Дело №2-660\2020 год.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2020 года г. Клин, Московской области,
Клинский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи КОРЕНЕВОЙ Н.Ф.
при секретаре – помощнике Ермаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малаховой Е. А. к ГУ УПФ РФ №1 по г. Москве и Московской области, о признании права на назначение страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
26.06.2019г. Малахова Е.А., через личный кабинет застрахованного лица, на сайте Пенсионного фонда РФ, подала заявление о назначении страховой пенсии по старости, в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400 - ФЗ (per. № 1167049/19 от 26.06.2019г.).
Решением ГУ Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации № 1 по г. Москве и Московской области, № 1167049\19 от 04.07.2019года, Малаховой Е.А., /дата/ рождения, было отказано в назначении страховой пенсии по старости, в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400 – ФЗ.
Считая отказ в назначении пенсии незаконным и необоснованным, Малахова Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ № 1 по г. Москве и Московской области, о признании решения комиссии при ГУ УПФ РФ /номер/ от 04.07.2019года, необоснованным, просила обязать ответчика произвести расчет и назначить ей страховую пенсию по старости, с момента первичного обращения за назначением пенсии, со дня возникновения права на получение льготной пенсии, поскольку с 1984 года по 1999 год она работала в ОАО «Клинволокно» с вредными условиями, что подтверждается ее трудовой книжкой.
В судебном заседании представитель истца по доверенности, Шварцман Т.А., исковые требования поддержала, по основаниям, указанным в иске, просила назначить истице пенсию по Списку у /номер/, с момента обращения за назначением пенсии, поскольку та работала во вредных условиях труда.
Представитель УПФ РФ № 1 по г. Москве и Московской области, по доверенности. Калинина Е.А.,. в судебном заседании иск не признала, представила суду письменный отзыв на иск, который поддержала, пояснив, что у Малаховой Е.Е. специального страхового стажа по Списку №2 нет. Специальный страховой стаж по Списку №1 за работу в ООО «Клинтекс», у Малаховой Е.А. может составлять лишь 02года 10 месяцев 17 дней, что недостаточно для назначения досрочной страховой пении по старости, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013года. Малаховой Е.А., для назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку №1, в возрасте 52 лет, необходимо иметь специальный стаж по Списку №1, не менее 03года 09 месяцев. Специальный страховой стаж по Списку производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении возраста 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет, утвержденному постановлением Правительства РФ № 130 от 01.03.1992г., у Малаховой Е.А., за работу в ОАО «Клинволокно» с 29.06.1984года по 09.05.1994года, с 11.08.1994года по 22.07.1999года, составляет всего 14 лет 09 месяцев 21 день, что не достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.4 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ. Малахова Е.А. имеет право на назначение страховой пенсии по старости, в соответствии ч.1 ст. 8 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400 - ФЗ в возрасте 58 лет (не ранее 15.06.2024г.).
Представитель Пенсионного фонда также отметил, что Малахова Е.А. подала заявление о назначении страховой пенсии по старости, в соответствии со ст.8 Закона РФ от 28.12.2013года №400-ФЗ. Кроме того, к заявлению о назначении пенсии от 26.06.2019года не были приложены документы, подтверждающие наличие у Малаховой Е.А. специального страхового стажа. Поэтому Малаховой Е.А., /дата/ года рождения, было отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за не достижения соответствующего возраста, необходимого для установления указанной пенсии.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом «О страховых пенсиях» N 400-ФЗ от 28.12.2013года.
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013года).
Согласно пункту 1 статьи 11 ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 вышеуказанного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014года N 1015, документов, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствие записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим в день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозов, справки, выдаваемые работодателями, выписки из приказов, лицевые счета на выдачу заработной платы.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Федеральным законом от 03.10.2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", в указанный Закон внесены изменения. Названным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 года N 350-ФЗ, в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения, данным законом предусмотрена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 года, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно положениям ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 400-ФЗ, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. ч. 1 и 1.2 ст. 8 вышеуказанного Закона, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
С 01.01.2019 года страховая пенсия по старости назначается при наличии 10 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 16.2 (статья 35 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из положений ч. 9 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Согласно положений ч. 8 ст. 13 при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, с учетом анализа действующего пенсионного законодательства, только предусмотренные ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 указанного Закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости. При исчислении страхового стажа в целях определения права на досрочный выход на пенсию за длительный страховой стаж (42 и 37 лет для мужчин и женщин соответственно) период ухода за детьми родителей, состоявших в трудовых отношениях с организацией (учреждением), не может быть учтен в страховом стаже как период работы, предусмотренный частью 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ, поскольку таковым не является.
Как было установлено в судебном заседании, Малахова Е.А., 26.09.2019года, подала заявление в Пенсионный фонд о назначении страховой пенсии по старости, в соответствии со ст.8 Закона РФ от 28.12.2013года №400-ФЗ.
На основании решения /номер/ от 04.07.2019года, Малаховой Е.А., /дата/ рождения, было отказано в назначении страховой пенсии по старости, в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400 – ФЗ, из-за не достижения соответствующего возраста, необходимого для установления указанной пенсии.
Что касается доводов стороны истца о том, что у истицы есть льготный стаж для назначения пенсии досрочно, по Списку №1, так как она работала во вредных условиях труда, то в ходе рассмотрения дела было установлено, что данные доводы ничем объективно и документально не подтверждены и данные факты не нашли своего подтверждения.
При рассмотрении заявления Малаховой Е.А., Пенсионный фонд установил следующее.
У Малаховой Е.Е. специального страхового стажа по Списку №2 нет.
Специальный страховой стаж по Списку №1 за работу в ООО «Клинтекс», с 23.07.1999 года по 10.06.2002года, составил лишь 02года 10 месяцев 17 дней, что недостаточно для назначения досрочной страховой пении по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013года, в которой предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраст, установленного ст.8, вышеуказанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижения возраста 50 лет и женщинам по достижению 45 лет, если они проработали соответственно не менее10 лет и 7лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 ФЗ №400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018года, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам. Малаховой Е.А., для назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку №1, в возрасте 52 лет, необходимо наличие специального стажа по Списку №1, не менее 03года 09 месяцев, однако документов в подтверждение того, что у истицы достаточно стажа, чтобы пойти на пенсию по старости по Списку №1, материалы дела не содержат. Ее специальный страховой стаж по Списку №1 за работу в ООО «Клинтекс», с 23.07.1999 года по 10.06.2002года, составляет лишь 02года 10 месяцев 17 дней.
Доводы представителя истицы о том, что у Малаховой Е.А. есть льготный стаж, согласно Списку №1, который составляет 7лет 11 месяцев 15 дней, ничем документально не подтвержден. Истица не обращалась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении ей пенсии, согласно Списку №1, и не представляла в пенсионный орган никаких документов о наличии льготного стажа по Списку №1. Данные доводы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Также Пенсионный фонд при проверке заявления Малаховой Е.А. о назначении пенсии по старости, установил, что специальный страховой стаж по Списку производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении возраста 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет, утвержденному постановлением Правительства РФ № 130 от 01.03.1992года, у Малаховой Е.А., за работу в ОАО «Клинволокно» с 29.06.1984года по 09.05.1994года, с 11.08.1994года по 22.07.1999года, составляет всего 14 лет 09 месяцев 21 день, что также не достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.4 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013года № 400-ФЗ, которой предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью. •
Указанные периоды работы в ОАО «Клинволокно» не подлежат зачету в специальный страховой стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013года № 400-ФЗ и согласно Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991года № 10, так как данные профессии, указанные в трудовой книжке истицы: «перемотчик», «ученик оператора швейного оборудования», «оператор швейного оборудования», не предусмотрены указанным Списком № 2.
Пенсионный фонд, оценив представленные истицей документы, пришел к выводу, что у истицы нет правовых оснований для назначения пенсии по старости в возрасте 52 лет, т.е. с момента обращения за ее назначением, поскольку она не достигла соответствующего возраста, необходимого для установления указанной пенсии по старости. Суд соглашается с данными доводами ответчика и считает, что на сегодняшний день, с учетом имеющегося у истицы стажа, с учетом представленных документов, истица имеет право на назначение пенсии по старости, по достижению возраста 58 лет, не ранее 15.06.2014года.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Таким образом, при наличии права на пенсию, непосредственное ее установление связывается с волеизъявлением лица, претендующего на назначение ему пенсии. Малахова Е.А. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости 26.06.2019года.
Согласно п.19 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории РФ, проведения проверок документов, необходимых для установления, перевода одного вида пенсии на другой, в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» «О накопительной пенсии» и о Государственном пенсионом обеспечении в РФ» от 17.11.2014года №884н, заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее, чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Таким образом, Пенсионный фонд вынес законное и обоснованное решение, оснований для его отмены суд не находит. Также суд приходит к выводу, что правовых оснований для назначения Малаховой Е.А. страховой пенсии по старости, ранее достижения общеустановленного возраста, с момента обращения за ее назначением, не имеется. Малахова Е.А. имеет право на назначение страховой пенсии по старости, в соответствии ч.1 ст. 8 Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400 – ФЗ, в возрасте 58 лет (не ранее 15.06.2024года).
Правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194,197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Малаховой Е. А. к ГУ УПФ РФ №1 по г. Москве и Московской области, об обязании ответчика произвести расчет и о назначении страховой пенсии по старости, по Списку №1, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.Ф. Коренева