<данные изъяты>
<данные изъяты><данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации17.08.12 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Гороховик О. В.
при секретаре Ивановой И. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Ермаковой С. С. об оспаривании распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самара от 11.07.12 года №,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самара от 11.07.12 года №.
В обоснование заявленных требований указала, что распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от 11.07.12 г. № вторым опекуном недееспособной А. назначена Захарова В. К. При принятии указанного распоряжения не было учтено то, что между Захаровой В. Н. и ней сложились неприязненные отношения. Захарова В. Н. препятствует ей в исполнении обязанностей опекуна.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит отменить распоряжение первого заместителя главы городского округа Самара № от 11.07.12 г.
В судебном заседании заявитель и ее представители изложенные в заявлении требования поддержали, просили отменить распоряжение.
Представитель заинтересованного лица – Главы г. о. Самары в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель департамента семьи, опеки и попечительства администрации г.о. Самара, Захарова В. К. также просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что требования Ермаковой С. С. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от 10.02.09 г. указано, что исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от 10.02.09 г. к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
Согласно статье 31 Гражданского кодекса РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.
Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.
К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты РФ.
В соответствии со ст. 32 Гражданского кодекса РФ опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Пунктом 3 ст.36 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Пунктом п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.04.2008 №49-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусмотрено, что опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.
Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.
При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Согласно Постановления Правительства РФ от 17.11.2010 N 927 (ред. от 31.03.2011) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" (вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", "Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями", "Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина", "Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", "Правилами ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан") гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:
а) заявление о назначении опекуном;
б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения и справки, выданной территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или иным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение);
в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;
г) справка об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выданная органами внутренних дел;
д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);
з) справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданная соответствующими уполномоченными органами (выдается по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе при обращении гражданина, выразившего желание стать опекуном, в указанные уполномоченные органы);
и) документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, подготовки в порядке, установленном настоящими Правилами (при наличии);
к) автобиография.
Из материалов дела следует, что решением Промышленного районного суда г. Самары от 06.04.94 г. А. М. признана недееспособной. А В. М. был назначен опекуном своей сестры на основании постановления администрации Промышленного района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ №.
06.10.11 г. А В. М. умер.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от 30.11.11 года № –р опекуном недееспособной А. на основании заявления от 10.11.11 г. назначена племянница Ермакова С. С. Распоряжением первого заместителя Главы г. о. Самары от 11.07.12 г. № Захарова В. К. назначена вторым опекуном недееспособной А. М.
Судом установлено, что Захаровой В. К. при подаче заявления были предоставлены все предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 927 (ред. от 31.03.2011) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" (вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", "Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями", "Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина", "Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", "Правилами ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" документы, что подтверждается личным делом недееспособной А
Обстоятельства, препятствующие Захаровой В. К. осуществлять обязанности опекуна, установлены не были.
Захарова В. К. была назначена вторым опекуном в связи с тем, что она проживает с недееспособной длительное время, с А у нее сложились доверительные отношения, сформировалась личная взаимная приязнь, что подтверждается письмом Самарского психоневрологического диспансера, актом проверки условий жизни недееспособной от 29.05.12 г.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что Захаровой В. К. были предоставлены в органы опеки и попечительства все необходимые документы для назначения ее опекуном недееспособной, обстоятельств, препятствующих осуществлению обязанностей опекуна установлено не было, она обоснованно была назначена опекуном недееспособной А
Кроме того, как видно из указанного выше распоряжения оно не содержит властное волеизъявление названного органа в отношении прав и свобод заявителя, не повлекло нарушение прав и свобод Ермаковой В. К. и не создало препятствия к их осуществлению.
В соответствии с требования закона возложение на лицо обязанности опекуна возлагает на указанное лицо определенные обязанности, которые опекун должен выполнять надлежащим образом, а не предоставляет права и свободы. Назначение опекуна подопечному назначается в интересах недееспособного, а не самого опекуна.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что не установлено нарушение одновременно закона и прав и свобод заявителя оспариваемым распоряжением, суд приходит к выводу, что заявление Ермаковой В. К. удовлетворению не подлежит.
Права и интересы недееспособной А М. оспариваемым распоряжением также не нарушаются, поскольку ее правое положение не изменило.
С учетом указанных норм права в настоящее время отсутствуют правовые основания для отмены оспариваемого распоряжения.
Ссылка заявителя на то, что нарушаются ее права осуществлять права опекуна, несостоятельна, поскольку как указано выше назначения лица опекуном возлагает на него обязанности, а не предоставляет определенные права.
Доводы заявителя о том, что оспариваемым распоряжением нарушаются права недееспособной А. не могут быть приняты во внимание, поскольку в судебном заседании не было представлено доказательств того, что после вынесения оспариваемого распоряжения положение А Т. М. ухудшилось.
Утверждение заявителя о том, что оспариваемое распоряжение вынесено с нарушением требований ст. 35 ГК РФ, не может быть принято во внимание, поскольку Ермакова С. С. обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ. Для признания незаконным решения органа власти необходимо наличие совокупности двух условий: нарушений закона и прав и свобод гражданина. В указанном случае судом не было установлено совокупности нарушений закона и прав и свобод Ермаковой С. С.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Ермаковой Светлане Сергеевне отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в течение 30 дней.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий О. В. Гороховик