РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2017 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Е.М. Меньщиковой,
при секретаре Ярошенко Л.А.,
с участием представителя истцов Администрации города Дудинка и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Дудинки по доверенности Шульга Я.И.,
ответчика Исмайылова Э.Х.о., переводчика Ахундова Н.Г.о.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-27 по исковому заявлению Администрации города Дудинки и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Дудинки к Исмайылову <данные изъяты> о возложении обязанности по освобождению земельного участка, предоставленного для обслуживания торгового павильона путем демонтажа самовольно установленного на нем нестационарного торгового объекта,
установил:
Администрация города Дудинки и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Дудинки обратился в суд с исковым заявлением к Исмайылову Э.Х. о возложении обязанности по освобождению земельного участка, предоставленного для обслуживания торгового павильона путем демонтажа самовольно установленного на нем нестационарного торгового объекта мотивируя тем, что на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером № площадью 80 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, предоставленного для обслуживания торгового павильона с разрешенным использованием – магазины, установлен нестационарный торговый объект площадью 60 кв.м. Данным земельным участком на основании договора аренды от 04.12.2014г. владеет и пользуется ответчик Исмайылов Э.Х.о. Летом 2016 года ответчик осуществил на арендуемом земельном участке установку нестационарного торгового объекта, который использует в настоящее время в качестве торгового павильона, осуществляя предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Размещение нестационарных торговых объектов в муниципальном образовании г. Дудинки осуществляется в местах, определенных в Схеме нестационарных торговых объектов на территории города Дудинки, утв. Постановлением администрации г. Дудинки от 29.04.2011 № 21. размещение НТО по <адрес> предусмотрено указанной Схемой площадью 35 кв.м. и для использования только субъектами малого и среднего предпринимательства. На момент подачи иска, на земельном участке установлен иной нестационарный объект торговли, площадью более 60 кв.м. и не предусмотренный Схемой, установленный гражданином, не относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Порядок размещения НТО установлен Положением о размещении нестационарных объектов на территории города Дудинки. Разрешение на размещение нестационарного объекта оформляется Администрацией города на конкретное юридическое лицо или гражданина, в отношении отдельного индивидуального определенного нестационарного объекта. Размещение на законно используемом земельном участке иного нестационарного объекта также осуществляется после получения разрешения. Аналогичные положения закреплены в п.п. 72, 74, 76-77 Правил благоустройства города Дудинки. 11.07.2016 года в соответствии с Земельным кодексом РФ, Решением Городского Совета от 17.12.2015 № 07-0208 вынесено распоряжение КУМИ Администрации города Дудинки № 175 о проведении проверки по контролю за выполнением условий договора аренды земельного участка и контролю целевого использования земельного участка, предоставленного для обслуживания торгового павильона с разрешенным использованием – магазины, срок аренды по 31.12.2030 в отношении арендатора Исмайылова Э.Х.о. В рамках выездного обследования земельного участка составлен акт осмотра земельного участка № 3 от 13.07.2016. согласно акту в ходе осмотра выявлены следующие нарушения: 1. Незаконно установлено нестационарное строение площадью 60 кв.м. 2. Строение выходит за границы предоставленного земельного участка. 3. Нарушен разрыв установки нестационарного строения между жилым домом. 4. Перекрыт проезд для автотранспорта и проход граждан. 08.08.2016 года ответчику вынесено предписание об устранении нарушений, в соответствии с которым ответчику предоставлен срок для устранения нарушений – в течение 30 дней. В установленный срок нарушения не устранены, земельный участок не приведен в соответствие с действующим законодательством. Исмайылов Э.Х.о. привлечен к административной ответственности за нарушение Правил благоустройства города Дудинки в связи с самовольной установкой НТО. Земельный участок, на котором ответчик самовольно разместил нестационарный торговый объект, был предоставлен Исмайылову Э.Х.о. для обслуживания торгового павильона, а не для его размещения. При этом, предоставление земельного участка площадью 80 кв.м. было обусловлено нарушением земельного законодательства. По сведениям отдела архитектуры и градостроительства Администрации г. Дудинки, собственник торгового павильона, расположенного в районе <адрес> с заявлением о согласовании установки/замены торгового павильона, о согласовании архитектурных решений фасадов павильона, получением разрешения на строительство объекта не обращался. Таким образом, в нарушение требований законодательства, ответчик установил нестационарный объект без оформления разрешения на его установку, без надлежащего оформления права на земельный участок с целевым предназначением, соответствующем виду нестационарного объекта. Кроме того, НТО установлен ответчиком в нарушением правил пожарной безопасности. В связи с чем, а также в связи с не желанием ответчика урегулировать спор внесудебном порядке, истцы просят обязать ответчика освободить земельный участок площадью 80 кв.м., в районе дома <адрес>, предоставленного для обслуживания торгового павильона путем демонтажа самовольно установленного на нем нестационарного торгового объекта.
В судебном заседании представитель Администрации г. Дудинка Шульга Я.И., выступающая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Исмайылов Э.Х.о. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что все документы у него в порядке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Статья 42 Земельного кодекса устанавливает обязанность лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу норм Земельного кодекса, Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за соблюдением порядка размещения объектов и за использованием земель осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе определять места для размещения нестационарных торговых объектов в пределах территории муниципального образования.
Статья 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определяет, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По смыслу указанных норм органы местного самоуправления вправе определять места для размещения нестационарных торговых объектов в пределах территории муниципального образования независимо от принадлежности земель. Владелец нестационарного торгового объекта может быть признан законным землепользователем в случае размещения объекта в месте, определенном органом местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что Порядок размещения нестационарных объектов на территории города Дудинки утвержден постановлением главы города от 12.04.2013 N 11-0511, согласно которому, в целях применения настоящего Положения под движимыми вещами (имуществом) понимаются нестационарные торговые объекты, временные постройки, гаражи, балки, павильоны, киоски, рекламные конструкции, навесы, контейнеры, передвижные строения и сооружения, конструкции, механизмы, строительные материалы, ограждения, автостоянки открытого типа и прочие движимые вещи, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению (далее - объекты, нестационарные объекты).
Размещение на территории города нестационарных объектов допускается исключительно на основании специально выданного разрешения.
Условия размещения нестационарного объекта на территории города Дудинки:
1) имеется свободная территория, на которой допускается размещение соответствующего вида нестационарного объекта в соответствии с документами территориального планирования города;
2) надлежащим образом оформлены (зарегистрированы) права на земельный участок с целевым предназначением, соответствующем виду нестационарного объекта;
3) получено согласование с собственниками жилых помещений путем проведения собрания таких собственников в случае, если нестационарный объект непосредственно затрагивает их интересы (расположение около окон квартир, во дворе дома, на территории общего пользования домов, на расстоянии ближе 10 метров от глухих торцов жилых домов).
Нестационарные объекты могут размещаться на земельных участках, используемых для муниципальных нужд, на территории земельных участков общего пользования, а также на земельных участках, ранее предоставленных юридическим и физическим лицам в установленном порядке с их согласия и с соблюдением требований градостроительного и земельного законодательства.
Размещение нестационарных объектов ограничивается в охранных зонах памятников истории, культуры и архитектуры, в зонах исторического центра и охранных зонах регулирования застройки, на резервных территориях, предназначенных для капитального строительства, территориях, занимаемых зелеными насаждениями (рекреационных зонах) и в водоохранных зонах, на территориях, занятых подземными коммуникациями и в их охранных зонах, а также на тротуарах, проездах, противопожарных разрывах и других участках, где затрудняется движение пешеходов и транспорта, усложняется проведение механизированной уборки.
Размещение нестационарных объектов не допускается:
1) на объектах инженерной коммуникации, газонах, детских площадках, в арках зданий;
2) ближе 5 метров от окон зданий, за исключением остановочных павильонов;
3) на территориях учреждений образования и дошкольного воспитания;
4) на территориях памятников истории и культуры и в их охранных зонах;
5) в местах, размещение в которых нестационарного объекта приведет к ухудшению архитектурного облика города.
Внешний вид нестационарного объекта должен отвечать современным архитектурно-художественным требованиям дизайна и долговечности конструкций и отделки.
Запрещается размещать на территории города нестационарные объекты, изготовленные на низком техническом и эстетическом уровне.
Разрешение на размещение нестационарного объекта оформляется Администрацией города (уполномоченными ею должностными лицами) на конкретное юридическое лицо или гражданина, в отношении отдельного индивидуально определенного нестационарного объекта.
Размещение на законно используемом земельном участке иного нестационарного объекта также осуществляется после получения разрешения.
В целях оформления в уполномоченных органах прав на земельный участок заявитель вправе получить в Администрации города условное разрешение на размещение нестационарного объекта.
В выдаче разрешения может быть отказано в следующих случаях:
1) размещение нестационарного объекта не соответствует документам территориального планирования города Дудинки;
2) размещение нестационарного объекта не допускается в соответствии с Правилами благоустройства муниципального образования "город Дудинка", требованиями санитарных, противопожарных, технических норм и правил, законодательства о безопасности дорожного движения, о гражданской обороне и предупреждении чрезвычайных ситуаций, о противодействии терроризму, об энергетической безопасности;
3) размещение объекта противоречит утвержденному в установленном порядке Администрацией города плану цветового решения фасадов зданий и сооружений города;
4) размещение объекта планируется на территории, которая предназначена для реализации утвержденных муниципальных целевых программ, проектов строительства, реконструкции, благоустройства, иных мероприятий общегородского значения. В том случае, если известна дата начала реализации муниципального (государственного) мероприятия, может выдаваться разрешение (условное разрешение) на период до наступления предполагаемой даты.
Отказ в выдаче разрешения на размещение нестационарного объекта оформляется в виде мотивированного письменного ответа с указанием права заявителя на обжалование его в судебном порядке.
Наличие у заявителя правоустанавливающих документов на земельный участок не является препятствием для отказа в выдаче разрешения.
Выявление брошенных и самовольно установленных нестационарных объектов осуществляется Администрацией города путем реализации полномочий органов местного самоуправления в области архитектуры и градостроительства, осуществления земельного контроля, благоустройства территории, а также путем получения информации от граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации.
Осмотр объекта оформляется актом
Перемещение объектов и приведение земельных участков в их первоначальное состояние выполняется лицом, самовольно установившим объект, в добровольном порядке либо на основании решения суда, а также Администрацией города - в случае бездействия указанного лица, свидетельствующем о безразличном отношении к объекту (отказ от имущества), а также в отношении брошенных объектов, в порядке, установленном настоящим Положением.
Судом установлено, что 04.12.2014 года между Управлением имущественных отношений Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Исмаиловым <данные изъяты> (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок (кадастровый №), из состава категорий земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>, площадью 40 кв.м., для обслуживания торгового павильона, сроком до 02.02.2016г (л.д.10-18).
Данный договор аренды прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 23.01.2015 года, номер регистрации №
Из приказа Управления имущественных отношений Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 18.02.2015 года № 286, следует, что путем объединения трех земельных участков, образован земельный участок площадью 80 кв.м., в границах кадастрового квартала № из состава категории земель населенных пунктов, расположенный в районе дома № <адрес>, с видом разрешенного использования «Магазины» (л.д. 124).
Из дополнительных соглашений к договору аренды земельного участка от 01.04.2015г. и от 19.10.2015г., следует, что арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером № площадью 485 кв.м. из состава категории земель населенных пунктов в районе дома <адрес>, для обслуживания павильона, с разрешенным использованием – Магазины. Срок действия договора аренды продлен до 31.12.2030 года. С 30.09.2015 года из договора аренды исключен Исмаилов <данные изъяты>, и включен Исмайылов <данные изъяты> (л.д.19-20).
Из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Дудинки (л.д.33-39), следует, что в районе <адрес> должен находиться один нестационарный объект торговли типа павильона, площадью 35 кв.м. для использования субъектами малого и среднего предпринимательства.
Как следует из сведений из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д.128-132), Исмайылов Э.Х.о. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 03.04.2016г.
На основании распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Дудинки от 11.07.2016г. № 175 (л.д.22), проведена проверка выполнения условий договора аренды земельного участка с кадастровым номером № в отношении арендатора Исмайылова Э.Х.о.
Из Акта осмотра земельного участка от 13.07.2016г. № 3 следует, что в ходе осмотра установлено, что на данном земельном участке установлен нестационарный объект, габаритами 6х10м (60 кв.м.) на деревянные балки, данное строение выходит за границы предоставленного земельного участка, нарушен разрыв установки нестационарного строения между жилым домом, перекрыт проезд для автотранспорта и проход граждан (л.д.23).
08.08.2016 года в адрес Исмайылова Э.Х.о. вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, от получения которого он отказался.
Постановлением государственного инспектора Таймырского муниципального района по пожарному надзору Башкова С.А. по делу об административном правонарушении, Исмайылов Э.Х.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
Таким образом, из материалов дела видно, что ответчик Исмайылов Э.Х.о. за разрешением на размещение нестационарного объекта торговли в администрацию города не обращался, земельный участок был предоставлен ему для обслуживания торгового павильона, с разрешенным использованием – Магазины, построил нестационарный объект торговли площадью 60 кв.м., вместо разрешенных 35 кв.м., нестационарный объект торговли установлен с нарушением правил пожарной безопасности, а также в нарушение Правил благоустройства территории г. Дудинки.
Ответчик добровольно выявленные нарушения не устранил, в связи с чем, исковые требования истцов подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
На основании положений ч. 1 ст. 206 ГПК РФ, суд определяет, что в случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный судом срок, предоставить администрации города Дудинка право осуществить демонтаж самовольно установленного на земельном участке нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № и освободить от него земельный участок, со взысканием расходов по демонтажу объекта с ответчика.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ судебные издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации города Дудинки и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Дудинки к Исмайылову <данные изъяты> о возложении обязанности по освобождению земельного участка, предоставленного для обслуживания торгового павильона путем демонтажа самовольно установленного на нем нестационарного торгового объекта удовлетворить в полном объеме.
Обязать Исмайылова <данные изъяты> освободить предоставленный ему на основании договора аренды земельный участок с кадастровым номером № площадью 80 кв.м. в районе дома <адрес> от самовольно установленного на нем нестационарного торгового объекта, путем демонтажа в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
В случае неисполнения Исмайыловым <данные изъяты> решения суда в установленный судом срок, предоставить Администрации города Дудинки право осуществить демонтаж самовольно возведенного объекта – нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № площадью 80 кв.м. в районе дома <адрес> и освободить от него земельный участок, со взысканием расходов по демонтажу объекта с Исмайылова <данные изъяты>
Взыскать с Исмайылова <данные изъяты> в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Дудинский районный суд Красноярского края.
Судья Е.М. Меньщикова
В мотивированном виде решение суда изготовлено 11.01.2017г.