Дело № 2-224/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сысольский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Батовой Л.А.
при секретаре Юркиной В.В.
представителя истца Турубанова М.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Койгородок 05 апреля 2018 года гражданское дело по иску ООО «Койгородок» к Государственной межрайонной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Сысольскому и Койгородскому районам о признании права собственности на тракторный прицепи и обязании поставить на учет с выдачей регистрационных документов и номерных знаков,
у с т а н о в и л:
ООО «Койгородок» обратилось в суд с иском к Государственной межрайонной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Сысольскому и Койгородскому районам о признании права собственности на тракторный прицепи ПСЕ-20-1, заводской номер отсутствует, обязании поставить на учет с выдачей регистрационных документов и номерных знаков.
В обоснование иска указали, что 28.02.2018 ими было подано ответчику заявление о государственной регистрации тракторного прицепа ПСЕ-20-1, однако государственной регистрации было отказано в виду отсутствия документов, удостоверяющих право собственности на тракторный прицеп. Тракторный прицеп ПСЕ-20-1 в розыске не значится. Истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет и пользуется тракторным прицепом по настоящее время.
Представитель истца в судебном заседании поддержал требования, дополнительно указав, что представить документы, подтверждающие факт приобретения транспортного прицепа ПСЕ-20-1, не имеют возможности, т.к. данный прицеп был приобретен и поставлен в совхоз «Койгородский» в советские времена, в те времена паспорта прицепы не имели, а был лишь бумажный формуляр. Этот формуляр прицепа в ООО «Койгородок» не передавался по неизвестной причине. После нескольких реорганизаций совхоза «Койгородский» тракторный прицеп перешел в пользование истца, при этом никаких передаточных документов не составлялось, на баланс Общества прицеп не был поставлен, т.к. не имел остаточной стоимости по амортизации. Прицеп эксплуатируется истцом с 2007 года. При этом представитель указал, что ими не оспаривается, что ответчик незаконно отказа в постановке на учет.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представив отзыв, в котором указал, что Инспекция технадзора не возражает в заявленных требованиях и в данном случае не может являться заинтересованным лицом. Одновременно заявлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу части 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Судом установлено, что ООО «Койгородок» с 2007 года владеет и пользуется тракторным прицепом марки ПСЕ-20-1, не имеющим заводского номера. Год выпуска прицепа не установлен.
Из письма начальника ГМИ по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Сысольскому и Койгородскому району от 28.02.2018 года следует, что ООО «Койгородок» отказано в регистрации тракторного прицепа марки ПСЕ-20-1, заводской номер отсутствует на основании п.п.1 п.2.14 Порядка регистрации техники в соответствии с пунктом 2.8.10 Административного регламента.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Иск о признании права собственности относится к вещно-правовым способам защиты нарушенного права и представляет собой внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности субъекту абсолютного права на имущество. В качестве ответчика выступает лицо как заявляющее о своих правах на вещь, так и не заявляющее о таких правах, но не признающее за истцом вещного права на имущество. Таким образом, требование истца о признании права собственности может быть удовлетворено, если данное право уже возникло у истца на момент обращения с иском, но оно оспаривается ответчиком.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком.
Исходя из смысла статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации исковые требования предъявляются к лицам, нарушившим либо оспорившим какие-либо права, свободы или законные интересы истца.
В силу части 1 статьи 4 и части 1 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право выбора ответчика принадлежит истцу.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", если при подготовке дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он с соблюдением правил статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству ответчика может произвести замену ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия истца.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 года N 1626-О в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе. Поэтому, если суд придет к выводу о том, что выбранное истцом в качестве ответчика лицо не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, принудительной реализации которого тот добивается в суде, суд обязан отказать в удовлетворении иска.
При этом положения абзаца 2 части 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяют право суда по своей инициативе привлекать к участию в деле соответчиков лишь в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения.
Из искового заявления ООО «Койгородок» усматривается, что требование о признании права собственности на тракторный прицеп заявлено им к ГМИ по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Сысольскому и Койгородскому районам - исполнительному органу государственной власти Республики Коми специальной компетенции, осуществляющим контрольные и разрешительные функции по государственному надзору за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним на территории Республики Коми.
Таким образом, ООО «Койгородок», предъявляя требования к ГМИ по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Сысольскому и Койгородскому районам, реализовал принадлежащее ему право выбора ответчика.
Вместе с тем, указанный орган исполнительной власти право собственности истца на указанный тракторный прицеп не оспаривает, правопритязания со стороны ответчика в отношении тракторного прицепа отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ООО «Койгородок» о признании права собственности предъявлены к ненадлежащему ответчику. Вследствие чего, в удовлетворении иска в этой части следует отказать.
Рассматривая требования истца об обязании ответчика поставить на учет тракторный прицеп с выдачей регистрационных документов и номерных знаков, суд не находит оснований для удовлетворения в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" с 1 сентября 1995 года введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины (далее именуются - самоходные машины и другие виды техники), кроме боевой и специальной техники, состоящей на вооружении воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, имеющих воинские формирования.
Наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что органы гостехнадзора осуществляют регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Оформление паспортов самоходных машин и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством Российской Федерации, допускалось до 01 января 2016 года (Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100 и от 22 сентября 2015 года N 122).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 года N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" до 01 января 2016 года допускается оформление паспортов самоходных машин и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства-члена.
С 01 января 2016 года вступил в силу Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины.
Согласно пункту 2 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100), паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - изготовители), на произведенные ими машины, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), - уполномоченными органами (организациями) государств-членов, включенными в указанный единый реестр (далее - уполномоченные органы (организации)), по единой форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100.
Обязательным условием регистрации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и других машин и допуска их к эксплуатации является наличие паспорта самоходной машины и иных видов техники, порядок выдачи которых регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники".
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 N 460 установлено, что паспорта выдаются: предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 года, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 года; органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 года, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 года, - при предъявлении их к регистрации.
В соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации от 13 декабря 1993 года N 1291 и вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" разработаны Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами Гостехнадзора, утвержденные первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия РФ 16 января 1995 года (далее Правила).
Данные Правила обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (пункт 1.3).
Согласно пункту 2.8.6.1 Правил документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются: выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки - передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы.
Приказом Службы Республики Коми стройжилтехнадзора от 30.05.2016 № 01-05/49 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков.
В соответствии с п.2.8.1 указанного выше Порядка для получения государственной услуги при государственной регистрации машины кроме заявления, указанного в пункте 2.8 настоящего Регламента, необходимы следующие документы: паспорт самоходной машины и других видов техники (для техники, выпущенной в обращение до 1995 года и которая была зарегистрирована в соответствии с ранее действующим порядком - формуляр, технический талон, технический паспорт или другие документы, подтверждающие возможность допуска машины к эксплуатации на территории Российской Федерации); документ, подтверждающий право собственности на машину (прицеп) и (или) номерной агрегат (в соответствии с Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора))
Согласно пункту 2.8.10. Регламента документы, указанные в пунктах 2.8, 2.8.1 (за исключением подпункта 9), 2.8.2, 2.8.4 настоящего Регламента, заявитель обязан представить самостоятельно.
Пунктом 2.14 Регламента предусмотрены основания для отказа в предоставлении государственной услуги, одним из оснований которого является представление неполного комплекта документов, представляемых заявителем самостоятельно в соответствии с пунктом 2.8.10 настоящего Регламента.
Как следует из материалов дела. 28.02.2018 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги по регистрации (постановке на учет) прицепа тракторного ПСЕ-20-1, заводской номер отсутствует.
Письмом от 28.02.2018 истцу было отказано в постановке на учета на основании п.п.1 п.2.14 Регламента, а именно предоставление неполного комплекта документов.
Отказ Инспекции гостехнадзора в совершении регистрационных действий истцом не оспорен в установленном законом порядке. В настоящем судебном заседании истец также указал, что не оспаривает законность отказа в постановке на учет.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым отказать в иске ООО «Койгородок» в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ООО «Койгородок» к Государственной межрайонной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Сысольскому и Койгородскому районам о признании права собственности на тракторный прицепи и обязании поставить на учет с выдачей регистрационных документов и номерных знаков оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.А.Батова
Мотивированное решение составлено 05.04.2018