Дело № 12-239/2019
РЕШЕНИЕ
г. Ярославль 06 сентября 2019 года
Судья Дзержинского районного суда г. Ярославля Дрепелев А.С., рассмотрев жалобу Костина Андрея Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 7 Дзержинского судебного района г. Ярославля Голодиловой Е.И. от 23 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 7 Дзержинского судебного района г. Ярославля Голодиловой Е.И. от 23.07.2019 Костин А.А. привлечен к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за невыполнение в установленный срок предписания № 188-з, выданного 12.07.2018 Управлением Россельхознадзора по Ярославской области, тем самым, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
08 августа 2019 года мировому судье судебного участка № 7 Дзержинского судебного района г. Ярославля поступила жалоба Костина А.А. на указанное постановление мирового судьи, в которой он просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что земельный участок с кадастровым номером №, собственником которого он является, входит в границы особо охраняемой природной территории (далее ООПТ) Ярославской области регионального значения – туристко-рекреационную местность «Парк Демино»; границы и режим данной территории ООПТ утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 28.06.2017 № 530-П «О реорганизации памятника природы, утверждения положения о туристко-рекреационой местности «Парк Демино». Согласно пп. 14.1 п. 14 Положения – запрещаются любые виды деятельности, рекреационого и иного использования, влекущие за собой нарушение сохранности территории охраняемых объектов и комплексов, а также противоречащие целям создания туристкорекреационной местности, а именно: разработка и распашка земель, проведение рубок лесных насаждений и т.д. Тем самым, по мнению автора жалобы, предписание вынесено органом, под юрисдикцию которого не подпадает принадлежащий ему земельный участок.
Кроме того, заявитель обращает внимание, что правомерность требований Управления Россельхознадзора по Ярославской области являлась предметом рассмотрения Дзержинского районного суда г. Ярославля по его жалобе на постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ярославской области ФИО5 № 178/268-з/18 от 18.07.2018 и решение руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области ФИО6 от 15.08.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ. По результатам ее рассмотрения решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 14.11.2018, вступившим в законную силу 18.12.2018, вышеуказанные акты должностных лиц отменены как незаконные.
13 августа 2019 года указанная жалоба поступила по подведомственности в Дзержинский районный суд г. Ярославля для рассмотрения.
Жалоба подана заявителем без пропуска срока обжалования, установленного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ.
В судебном заседании заявитель и его защитник доводы жалобы поддержали, просили об отмене постановления мирового судьи. Дополнительно пояснили, что Костин А.А. пытался изменить целевое назначение земельного участка, обращался по этому поводу в Администрацию Рыбинского муниципального района, однако ему было отказано, т.к. участок относится к ООПТ «Парк Демино».
Представитель Управления Россельхознадзора по Ярославской области просил отказать в удовлетворении жалобы заявителя. Пояснил, что, несмотря на отмену постановлений о привлечении Костина А.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, предписание Управления заявителем не обжаловалось, поэтому оно подлежит исполнению. Не отрицал, что земельный участок, принадлежащий Костину А.А., действительно относится к ООПТ «Парк Демино».
Проверив материалы дела и доводы жалобы, полагаю о наличии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки, проведенной Управлением Россельхознадзора по Ярославской области, 12.07.2018 собственнику земельного участка с кадастровым номером № выдано предписание № 188-з, срок исполнения которого установлен до 15.05.2019.
При проверке исполнения названного предписания 10.06.2019 установлено его неисполнение, а именно: собственником земельного участка кадастровый номер № не приняты меры по своевременному вовлечению земель сельскохозяйственного назначения в оборот, не разработан план сельскохозяйственных мероприятий согласованный с Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, участок не введен в сельскохозяйственный оборот, указанные в предписании фитосанитарные, агротехнические мероприятия, на участке не проведены, участок по-прежнему находится в состоянии не пригодном для сельскохозяйственного производства, выведен из оборота, таким образом, в нарушение ст. 42 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ гражданин Костин А. А. не использует земельный участок кадастровый номер № в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, не приступил к своевременному использованию земельного участка, в нарушение ст. 13 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001г. №136-Ф3 Костин А.А. не проводит мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.
По данному факту 11.06.2019 административным органом в отношении Костина А.А. составлен протокол № 169-з об административном правонарушении по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, который направлен на рассмотрение мировому судье судебного участка № 7 Дзержинского района г. Ярославля.
Невыполнение предписания послужило основанием для вынесения 23.07.2019 мировым судьей постановления о привлечении Костина А.А. к административной ответственности, установленной данной нормой.
Делая вывод о виновности Костина А.А. в совершении вмененного административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что заявителем не выполнено в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего государственный земельный надзор, об устранении нарушений земельного законодательства.
Вместе с тем, принятое по делу постановление не может быть признано законным.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу положений ст. 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии с ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
Установленная данной нормой административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания указанного органа.
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Однако в нарушение требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ при вынесении оспариваемого постановления о привлечении Костина А.А. к административной ответственности мировым судьей не проверен вопрос о законности предписания № 188-з, выданного 12.07.2018 Управлением Россельхознадзора по Ярославской области.
В силу ч.ч. 1 и 4 ст. 15 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения получили развитие в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения)», функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
На основании п.4 ст.94 Земельного кодекса РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Ярославской области от 28.06.2017 №530-п «О реорганизации памятника природы, утверждении Положения о туристско-рекреационной местности «Парк Демино» и о внесении изменений в постановление Правительства области от 01.07.2010 № 460-п» участок, находящийся в собственности Костина А.А., отнесен к землям туристско-рекреационного назначения.
Согласно п.9 Положения о туристско-рекреационной местности «Парк Демино» (Приложение к Постановлению), государственный надзор в области охраны и использования туристско-рекреационной местности осуществляется Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в пределах его компетенции.
При изложенных данных, с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ, а также того обстоятельства, что законность предписания мировым судьей не проверена, утверждение Костина А.А. и его защитника ничем не опровергнуто, невозможно сделать безусловный вывод о виновности Костина А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 7 Дзержинского судебного района г. Ярославля от 23 июля 2019 года, вынесенное в отношении Костина А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу прекращению, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 7 Дзержинского судебного района г. Ярославля от 23 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отменить; производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.С. Дрепелев