Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Красный Яр ДД.ММ.ГГГГ
Красноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Черкасовой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Бекешевой С.И.,
с участием помощника прокурора Красноярского района Масутова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноярского района Астраханской области к Карпову ФИО14, Шайхиевой ФИО15, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО3 о признании договора безвозмездного пользования жилым помещением мнимым и снятия с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красноярского района обратился в суд с иском к Карпову ФИО14, Шайхиевой ФИО15, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО3 о признании договора безвозмездного пользования жилым помещением мнимым и снятия с регистрационного учета, указав, что прокуратурой Красноярского района проведена проверка исполнения законодательства при регистрации граждан по месту жительства по местам массовой регистрации, в ходе которой установлено, что в жилом доме по <адрес>, поселка <адрес> зарегистрировано по месту жительства <данные изъяты> человек, в том числе Карпов А.Н.
Данный жилой дом принадлежит на праве собственности несовершеннолетней ФИО3. Ответчик Карпов А.Н. зарегистрирован на основании заявления Шайхиевой З.Ж., законного представителя несовершеннолетней ФИО3, а также его личного заявления. Между Карповым А.Н. и Шайхиевой З.Ж., хозяйкой дома фактически совершена устная сделка по безвозмездному предоставлению в пользование жилого помещения.
Проверкой установлено, что Карпов А.Н. по месту регистрации по адресу: <адрес>, фактически не проживает, родственных отношений с собственником дома не имеет. Фактическое не проживание ответчика подтверждено участковым уполномоченным полиции. Общая площадь жилого дома составляет <данные изъяты>. м., соответственно, на каждого зарегистрированного в нем по месту жительства не приходится даже по 1 кв.м., что свидетельствует о невозможности проживания в нем.
Прокурор считает, что фактически заключенный между Карповым А.Н. и Шайхиевой З.Ж. договор передачи в безвозмездное пользование жилого дома является мнимой сделкой, поскольку он был заключен без намерения Карпова А.Н. проживать в предоставленном жилом доме.
Уведомив органы регистрационного учета о месте своего проживания по спорному адресу, ответчик предоставил заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего жительства, т.к. не имел намерения проживать в указанном жилом помещении, нарушив законные права и интересы неопределенного круга лиц и государства, что препятствует исполнению им обязанностей перед последним.
Нарушение законных прав и интересов неопределенного круга лиц и государства заключается в том, что несоответствие сведений о зарегистрированных гражданах, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации, фактическому проживанию граждан на территории муниципального образования препятствует исполнению государством обязанностей перед гражданами проводить свободные демократические выборы и референдум, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства избирателей, участников референдума на соответствующей территории.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является обеспеченность граждан жилыми помещениями менее учетной нормы. Установление учетной нормы зависит от количества зарегистрированных граждан на территории муниципального образования.
В связи с этим прокурор просит признать заключенный между Карповым А.Н. и Шайхиевой З.Ж. договор передачи в безвозмездное пользование жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, недействительным, применить последствия недействительности указанного договора и снять с регистрационного учета Карпова А.Н. по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании помощник прокурора Красноярского района Астраханской области Масутов А.А. заявленные требования поддержал.
Ответчики в судебное заседание не явились. Дело с согласия прокурора было рассмотрено в отсутствии ответчиков. Разрешая вопрос о рассмотрении дела в отсутствии ответчиков, суд исходил из следующего. Ответчики были извещены о дне слушания дела судебными повестками, о чем в деле имеются расписки. Однако ответчики в судебное заседание не явились. Ответчикам письменно были разъяснены их права и обязанности, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством, в том числе право участвовать в судебном заседании посредством представителя. Но никто из ответчиков не воспользовался своим правом и не представил в суд своих представителей с надлежаще оформленными полномочиями. Ответчик Шайхиева З.Ж. представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, исковые требования прокурора признает в полном объеме, последствия признания иска на основании ст.173 ч.2 ГПК РФ ей известны.
Представитель администрации МО «<адрес>» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Представитель ОУФМС России по Астраханской области в <адрес> в судебное заседание не явился. В материалах дела имеется заявление начальника ФИО9 о рассмотрении дела в отсутствии представителя ОУФМС России по <адрес>, указав, что возражений по данному вопросу ОУФМС не имеет, решение вопроса оставляет на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора по следующим основаниям.
Конституцией России каждому гражданину гарантировано его право на жилище, никто не может быть произвольно лишен своего жилища.
В силу статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
В соответствии с п. 16 Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ» указывают на то, что объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены ст. 15 ЖК РФ. Жилым помещением признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства ( ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Таким образом, регистрация граждан по месту жительства осуществляется при изменении ими места жительства и при наличии документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения.
В соответствии с пп. «ж» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, обнаружение не соответствующих действительности сведений и документов, послуживших основанием для регистрации, является основанием для снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства.
В судебном заседании установлено и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, что ФИО3 является собственником жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Ответчик Карпов А.Н. был зарегистрирован по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на основании своего письменного заявления и заявления законного представителя собственника дома Шайхиевой З.Ж.
Согласно рапортам, имеющимся в материалах дела, участкового уполномоченного полиции ФИО10 и участкового уполномоченного полиции ФИО11 Карпов А.Н. фактически в <адрес> не проживает.
В судебном заседании установлено, что Карпов А.Н. зарегистрирован в <адрес>, общая площадь которого составляет <данные изъяты> кв.м. В данном доме всего зарегистрировано <данные изъяты> человек. Таким образом, на одного зарегистрированного человека по <адрес> приходится 0, 64 кв.м.
Исходя из аналогии, для сравнения возможно взять учетную норму площади жилого помещения.
Учетная норма площади жилого помещения – это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма предоставляется органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории МО «<адрес>» установлена учетная норма общей площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров на одного человека.
Следовательно, размер доли общей площади на одного зарегистрированного ответчика не соответствует минимальным установленным нормам, а также не отвечает критериям разумности.
На основании установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что регистрация ответчика Карпова А.Н. в доме ФИО3 носит формальный характер. Ответчик в дом не вселялся и не проживал в нем.
В соответствии со ст. 170 ч.1 Гражданского кодекса РФ мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
В силу ст. 167 п. 1 ГК РФ ничтожная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
С учетом изложенных норм права, заключенный между Шайхиевой З.Ж. и Карповым А.А. договор безвозмездного пользования жилого помещения, является мнимым, поскольку он ничтожен с момента его заключения. Данный договор был заключен в нарушение ст. 247 ГК РФ без намерения ответчика проживать в жилом помещении.
В связи с этим суд считает необходимым применить последствия недействительности указанного договора и снять ответчика Карпова А.Н. с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.
В соответствии со ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образования.
Уведомив органы регистрационного учета о месте своего проживания, ответчик предоставил заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего жительства, т.к. не имел намерения проживать в указанном жилом помещении, тем самым нарушив законные права и интересы неопределенного круга лиц и государства в получении полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Нарушение законных прав и интересов неопределенного круга лиц и государства заключается также в том, что несоответствие сведений о зарегистрированных гражданах, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации, фактическому проживанию граждан на территории муниципального образования, препятствует исполнению государством обязанностей перед гражданами проводить свободные демократические выборы и референдум, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства избирателей, участников референдума на соответствующей территории.
С учетом изложенного исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам о признании договора безвозмездного пользования жилым помещением мнимым и снятии Карпова А.Н. с регистрационного учета, подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Красноярского района Астраханской области удовлетворить.
Признать договор безвозмездного пользования жилым помещением, заключенный между Шайхиевой ФИО15 и Карповым ФИО14 недействительным.
Применить последствия недействительности указанного договора и снять с регистрационного учета Карпова ФИО14 по адресу: <адрес>.
Взыскать с Шайхиевой З.Ж., Карпова А.Н. госпошлину в доход федерального бюджета в размере по <данные изъяты> рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.В. Черкасова