Дело № 2-1109/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2015 года |
г. Кондопога |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Сасим И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой Э. Ю., Михайловой А. О. к Открытому акционерному обществу «Кондопога» о признании права общей долевой собственности на жилое помещение и исключении из Единого государственного реестра прав записи о регистрации права собственности на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с названным иском по тем основаниям, что в <...> по ордеру получили квартиру по адресу: ........, при получении которой, ранее занимаемое муниципальное жилье сдали в администрацию города. Собственником спорного жилья является ответчик, в связи с чем, в приватизации жилого помещения им отказано. Ссылаясь на Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в РФ», принимая во внимание начало и окончание строительства дома, а также то, что строительство дома осуществлялось государственным предприятием ПО «Кондопогабумпром», полагают, что имеют право на получение спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. На основании изложенного просили признать право общей долевой собственности на спорную квартиру, определив долю каждого по <...>, и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности ОАО «Кондопога» на данный объект недвижимости.
В судебном заседании истец Михайлова Э.Ю. и ее представитель Петрик М.А., действующий на основании п. 6 ст. 53 ГПК РФ, поддержали требования по основаниям, изложенным в иске, указывая, что дом был построен на средства ранее существовавшего предприятия, а не на средства АО «Кондопога.
Михайлова А.О., будучи извещенной о дате и времени судебного процесса, в судебное заседание не явилась.
ОАО «Кондопога» своего представителя, извещенного о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не направило, представили письменный отзыв.
Остальные участники процесса внешний управляющий ОАО «Кондопога», ГУП РК РГЦ «Недвижимость», Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по РК, Администрация Кондопожского городского поселения, Администрация Кондопожского муниципального района, Управление Росреестра по РК, будучи извещенными о дате и времени рассмотрения дела, своих представителей в процесс не направили.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ признаётся и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8). Право частной собственности охраняется законом (ч. 1 ст. 35 Конституции).
В соответствии со ст. 10, 28, 29, 33, 43 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, предоставление жилья производилось по договору найма (по действующему законодательству – по договору социального найма). Жилые помещения в домах, находившихся в ведении предприятий и организаций (ведомственном жилищном фонде), предоставлялись по решению администрации и профсоюзного комитета гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту работы, с последующим утверждением такого решения органом местного самоуправления и выдачей ордера установленной формы.
Согласно ст. 54-1 ЖК РСФСР граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую на условиях, установленных законодательством РСФСР и Республик в составе РСФСР.
На основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 18 Закона РСФСР от 04 июля 1991 года № 1541-1 жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случаях приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ним на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в ст. 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных и муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном законом порядке с сохранением жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «Оприватизации жилищного фонда РФ» (в действующей редакции) при решении вопроса о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» (в редакции Закона РФ от 23 декабря 1992 года), переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждения имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 года), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили, либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ (в редакции Закона от 23 декабря 1992 года).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ХХ.ХХ.ХХ Михайловой Э.Ю. (истцу) на состав семьи из трех человек: ей, супругу и Михайловой А.О. (дочь, истец) на основании ордера № ... Исполнительного комитета Кондопожского городского Совета народных депутатов было предоставлено жилое помещение по адресу: ......... Истцам выдан паспорт на занимаемую государственную жилую площадь. В настоящее время в спорном жилом помещениизарегистрированы с ХХ.ХХ.ХХ Михайлова Э.Ю. и Михайлова А.О., которая временно снималась с регистрации ХХ.ХХ.ХХ и ХХ.ХХ.ХХ зарегистрирована постоянно. ХХ.ХХ.ХХ и ХХ.ХХ.ХХ с Михайловой Э.Ю. заключены договора коммерческого найма спорного жилого помещения. Жилых помещений в собственности истцы не имеют, ранее участия в приватизации не принимали. Данные обстоятельства подтверждены документально.
До вселения в спорное жилое помещение истцы занимали квартиру .........
Совместным решением Администрации и профкома предприятия от ХХ.ХХ.ХХ утвержден список распределения жилой площади в <...>-квартирном доме по ........ (в настоящее время ........), в котором квартира № ... указана как резервная.
Распоряжением Мэрии г. Кондопоги от ХХ.ХХ.ХХ утвержден акт гос.комиссии № ... приемки в эксплуатацию законченного строительством <...>-квартирного жилого дома АО «Кондопога» по ........ в ......... Из п. 5 распоряжения следует, что дому присвоен почтовый адрес: .........
Из материалов дела также следует, что строительство дома, в котором располагается спорная квартира, началось ХХ.ХХ.ХХ и закончилось в ХХ.ХХ.ХХ.
Распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом отХХ.ХХ.ХХ№ ... государственное предприятие ПО «Кондопогабумпром» преобразовано в АООТ «Кондопога». ПО «Кондопогабумпром» преобразовано в ОАО «Кондопога» в порядке приватизации ХХ.ХХ.ХХ. Величина уставного капитала АО «Кондопога» составила <...>. Из договора купли-продажи государственного имущества отХХ.ХХ.ХХ следует, что АО «Кондопога» было передано имущество в виде установленных распоряжением Госкомсобственности РК отХХ.ХХ.ХХ № ... средств «собственных источников финансирования капитальных вложений» в сумме <...>. На основании вышеобозначенного распоряжения было выдано свидетельство о собственности на АО «Кондопога» от ХХ.ХХ.ХХ.
Незавершенный строительством объект, в котором расположена спорная квартира, был включен в план приватизации ПО «Кондопогабумпром», что подтверждено перечнем объектов незавершенного строительства по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ ПО «Кондопогабумпром» (приложение № 1 к Перечню основных средств, включенных в уставной капитал ОАО «Кондопога», образованного в процессе приватизации предприятия ПО «Кондопогабумпром» по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ, приложение № 4 к плану приватизации.
Согласно плану приватизации ПО «Кондопогабумпром» (приложение № 3 к нему) стоимость объектов жилого фонда была исключена из стоимости приватизируемого имущества и подлежала приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации жилищного фонда.
Кроме того, п. 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента РФ от 26 марта 2003 года № 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относится спорный жилой дом, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Согласно перечню предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность, дом, в котором находится квартира истца, не передавался.
Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются п. 2, 5 Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года № 3020 и приложением № 3 к данному постановлению, согласно которому, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Таким образом, включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан.
В соответствии со ст. 223 Гражданского кодекса РФ право собственности у приобретателя на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Право собственности ОАО «Кондопога» на спорное жилое помещение зарегистрировано только ХХ.ХХ.ХХ, уже после вступления в силу Закона РФ от 23 декабря 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФССР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР (редакция действовала с 10 января 1993 года).
Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, исходя из установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истцы имеют право на получение спорного жилого помещения в собственность. Другого жилья они не имеют, ранее в приватизации не участвовали. Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что квартира, в которой семья проживала ранее на условиях социального найма, и которую истцы имели право приватизировать, была возвращена, из чего следует признать, что отказ в приватизации жилого помещения, предоставленногоМихайловой Э.Ю. и ее семье, взамен возвращенного, не может быть признан законным, поскольку нарушает гарантированные законом права истцов на приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Суд также учитывает, что истцы более <...> лет проживают в указанном жилом помещении, это жилое помещение является для них единственным местом постоянного проживания.
При таких обстоятельствах, истцы приобрели право на получение в собственность занимаемого спорного жилого помещения. В данном случае такое право на приватизацию может быть реализовано путем признания за каждым из истцов права собственности на спорное жилое помещение <...> доле в праве общей долевой собственности.
ОАО «Кондопога» не признает за истцами право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения, с истцами заключен договор коммерческого найма. Изложенное свидетельствует о наличии спора между участниками процесса, о нарушении прав истцов, требующих судебной защиты.
Довод ответчика о том, что строительство жилого дома осуществлялось на денежные средства ПО «Кондопогабумпром» после приватизации объектов недвижимости не подтвержден документально.
Довод ответчика о том, что истцы получили квартиру после акционирования общества, в связи с чем, не имеют права на приватизацию жилья несостоятелен, поскольку истцы до предоставления им спорного жилья, проживали в муниципальной квартире.
Иные доводы представителя ответчика не являются юридически значимыми при рассмотрении настоящего спора и не могут повлечь отказ в удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ государственная пошлина в размере <...>, уплаченная истцами в равных долях при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ответчика в их пользу.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Михайловой Э. Ю. и Михайловой А. О. право общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ........, определив доли в праве равными, по <...> доле за каждой.
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись № ... от ХХ.ХХ.ХХ о государственной регистрации права собственности Открытого акционерного общества «Кондопога» на квартиру, расположенную по адресу: .........
Взыскать с Открытого акционерного общества «Кондопога» в пользу Михайловой Э. Ю. и Михайловой А. О. расходы по государственной пошлине в размере <...>, по <...> в пользу каждой.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
М.А. Бахорина |
Решение в окончательной форме принято 21 сентября 2015 года (т.к. 19 и 20 сентября 2016 года выходные дни).