РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2019 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ составе председательствующего судьи Номогоевой З.К., при секретаре Цырендашиевой Е.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Стрель Е. А. к ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в очереди по учету нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Истец Стрель Е.А. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в очереди по учету нуждающихся в жилых помещениях. Исковые требования мотивированы тем, что истец проходит службу в с августа 2002 года в уголовно-исполнительной системе Республики Бурятия. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Учетное дело находится в жилищной комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ.
ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией было принято решение о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. О принятом решении заявитель узнал из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ №. Считает, данное решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным по следующим основаниям.
В 2015 г. истца снимали с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с переводом из одного структурного подразделения УФСИН России в другое. Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец был восстановлен в очереди на улучшение жилищных условий. Апелляционным определением Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ решение от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу.
В ходе судебного заседания судом дана правовая оценка постановки истца на учет. Таким образом, в соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, которые были установлены Советским районным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не подлежат доказыванию вновь.
Кроме этого, ответчиком нарушены требования ч.2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, поскольку со дня выявления обстоятельств, на основании которых ответчик вынес обжалуемое решение, и до дня вынесения решения прошло 4 года, что превышает срок, установленный ч.2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Просит суд исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании истец Стрель Е.А. и его представитель Толстоухова И.В. по устному заявлению поддержали заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ Игнатьева Е.В. по доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, представив письменный отзыв на исковое заявление. Суду показала, что истцом неверно трактуются нормы процессуального права. Решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не может являться обязательным для суда по настоящему делу, так как ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ не являлся участником данного процесса. Кроме того, на момент подачи рапорта истец был обеспечен жильем, в связи с чем, у должностных лиц отсутствовали основания для постановки Стрель Е.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель УФСИН России по РБ Попова С.Г. по доверенности, также возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным представителем ответчика. Также суду показала, что установленный в ч.2 ст. 56 ЖК РФ не является пресекательным. Просит суд в иске отказать
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период спорных правоотношений, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долгое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
В соответствии со ст.31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Согласно пунктам 12-14 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 335 для принятия на учет гражданином подается заявление, к которому прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме. Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администраций и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Часть 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими реноваций, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Судом установлено, что Стрель Е.А. проходит службу в органах УФСИН России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Стрель Е.А. по месту службы был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ Стрель Е.А. был снят с очереди нуждающихся в жилых помещениях в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет согласно п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ. Основанием для снятия Стрель Е.А. с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий явился факт обеспеченности жильем по состоянию на дату подачи рапорта – ДД.ММ.ГГГГ
Так на момент подачи рапорта о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшений жилищных условий, и на момент рассмотрения данного рапорта жилищно-бытовой комиссией Стрель Е.А. проживал по адресу: <адрес>, общей площадью 93,4 кв.м., жилой-55,4 кв.м. Всего в доме проживало 5 человек:
Стрель М.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (бабушка);
Стрель А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (отец);
Стрель Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (мать);
Стрель Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р;
Стрель А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (брат).
<адрес> жилого помещения составляет 55,4 кв.м, следовательно 55,4 кв.м. : 5 чел. = 11,8 кв.м. жилой площади приходилось на одного человека.
Супруга истца Стрель О.Г. на дату подачи рапорта проживала по адресу: <адрес>, общей площадью 54,90 кв.м., жилой 41,8 кв.м. Всего в доме проживало 3 человека:
Морская А.А.,ДД.ММ.ГГГГ г.р.;
Стрель О.Г.,ДД.ММ.ГГГГ г.р.;
Дансорунова М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
<адрес> жилого помещения составляет 41,8 кв.м, следовательно 41,8 кв.м. : 3 чел. = 13,93 кв.м. жилой площади приходилось на одного человека.
Согласно имеющимся выпискам из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ №, № на дату ДД.ММ.ГГГГ дочь истца Стрель А. Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р. не зарегистрирована по указанным выше адресам ( <адрес>).
Истцом представлено свидетельство о регистрации Стрель А.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р. по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ к членам семьи относятся супруги, родители и дети.
Аналогичная норма была закреплена в ст. 53 ЖК РСФСР, согласно которой к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители.
Согласно пункта 1 ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Таким образом, ЖК РСФСР не связывал определение обеспеченности гражданина жилым помещением с наличием у него права собственности на жилую площадь.
Основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по ЖК РСФСР, в том числе условие обеспеченности ниже учетной нормы, едины, как для собственников жилья, так и граждан, не имеющих жилья в собственности.
Согласно пункту 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Бурятской АССР по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных Постановлением Совета министров Бурятской АССР и Советом профсоюзов Бурятской АССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлений жилых помещений в Бурятской АССР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 и менее квадратных метров жилой площади.
Судом установлено, что на момент постановки на учет Стрель Е.А. и члены его семьи имели обеспеченность жилой площадью в размере свыше 7 квадратных метров жилой площади. При таких обстоятельствах, суд считает доказанным факт неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет Стрель Е.А.
Другие основания признания заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий по делу не установлены.
Согласно п. 2 ст.56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, к:, основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью ; настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся з жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Срок, указанный в данной норме, не является пресекательным, поскольку в Жилищном кодексе РФ не содержится запрета на принятие решения о снятии гражданина с жилищного учета и по истечении данного срока. В связи с изложенным само по себе данное обстоятельство, без учета иных фактических данных, установленных по делу, не может служить основанием для удовлетворения требований заявителя и восстановлении его на жилищном учете.
Доводы истца о том, что обстоятельства нуждаемости его в улучшении жилищных условий были предметом рассмотрения Советским районным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и не подлежат доказыванию вновь, суд считает несостоятельными.
Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вместе с тем, решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принято по делу по иску Стрель Е.А. к ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ. Ответчик ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ участие в указанном деле не принимал.
При указанных обстоятельствах, требования истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Стрель Е. А. к ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в очереди по учету нуждающихся в жилых помещениях оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Номогоева З.К.
Верно: Судья Номогоева З.К.
Секретарь Цырендашиева Е.Ц.
Подлинник решения (определения) находится в Октябрьском районном суде <адрес> и подшит в гражданское дело (материал) №.