Дело № 5-854/21
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
01 апреля 2021 года г. Ухта
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Логинов С.С., при секретаре Филипповой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: ...., дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – акционерного общества «Комиавиатранс», ИНН/КПП ...., ОГРН ...., юридический адрес: ....,
установил:
В Ухтинский городской суд Республики Коми поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении юридического лица – АО «Комиавиатранс».
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, составленного <...> г. Сосногорским транспортным прокурором Северо-Западной транспортной прокуратуры, следует, что на основании лицензии от <...> г. № .... филиалом АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Ухта» осуществляется эксплуатация взрывопожароопасного производственного объекта – «склад ГСМ аэропорта «Ухта», регистрационный № .... от <...> г., .... класс опасности, место расположение: ..... В ходе проверки соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - «склад ГСМ аэропорта «Ухта», проведенной Сосногорской транспортной прокуратуры в период с <...> г. по <...> г., выявлены следующие нарушения требований промышленной безопасности:
1.Не обеспечено проведение подготовки и первичной аттестации начальника службы горюче-смазочных материалов З.Ю. (приказ о приеме на работу от <...> г. № ....) и начальника склада горюче-смазочных материалов А.Н. (приказ о приеме на работу от <...> г. № ....) при назначении на должность в области промышленной безопасности Б.1.7 (эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов), Б.10.1 (транспортирование опасных веществ железнодорожным транспортом), что является нарушением:
- п. 1 ст. 9, п. 1 и п. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- абз. «е» п. 5 «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661;
2. Не обеспечено проведение экспертиз промышленной безопасности: здания насосной ГСМ, здания насосного тупика «Сырочай», железнодорожной сливной эстакады, что является нарушением:
- п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- абз. «к» п. 5 «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661;
3. Резервуарный парк хранения нефтепродуктов склада ГСМ аэропорта Ухта не оснащен средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров, что является нарушением:
- абз. «и» п. 5 «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661;
- п. 99 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529.
Действия АО «Комиавиатранс», квалифицированы транспортным прокурором по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, то есть нарушение требований промышленной безопасности.
В судебном заседании представитель АО «Комиавиатранс» Карнатов Р.А. вину общества в нарушении требований промышленной безопасности не оспаривал. Указал, что выявленные нарушения требований промышленной безопасности в настоящее время устраняются. Просил не применять наказание в виде административного приостановления деятельности, ограничившись наказанием в виде административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Помощник прокурора Доронина Н.Б. в судебном заседании вину юридического лица в совершении правонарушения считала доказанной.
Заслушав представителя привлекаемого лица, должностное лицо, исследовав представленные материалы и оценив все доказательства в их совокупности, прихожу к следующему.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (п. 4 ст. 13 Закона № 116-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Первичная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца, в частности, при назначении на соответствующую должность (п. 3 ст. 14.1 названного закона).
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661 утверждено «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (далее – Положение).
Согласно п. 5 Положения, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются:
- обеспечение проведения подготовки и аттестации в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих деятельность на объектах, в соответствии со статьями 9 и 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (абз. «е» п. 5);
- наличие положительных заключений экспертизы промышленной безопасности, внесенных в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (абз. «к» п. 5);
- наличие и функционирование приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах - в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (абз. и п. 5).
Пунктом 99 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529, установлено, что резервуарные парки хранения нефти и светлых нефтепродуктов должны оснащаться средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 данной статьи).
Факт нарушения АО «Комиавиатранс» требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта подтверждается следующими письменными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <...> г.; заключением по проверке; лицензией на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов; свидетельством о регистрации объекта; приказами о приеме на работу работников, а также другими материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает.
Оценив представленные доказательства в их совокупности полагаю, что вина АО «Комиавиатранс» в совершении правонарушения выразившееся в нарушении требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, доказана и сомнений не вызывает.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
С учетом характера совершенного правонарушения, признания вины, принятия мер по устранению выявленных нарушений, отсутствие отягчающих обстоятельств, а также сведений о совершении юридическим лицом ранее административных правонарушений, полагаю возможным не назначать АО «Комиавиатранс» наказание в виде административного приостановления деятельности и ограничиться административным штрафом.
Исходя из положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу, на постановления и решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей раздела второго настоящего Кодекса, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание имущественное и убыточное финансовое положение АО «Комиавиатранс» в .... году, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также принятие обществом мер по устранению в кратчайшие сроки выявленных нарушений, с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица считаю возможным назначить административное наказание в виде штрафа, в размере .... руб.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9 - 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать виновным акционерное общество «Комиавиатранс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере .... рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: .....
Платежное поручение об уплате административного штрафа необходимо предъявить в канцелярию Ухтинского городского суда Республики Коми (....).
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С. С. Логинов
УИД: 11RS0005-01-2021-001913-11