Дело №2-145/2020
УИД 04RS0019-01-2020-000151-58
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Турунтаево 11 августа 2020 года
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Туравининой Ю.Ю., при секретаре Омутовой А.А., при участии прокурора Гонгоровой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия к индивидуальному предпринимателю Пономареву А. В. о понуждении устранить нарушения требований федерального законодательства при осуществлении деятельности в сфере пользования недрами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском к Пономареву А.В. о понуждении устранить нарушения требований федерального законодательства при осуществлении деятельности в сфере пользования недрами, а именно:
- разработать и утвердить в органе Ростехнадзора План развития горных работ;
- осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности;
- на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составить паспорт отходов I-IV классов опасности;
- паспорта, а также документы, подтверждающие отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;
- организовать учет в области обращения с отходами;
- утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- поставить объекты, оказывающие негативное воздействия на окружающую среду, на государственный учет.
Исковые требования мотивированны следующим. В ходе проверки исполнения законодательства об охране и использовании недр в деятельности ИП Пономарева А.В., установлено, что ИП Пономарев А.В. является владельцем лицензии ПБК №, вид лицензии ИЭ на право пользования участком недр в местности левый берег <адрес>, с целью добычи известняка. Дата окончания лицензии ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно условиям лицензии индивидуальный предприниматель обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр, окружающей среды и безопасному ведению работ (п.18 лицензии), ежегодно согласовывать план развития горных работ с управлением Ростехнадзора по РБ (п.24 лицензии).
В нарушение установленных законом и лицензией требованиям работы по добыче известняка в местности левый берег <адрес> проводятся ответчиком а отсутствие утвержденного органом Ростехнадзора Плана развития горных работ; не разработаны и не утверждены паспорта опасных отходов, не организован учет в области обращения с отходами.
Также установлено, что на лицензионном участке имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (вахтовый передвижной вагончик, открытый карьер отработки). Проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не утвержден, отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Кроме того, ответчиком не выполнено требования законодательство об обращении с заявлением в Республиканскую службу по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объекта охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзор) и постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет.
Исковое заявление подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц, поскольку нарушения требований природоохранного законодательства нарушает интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Гонгорова Е.Б. исковые требования поддержала, согласно доводов, изложенных в иске. Не возражала против рассмотрения дела в заочном порядке.
В судебное заседание ответчик Пономарев А.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, что подтверждается распиской об извещении.
Учитывая, что ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако в судебное заседание не явился и не сообщил об уважительности причин неявки, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, с учетом мнения истца, на основании ст. 233 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного судопроизводства, о чем вынесено определение.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей (ст. 22).
пользователи недр обязаны обеспечить соблюдение требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору. Мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом государственного горного надзора. Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации. Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, проводятся на основании лицензий на соответствующий вид деятельности (ст. 24).
Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых установлен Правилами подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 N 814.
Согласно п. 9 указанных Правил планы и схемы развития горных работ до их утверждения подлежат согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - орган государственного горного надзора).
Согласно ч.ч. 1,3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно п. 2 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Из материалов дела следует, что ИП Пономарев А.В. осуществляющий деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых (известняка), является владельцем лицензии ПБК №, вид лицензии ИЭ на право пользования участком недр в местности левый берег <адрес>, с целью добычи известняка. Дата окончания лицензии ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 18 лицензии ответчик обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр, окружающей среды и безопасному ведению работ.
В соответствии с п.24 лицензии ответчик обязан ежегодно согласовывать план развития горных работ с управлением Ростехнадзора по РБ.
Из справки о результатах проверки соблюдения законодательства об охране и использовании недр от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проверки деятельности ИП Пономарева А.В. установлено, что деятельность индивидуальным предпринимателем осуществляется в отсутствие утвержденного огранном Ростехнадзора Плана развития горных работ, не разработан и не утверждены паспорта опасных отходов, не организован учет в области обращения с отходами, при наличии источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (вахтовый передвижной вагончик, открытый карьер отработки) проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не утвержден, отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Кроме того, индивидуальным предпринимателем не выполнено требования законодательство об обращении с заявлением в Республиканскую службу по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объекта охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзор) и постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет.
Согласно письменным объяснениям ответчик Пономарев не оспаривает выявленные нарушения.
Оценив представленные доказательства, в отсутствие доказательств стороны ответчика, опровергающих доводы иска, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о понуждении устранить нарушения требований федерального законодательства при осуществлении деятельности в сфере пользования недрами, в полном объеме, поскольку нарушение природоохранного законодательства ответчиком влечет, а также может повлечь нарушение прав и законных интересов на благоприятную окружающую среду, как жителей Прибайкальского района, так и иных лиц, круг которых невозможно определить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия к индивидуальному предпринимателю Пономареву А. В. о понуждении устранить нарушения требований федерального законодательства при осуществлении деятельности в сфере пользования недрами удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Пономарева А. В. о понуждении устранить нарушения требований федерального законодательства при осуществлении деятельности в сфере пользования недрам в местности левый берег <адрес>, а именно:
- разработать и утвердить в органе Ростехнадзора План развития горных работ;
- осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности;
- на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составить паспорт отходов I-IV классов опасности;
- паспорта, а также документы, подтверждающие отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;
- организовать учет в области обращения с отходами;
- утвердить проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- поставить объекты, оказывающие негативное воздействия на окружающую среду, на государственный учет.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ю.Ю. Туравинина
Решение в окончательной форме изготовлено 18 августа 2020 года.
Судья Ю.Ю. Туравинина