем в п. 1 ст. 66 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»

В силу требований п. 1 ст. 66 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования.

Аналогичные требования закреплены в ст.75 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми».

Постановлением администрации МО МР «Сыктывдинский» от 12.01.2012 № 1/10 образованы избирательные участки на территории муниципального района с указанием места нахождения избирательной комиссии и помещения для голосования.

Установлено, что здание образовательного учреждения согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.02.2008 на праве оперативного управления передано учреждению образования - МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа».

Установлено, что на территории района 22 инвалида-колясочника, из которых 21 обладают избирательным правом. В число данных инвалидов входят 2 инвалида, проживающих на территории муниципального образования сельского поселения «<адрес>»: ФИО1., ФИО2.

Не написал соответствующее заявление о голосовании по месту жительства инвалид-колясочник ФИО2., проживающий в с. <адрес>.

Помещение для голосования избирательного участка находится в здании МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа», вход в которое, в свою очередь, не оборудован пандусом, имеются лишь поручни. При этом, техническая возможность оборудования здания пандусами имеется.

По сведениям ГБУ РК «Центр социальной защиты населения Сыктывдинского района» на территории сельского поселения <адрес> проживает обучаемый ребёнок-инвалид ДД.ММ.ГГГГ г.р., использующий для передвижения кресло-коляску. Обучение данного ребёнка планируется начать с 2012-2013 учебного года, в связи с чем для организации полноценного доступа ребёнка к образовательным ресурсам, предоставляемым учебным заведением, необходимо оборудование крыльца школы соответствующими конструкциями.

Как следует из преамбулы к Закону РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (далее - Закон) право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона государственная политика в области образования основывается в т.ч. на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

В силу ч. 1 ст. 5 Закона гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

В свою очередь, отсутствие пандусов и поручней в зданиях, в которых располагаются места для голосования, может повлечь за собой нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерацией прав граждан на участие в избирательном процессе (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ), а также затрагивает права и интересы детей-инвалидов и других маломобильных групп населения, использующих для передвижения кресла-коляски, которые по указанной причине не могут в данном учреждении реализовать свое право на образование, в связи с невозможностью доступа в здание вследствие своего физического состояния.

В соответствии с ч. 1,3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом (статьи 294, 296).

Согласно ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч. 2 ст. 209 ГК РФ).

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Невыполнение требований Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» затрагивает права инвалидов, проживающих на территории Сыктывдинского района, которые в полной мере не могут воспользоваться правами, предусмотренными Конституцией РФ.

Ненадлежащее исполнение законодательства по соблюдению прав инвалидов и других маломобильных групп населения нарушает права указанных социально незащищенных групп населения, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Сыктывдинского района удовлетворить.

Обязать МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» оборудовать центральный вход в здание <адрес> средней общеобразовательной школы, расположенной по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения - пандусами в срок до 20.08.2012

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» профинансировать мероприятия по оборудованию входа в здание <адрес> средней общеобразовательной школы, расположенной по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения - пандусами в срок до 20.08.2012.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

        Судья Т. И.Глобу

    

2-285/2012 ~ М-226/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
администрация МОМР Сыктывдинский
Муниципалное бюджетное образовательное учреждение (МБОУ) Зеленецкая средняя образовательная школа (СОШ)
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Глобу Татьяна Ивановна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
02.03.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2012Передача материалов судье
05.03.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2012Судебное заседание
28.03.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2016Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее