Дело № 2- 57/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Ильинский 21 февраля 2018 года
Ильинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Стерховой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Поносовой Т.В.,
с участием истца Деменевой Р.А.,
представителя истца Коньковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Деменевой Розы Алексеевны к администрации Чёрмозского городского поселения о признании права собственности на дом и земельный участок,
установил:
уточнив требования, истец ФИО5 просит признать за ней право собственности на жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>, Чёрмозское городское поселение, г. Чёрмоз, <адрес>.
Требования мотивированы тем, что спорные объекты недвижимости приобретены истцом в июле 2002 года у ФИО4 и ФИО3 на основании расписки. Денежные средства в размере 12 000 рублей переданы истцом Продавцам в присутствии свидетелей. Договор в установленном порядке зарегистрирован не был. В последствии расписка о получении денег за дом была утеряна. С июля 2002 года заявитель добросовестно, открыто и непрерывно владеет жилым домом и земельным участком, по вышеуказанному адресу, как своим собственным в течение срока приобретательной давности.
На момент совершения сделки ФИО14 имели в собственности спорные объекты недвижимости в порядке наследования по завещанию после ФИО2. ФИО3 и ФИО4 умерли, поэтому признать право собственности на спорные объекты недвижимости возможно лишь в судебном порядке.
В судебном заседании истец ФИО5 и её представитель ФИО8 требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении. ФИО5 дополнительно пояснила, что ФИО14 умерли более пяти лет назад, никто из их родственников не претендует ни на дом, ни на земельный участок, которыми она владеет открыто.
Ответчик администрация Чёрмозского городского поселения своего представителя в судебное заседание не направила, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, разрешение спора оставили на усмотрение суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
В силу ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии с ч.3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
На основании п.1 ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности;
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Обстоятельства владения и пользования спорным домом заявителем как своей собственностью: добросовестно, открыто и непрерывно с 2002 года подтверждаются исследованными судом материалами.
Судом установлено, что ФИО5 произвела оплату в размере 12 000 рублей за жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: г. Чёрмоз, <адрес>, ФИО4 (л.д. 21).
В судебном заседании исследуется вопрос о правах Продавца на спорные объекты недвижимости.
Согласно информации Ильинского отдела Карагайского филиала «ЦТИ <адрес>» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован на праве собственности за ФИО2.
Из материалов дела следует, что ФИО4 и ФИО3 являются наследниками по завещанию к имуществу ФИО2 (л.д. 19).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по адресу: <адрес> находится одноэтажный дом площадью 35,9 кв.м., кадастровый №, инвентарный №_b, год завершения строительства - 1949. Сведения о правообладателе отсутствуют (л.д. 41 - 42).
При этом материалы дела не содержат сведений о правах на земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>.
Согласно телефонограмме от землеустроителя ФИО9 спорный земельный участок имеет предварительную площадь 842 кв.м., никаких прав на него ни за кем никогда не оформлялось.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации распорядиться имуществом по сделке может только собственник или лицо, уполномоченное собственником.
Поскольку не представлены доказательства прав собственника на спорный земельный участок, суд не рассматривает его предметом спора, устанавливает объектом спора только спорный жилой дом.
Свидетель ФИО10 в судебном заседании показала, что в ее присутствии в июле 2002 года в доме ФИО11 ФИО5 передала деньги в размере 12 000 рублей ФИО4 за приобретение дома по адресу: <адрес>. При этом ФИО3 в качестве документа на дом предъявил и передал ФИО5 завещание ФИО2. ФИО3 и ФИО6 умерли более семи лет назад. Имеются ли после их смерти какие-либо родственники, ей не известно.
Аналогичные показания в судебном заседании дал свидетель ФИО12, дополнительно пояснил, что период проживания в доме с 2002 года никто кроме истца не претендует на спорные объекты недвижимости.
У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей, показания согласуются с письменными доказательствами по делу.
Судом установлено, что переход права собственности на спорный жилой дом в установленном порядке не зарегистрирован.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Суд считает, что отсутствие государственной регистрации на спорный объект недвижимости не ставит под сомнение права истца как его собственника.
Также из материалов дела следует, что ФИО5 факт своего владения спорным домом не скрывала, владела им непрерывно и добросовестно как своим собственным с момента покупки, т.е. с 2002 года. В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что спорный дом не имеет собственника, его принадлежность какому-либо собственнику на момент рассмотрения судом дела не подтверждается правоустанавливающими документами, что свидетельствует об отсутствии правовых притязаний на указанное имущество других лиц, кроме заявителя. Администрация Чёрмозского городского поселения, которая имеет право поставить данное жилое помещение на учет как бесхозяйное, а впоследствии признать за собой право собственности, не возражает против признания права собственности на спорный дом за истцом.
Таким образом, в ходе судебного заседания нашло своё подтверждение то, что с 2202 года ФИО5 открыто, добросовестно и непрерывно владеет и пользуется домом, находящимся по адресу: <адрес>, г. Чёрмоз, <адрес>, как своим собственным, то есть более 15 лет.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из ст. 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные требования в отношении дома подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ основанием возникновения гражданских прав является судебное решение, устанавливающее гражданские права и обязанности.
Также судом установлено, что определением Ильинского суда от ДД.ММ.ГГГГ истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела по существу, поэтому с ФИО5 подлежит взысканию государственная пошлины в доход местного бюджета в размере 4 683 рубля 73 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Деменевой Розы Алексеевны удовлетворить частично.
Признать за Деменевой Розой Алексеевной право собственности на жилой дом площадью 35,9 кв.м., кадастровый номер 59:20:0050130:36, расположенный по адресу: Пермский край, Ильинский район, г. Чёрмоз, ул. С. Лазо, д. 6 в силу приобретательной давности.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности за Деменевой Розой Алексеевной на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Деменевой Розы Алексеевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 683 (четыре тысячи шестьсот восемьдесят три) рубля 73 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья А.Ю. Стерхова