Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
10 июня 2014 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Рощупкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания: Тумбиной А.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа Межведомственной комиссии по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания, муниципального многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции в рассмотрении заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания и возложении обязанности произвести оценку соответствия жилого дома требованиям, предъявляемым к жилым помещениям с принятием соответствующего заключения,
УСТАНОВИЛ:
Туманина О.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Межведомственной комиссии по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания, муниципального многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту Межведомственная комиссия) в рассмотрении заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания и возложении обязанности произвести оценку соответствия жилого <адрес> в <адрес> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и принять решение о признании указанного жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу. В обоснование заявленных требований указала, что являясь нанимателем <адрес> в <адрес>, 1956 года постройки, обратилась 08 апреля 2014 года в Межведомственную комиссию с заявлением о принятии решения о признании жилого дома не соответствующим установленным требованиям, в удовлетворении которого было отказано письмом от 25 апреля 2014 года. Основанием для отказа явилось непредоставление одновременно с поданным заявлением в Межведомственную комиссию заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома. Считая отказ Межведомственной комиссии незаконным, просила удовлетворить заявленные требования.
Заявитель Туманина О.С., будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимала.
Представитель заявителя Данилкин В.А., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Представители заинтересованных лиц Администрации муниципального образования г. Салехард и Межведомственной комиссии по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания, муниципального многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимали.
Заслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в п. 5 Постановления от 10 февраля 2009 года № 2, в судебном порядке, предусмотренном главой 25 рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.
Таким образом, из анализа приведенных норм и исследованных в судебном заседании документов следует, что вынесенный отказ Межведомственной комиссии по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания, муниципального многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции в рассмотрении заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания относится к решениям, которые могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее по тексту Положение).
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Пункт 42 Положения определяет, что Межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п.43 Положения).
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям установлена пунктом 44 Положения, она включает в себя в том числе: определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, письмом Межведомственной комиссии за исходящим №568 от 25 апреля 2014 года заявителю отказано в рассмотрении заявления №351 от 08 апреля 2014 года о признании жилого <адрес> в <адрес> непригодным для проживания ввиду отсутствия в прилагаемых к заявлению документах заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, необходимого в соответствии с подпунктом "д" пункта 45 Положения для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (несоответствующим) установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (Л.д. 11).
При этом, заявление заявителя содержало ходатайство о самостоятельном истребовании Межведомственной комиссией заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования ограждающих и несущих конструкций жилого <адрес> в <адрес>, являющегося муниципальной собственностью.
Представленная одновременно с заявлением в Межведомственную комиссию копия технического паспорта на находящуюся в пользовании заявителя на условиях договора социального найма <адрес> в <адрес> содержит сведения о том, что физический износ здания по данным технической инвентаризации от 30 сентября 1990 года составлял 50 %.
Распоряжением Администрации муниципального образования г. Салехард №65-р от 30 февраля 2005 года "Об утверждении акта технического обследования жилы домов и признании их ветхими" на основании решения Межведомственной комиссии по техническому обследованию, зданий, назначенной постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июля 2004 года №250 "О составах межведомственных комиссий, действующих на территориях муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе, по вопросам признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания" был утвержден акт технического обследования жилых домов межведомственной комиссий от 24 декабря 2004 года №37 согласно прилагаемому перечню домов, содержащему <адрес> в <адрес>, имеющий физический износ 98 %.
Более того, дом <адрес>, в котором расположена квартира заявителя включен в перечень жилых домов, подлежащих расселению в рамках реализации мероприятий муниципальной целевой программ "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, признанного непригодным для проживания" на 2011-2015 годы.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о достаточности оснований для проведения Межведомственной комиссий оценки соответствия спорного жилого дома требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, ввиду осведомленности последней о фактическом состоянии дома и его физическом износе, определенных в ходе ранее проведенных обследований и отраженных как в техническом паспорте, так и в акте технического обследования жилых домов межведомственной комиссий от 24 декабря 2004 года №37.
Таким образом, возложение на заявителя обязанности по предоставлению заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования ограждающих и несущих конструкций жилого <адрес> в <адрес>, входящего в перечень дополнительных документов, определенный п.44 Положения и обязательного для предоставления лишь собственником жилого помещения, суд, учитывая возможность самостоятельного истребования Межведомственной комиссии указанного заключения, при установленных обстоятельствах признает необоснованным.
Поскольку решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, то заявленные требования Туманиной О.С. о признании отказа Межведомственной в рассмотрении заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания и возложении обязанности произвести оценку соответствия жилого дома требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, являются законными обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199, 258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования ФИО1 о признании отказа Межведомственной комиссии по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания, муниципального многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции в рассмотрении заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания и возложении обязанности произвести оценку соответствия жилого дома требованиям, предъявляемым к жилым помещениям с принятием соответствующего заключения, удовлетворить.
Признать отказ Межведомственной комиссии по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания, муниципального многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции в рассмотрении заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания, незаконным.
Обязать Межведомственную комиссию по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания, муниципального многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции произвести оценку жилого <адрес> на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям с составлением соответствующего заключения по результатам обследования.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Копия верна:
Судья /подпись/ И.А.Рощупкина
Председательствующий И.А. Рощупкина