дело № 2-341/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 27 февраля 2019 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре Нечаевой Ю.А.
с участием истца - Макаревской Е.Г., представителя ответчика ООО «Енисейэнергоком» - Селиванова В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаревской ФИО7 к ООО «Енисейэнергоком» о защите прав потребителя, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Макаревская Е.Г. обратилась в суд с иском к ООО «Енисейэнергоком» о взыскании компенсации морального вреда. Свои требования мотивировала тем, что ООО «Енисейэнергоком» незаконно повысил плату за центральное отопление за август и сентябрь 2018 г. В июле было повышение по закону на 3,9 % на сумму 5915 руб. 80 коп. В августе истцу пришла квитанция на сумму 9911 руб. 48 коп. Истец написала заявление в ООО «Енисейэнергоком», и ей пришел неадекватный ответ. За август месяц за некачественное водоснабжение ООО «Енисейводоканал» сделали добровольно перерасчет на основании заключения Роспотребнадзора от 22.03.2018 г. и на основании претензий истца в адрес ООО «Енисейводоканал» о том, что вода ржавая.
В свою очередь ответчик ООО «Енисейэнергоком» на эту же сумму повысил плату за центральное отопление, что, по мнению истца, является беспределом. Истец с 2014 г. судилась из-за некачественного водоснабжения с ООО «Очистные сооружения», а также с МУП «Горкомсервис», они по закону и решению суда делали перерасчеты, и никогда не повышалась плата за центральное отопление, что незаконно и является самодеятельностью. ООО «Енисейэнергоком» также и в мае месяце «трепали» истцу нервы, повысив плату за отопление, на основании того, что по решению суда была снята плата за водоснабжение, а ООО «Енисейэнергоком» повысили плату на данную сумму. ООО «Енисейводоканал» плату за апрель не снял. Просила разобраться, принять меры и взыскать с ООО «Енисейэнергоком» компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
Представителем ООО «Енисейэнергоком» Селивановым В.В. представлен отзыв на исковое заявление Макаревской Е.Г., в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать ввиду следующего. В соответствии с частью 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Так, в соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» в случае, если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации на текущий год в порядке, определенном законодательством (далее в целях настоящего Закона - плата за коммунальные услуги, рассчитанная по ценам (тарифам), превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса (далее также — плата с учетом предельного индекса) производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги. Размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги (далее также — компенсация) определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса. Порядок расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги устанавливается Правительством края.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» в случае, если в соответствии с жилищным законодательством исполнителями коммунальных услуг выступают ресурсоснабжающие организации, компенсация части платы граждан за коммунальные услуги производится ресурсоснабжающей организации, предоставляющей коммунальную услугу, плата за которую в общей сумме платежей за коммунальные услуги имеет наибольший удельный вес.
Размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги согласно предельному индексу рассчитывается исходя из суммы платы за коммунальные услуги, предоставленные гражданину. Уменьшение размера платы за коммунальные услуги, обусловленное изменением объема потребления коммунальных услуг, влечет за собой уменьшение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее — Основы), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 г. № 400, применение предельных индексов должно обеспечить изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса. Указом Губернатора Красноярского края от 30.12.2016. г. № 286-уг для муниципального образования город Енисейск установлен предельный индекс в размере 3,9 %.
Компенсация за май, июнь, июль 2018 г. по оплате коммунальных услуг, предоставленных в жилое помещение, расположенное по адресу: г. Енисейск, ул. Молокова, д. 35, кв. 7, составила:
май 2018 г. - 8911,10 (отопление) +1122,13(ХВС) = 10033,23 руб.
начисление в базовом периоде (декабрь 2017 г.) с учетом компенсации 6815,98 руб.
предельный индекс по отношению к базовому периоду 0 %
компенсация: 10033,23 - (6815,98*(1+0/ 100)) = 3217,25 руб.
июнь 2018 г. - 8911,10 (отопление) +1122,13(ХВС) = 10033,23 руб.
начисление в базовом периоде (декабрь 2017 г.) с учетом компенсации 6815,98 руб.
предельный индекс по отношению к базовому периоду 0 %
компенсация: 10033,23-(6815,98*(1+0/100)) = 3217,25 руб.
июль 2018 г. - 9258,64 (отопление) +1166,00 = 10424,64 руб.
начисление в базовом периоде (декабрь 2017 г.) с учетом компенсации 6815,98 руб.
предельный индекс по отношению к базовому периоду 3,9 %
компенсация: 10424,64-(6815,98*(1+3,9 / 100)) = 3342,83 руб.
В августе 2018 г. на основании протокола исследования от 18.05.2018 г. № 124-2782 потребителю был произведен перерасчет платы за холодное водоснабжение за период с
16 мая 2018 г. по 31 июля 2018 г.: май 2018 г. - 868,75 руб., июнь 2018 г. - 1683,20 руб., июль 2018 г. - 1749 руб., всего в размере: 4300,95 руб.
С учетом перерасчета объем потребленной холодной воды в мае 2018 г. составил 7,219355 куб.м. на сумму 542,97 руб., в июне 2018 г. 0 куб.м., в июле 2018 г. составил 0 куб. м. На основании изменения объема потребления, изменения начисления по оплате коммунальных услуг потребителю был произведен перерасчет компенсации за май, июнь, июль 2018 г. в августе 2018 г.
Компенсация с учетом перерасчета за коммунальные услуги:
май 2018 г. - 8911,10 (отопление) +542,97 (ХВС) = 9454,07 руб.
начисление в базовом периоде (декабрь 2017 г.) с учетом компенсации 6815,98 руб.
предельный индекс по отношению к базовому периоду 0 %
компенсация: 9454,07-(6815,98*(1+0/100)) = 2638,09 руб.
июнь 2018 г. - 8911,10 (отопление)
начисление в базовом периоде (декабрь 2017 г.) с учетом компенсации 6815,98 руб.
предельный индекс по отношению к базовому периоду 0 %
компенсация: 8911,10 - (6815,98 * (1+0/100)) = 2095,12 руб.
июль 2018 г. - 9258,64 (отопление)
начисление в базовом периоде (декабрь 2017 г.) с учетом компенсация 6815,98 руб. предельный индекс по отношению к базовому периоду 3,9 % компенсация: 9258,64 - (6815,98*(1+3,9/100)) = 2176,84 руб.
Разница в компенсации составила:
май 2018 г.: 3217,25 -2638,09 = 579,16
июнь 2018 г.: 3217,25-2095,12 =1122,13
июль 2018 г.: 3342,83 -2176,84 = 1166
всего на сумму: 579,16+ 1122,13+ 1166 = 2867,29 руб.
Указанная разница была учтена в начислении за август 2018 г.
август 2018 г. - 9258,64 (отопление) +37,61 (ХВС) = 9296,25 руб.
начисление в базовом периоде (декабрь 2017 г.) с учетом компенсации 6815,98 руб.
предельный индекс по отношению к базовому периоду 3,9 %
компенсация: 9296,25- (6815,98* (1+3,9/100)) = 2214,45 руб.
Компенсация за август 2018 г. 2214,45 - 2867,29 = - 652,84 руб.
18.09.2018 г. по данному поводу истец обратилась к ответчику с заявлением о завышенной оплате за отопление, которым просит ООО «Енисейэнергоком» разобраться и принять меры. На данное заявление истцу был дан ответ с разъяснениями порядка расчета компенсации в августе 2018 г. Неадекватных ответов истцу не направлялось. Перечисленные в исковом заявлении доводы Макаревской Е.Г. о том, что ранее она обращалась в МУП «Очистные сооружения» и МУП г. Енисейска «Городской коммунальный сервис» с заявлениями о перерасчете платы за холодное водоснабжение, при проведении перерасчетов за услуги холодного водоснабжения размер платы за отопление не изменялся (компенсация не уменьшалась), по существу, не имеет правового обоснования и не свидетельствует о нарушении прав потребителя. Довод Макаревской Е.Г. о том, что у ООО «Енисейводоканал» и ООО «Енисейская энергетическая компания» «одна кормушка» ничем не мотивированы, не имеют правового обоснования, по своей сути голословны. Как указано выше, компенсация части платы граждан за коммунальные услуги производится ресурсоснабжающей организации, предоставляющей коммунальную услугу, плата за которую в общей сумме платежей за коммунальные услуги имеет наибольший удельный вес. Довод истца о том, что ей уже полгода «трепят нервы», фактически не подтверждается. Истец обращалась с заявлением, на которое был предоставлен соответствующий ответ. Каких-либо действий, обращений в письменном и устном порядке к Макаревской Е.Г. ООО «Енисейэнергоком» не совершало. Действий, создающих психотравмирующий фактор в отношении истца, в том числе на протяжении длительного периода времени, ООО «Енисейэнергоком» не совершало, моральный вред не причиняло. В соответствии с изложенным, возражал против заявленных исковых требований, просили в их удовлетворении отказать.
В судебном заседании истец Макаревская Е.Г. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что не согласна с действиями ответчика ООО «Енисейэнергоком» по завышению платы за отопление в связи со снятием платы за водоснабжение, поскольку данные действия со стороны ответчика являются незаконными. Ранее, когда по её обращениям или решениям суда снималась плата за некачественное водоснабжение, плата за центральное отопление никогда не повышалась, в связи с чем, полагает, что ответчик делает это намеренно, по согласованию с ООО «Енисейводоканал». Просила признать действия ООО «Енисейэнергоком» незаконными и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Енисейэнергоком» - Селиванов В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
При этом суд исходит из того, что в ходе рассмотрения дела не нашел своего достоверного подтверждения факт нарушения прав истца Макаревской Е.Г. как потребителя коммунальной услуги со стороны ответчика ООО «Енисейэнергоком» - ресурсноснабжающей организации, оказывающей истцу услугу по центральному отоплению, а также нарушения ответчиком личных неимущественных прав истца.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и не отрицалось сторонами в ходе рассмотрения дела, Макаревская Е.Г. на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В данное жилое помещение ответчиком ООО «Енисейэнергоком» предоставляется коммунальная услуга – центральное отопление. Услуга по холодному водоснабжению предоставляется ООО «Енисейводоканал». Плата за коммунальные услуги рассчитывается ООО «Енисейэнергоком» за центральное отопление, ООО «Енисейводоканал» за холодное водоснабжение, вносится на основании отдельных квитанций в данные организации соответственно.
Обращаясь с иском в суд о взыскании компенсации морального вреда, истец указывает на то, что со стороны ответчика ООО «Енисейэнергоком» была незаконно повышена плата за центральное отопление.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований. Положения части 1 настоящей статьи не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 157 настоящего Кодекса. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - основы формирования индексов).
Таким образом, в случае, если совокупный размер платы за коммунальные услуги превышает предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, указанные граждане имеют право на уменьшение совокупного размера платы за коммунальные услуги.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" утверждены "Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" (далее Основы формирования индексов) которыми определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно п. 10 Основ формирования индексов, применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации. Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года) (п. 4).
При применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам РФ не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг.
Объемы коммунальных услуг, численность населения (граждан) и общая площадь жилого помещения в сравниваемых периодах (месяцах) приводятся к единому значению базового периода (декабря) (п. 6).
Факт превышения установленного предельного индекса, в соответствии с положениями п. 63 Основ формирования индексов, определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения. Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года (при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37 - 40 настоящего документа).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определяется согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно п. 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленных ресурсоснабжающей организацией в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Тарифы на тепловую энергию, питьевую воду и водоотведение устанавливаются решениями правления Региональной энергетической комиссии Красноярского края.
Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 11.12.2015 N 356-п "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Енисейэнергоком" установлены тарифы для потребителей г. Енисейска на период 2018 г. первое полугодие - 3441,75 руб., второе полугодие 3575,98 руб.
С учетом установленного для истца Макаревской Е.Г. объема, стоимость услуги по отоплению в период с мая 2018 г. по июнь 2018 г. составляла 8911,10 руб., (объем 2,589120 х тариф 3441,75), а с июля 9258,64 руб. (объем 2,589120 х тариф 3575,98)
В соответствии с положениями ст. 2 Закона Красноярского края от 01.12.2014
№ 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» в случае если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на текущий год в порядке, определенном законодательством (далее в целях настоящего Закона - плата за коммунальные услуги, рассчитанная по ценам (тарифам), превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса (далее также - плата с учетом предельного индекса), производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги.
Размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги (далее также - компенсация) определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса.
Порядок расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги устанавливается Правительством края.
Компенсация части платы граждан за коммунальные услуги предоставляется исполнителям коммунальных услуг в форме субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг, за исключением ресурсоснабжающих организаций, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения и получивших компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду, а также исполнителей коммунальных услуг, предоставляющих коммунальные услуги населению и заключивших договоры теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения с такими ресурсоснабжающими организациями.
Для целей настоящего Закона к исполнителям коммунальных услуг относятся управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таких кооперативах, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги населению на территории Красноярского края.
В случае если в соответствии с жилищным законодательством исполнителями коммунальных услуг выступают несколько лиц из указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, компенсация части платы граждан за коммунальные услуги производится исполнителю коммунальных услуг, предоставляющему коммунальную услугу, плата за которую в общей сумме платежей за коммунальные услуги имеет наибольший удельный вес, за исключением ресурсоснабжающих организаций, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения и получивших компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду, а также исполнителей коммунальных услуг, предоставляющих коммунальные услуги населению и заключивших договоры теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения с такими ресурсоснабжающими организациями.
Предоставление компенсации в порядке, установленном настоящим пунктом, осуществляется при условии оплаты коммунальных услуг, предоставленных иными исполнителями коммунальных услуг, в полном объеме за счет потребителей коммунальных услуг в пределах платы, рассчитанной с применением предельного индекса.
Величина, на которую в результате применения предельного индекса снижается плата за коммунальные услуги, рассчитанная по ценам (тарифам), и на основании которой рассчитывается размер компенсации, указывается в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг, отдельно по каждой коммунальной услуге и в целом по всем коммунальным услугам.
Условия предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются Правительством края в соответствии с настоящим Законом.
Указом Губернатора Красноярского края от 30.12.2016 N 286-уг "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края на период с 01.01.2017 по 2018 год" установлен предельный индекс изменения размера вносимой гражданин платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании г. Енисейск 3,9%.
Согласно квитанциям по оплате центрального отопления и холодного водоснабжения за декабрь 2017 г. начисления в базовом периоде (декабрь 2017 г.) с учетом компенсации составили 6815,98 руб., из которых 5693,85 руб. начисления по отоплению и 1122,13 руб. начисления по холодному водоснабжению. Данные суммы подлежат суммированию, поскольку в данном случае учитываются размеры платы по всему комплексу предоставляемых коммунальных услуг, вне зависимости от того, в одном платежном документе отражается плата за коммунальные услуги либо в нескольких.
С учетом изложенного, плата за коммунальные услуги для истца в период до июня 2018 г. по оплате отопления и холодного водоснабжения не могла превышать 6815,98 руб., а с 01 июля 2018 г. 7081,81 руб. (с учетом предельного индекса 3,9%), а на оставшуюся часть начислений истцу предоставлялась компенсация, что отражено в платежных документах, а также следует из выписки по счету, при этом компенсация обоснованно рассчитывалась ответчиком, поскольку именно ответчик предоставляет коммунальную услугу, плата за которую в общей сумме платежей за коммунальные услуги имеет наибольший удельный вес.
Судом также установлено, что в августе 2018 г. на основании протокола исследования от 18.05.2018 г. № 124-2782 потребителю Макаревской Е.Г. был произведен перерасчет платы за холодное водоснабжение за период с 16 мая 2018 г. по 31 июля 2018 г.: май 2018 г. - 868,75 руб., июнь 2018 г. - 1683,20 руб., июль 2018 г. - 1749 руб., всего в размере: 4300,95 руб., а без учета повышающего коэффициента в мае 2018 г. -579,16 руб., в июне - 1122,13 руб., в июле - 1166 руб., всего на сумму 2867,29 руб.
В связи с уменьшением платы за холодное водоснабжение в мае 2018 г. и снятии платы в размере 100% за июнь и июль 2018 г. ответчиком ООО «Енисейэнергоком» был произведен перерасчет размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, а именно за: май 2018 г. 8911,10 (отопление) +542,97 (ХВС) = 9454,07 руб. начисление в базовом периоде (декабрь 2017 г.) с учетом компенсации 6815,98 руб. предельный индекс по отношению к базовому периоду 0 % компенсация: 9454,07-(6815,98*(1+0/100)) = 2638,09 руб., июнь 2018 г. - 8911,10 (отопление) начисление в базовом периоде (декабрь 2017 г.) с учетом компенсации 6815,98 руб. предельный индекс по отношению к базовому периоду 0 % компенсация: 8911,10 - (6815,98 * (1+0/100)) = 2095,12 руб., июль 2018 г. - 9258,64 (отопление) начисление в базовом периоде (декабрь 2017 г.) с учетом компенсация 6815,98 руб. предельный индекс по отношению к базовому периоду 3,9 % компенсация: 9258,64 - (6815,98*(1+3,9/100)) = 2176,84 руб. Разница в компенсации составила: май 2018 г.: 3217,25 - 2638,09 = 579,16 руб., июнь 2018 г.: 3217,25-2095,12 =1122,13 руб., июль 2018 г.: 3342,83 -2176,84 = 1166 руб., всего на сумму 2867,29 руб.
Указанная разница была учтена в начислении за август 2018 г., а именно в августе 2018 г. начислено 9258,64 (отопление) +37,61 (ХВС) = 9296,25 руб., начисление в базовом периоде (декабрь 2017 г.) с учетом компенсации 6815,98 руб., предельный индекс по отношению к базовому периоду 3,9 % компенсация: 9296,25- (6815,98* (1+3,9/100)) = 2214,45 руб. Компенсация за август 2018 г. 2214,45 - 2867,29 = - 652,84 руб.
За август 2018 г. начисление по оплате отопления с учетом компенсации составило 7044,19 руб., к указанной сумме ответчиком была доначислена разница по компенсации до перерасчета по оплате услуги по холодному водоснабжению и после перерасчета, в связи с чем к оплате по услуге за отопление в августе 2018 г. была выставлена сумма 9911,48 руб. (7044,19 руб. + 2867,29 руб.).
В сентябре 2018 г. увеличение размера платы по отоплению со стороны ответчика судом не установлено, начислено 9258,64 (отопление), начисления по ХВС отсутствуют, начисление в базовом периоде (декабрь 2017 г.) с учетом компенсации 6815,98 руб., предельный индекс по отношению к базовому периоду 3,9 % компенсация: 9258,64 -
- (6815,98* (1+3,9/100)) = 2176,83 руб.
Проверяя законность и обоснованность действий ответчика по доначислению платы за отопление в связи с уменьшением платы по холодному водоснабжению, учитываемой в общей сумме при начислении в августе 2018 г., суд не усматривает нарушений со стороны ответчика прав истца как потребителя.
Согласно нормам приведенного выше законодательства, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом, размер платы по отоплению для истца составлял в период май, июнь 2018 г. – 8911,10 руб., июль–сентябрь – 9258,64 руб.
Вместе с тем, с учетом положений ст. 157.1 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги для истца в период до июня 2018 г. включительно по оплате отопления и холодного водоснабжения не мог превышать 6815,98 руб., а с 01 июля 2018 г. 7081,81 руб. (с учетом предельного индекса 3,9%), соответственно начисления по оплате услуг отопления, предъявляемые к оплате потребителю, в данном случае, не могли превышать разницы между базовым начислением 6815,98 руб. и начислением по оплате услуг холодного водоснабжения до июня 2018 г. включительно, а с 01 июля 2018 г. разницы между 7081,81 руб. и начислением по оплате услуг холодного водоснабжения.
Вместе с тем, поскольку фактическая стоимость услуги по предоставлению центрального отопления в жилое помещение потребителя Макаревской Е.Г. составляла 8911,10 руб. до июня 2018 г. и 9258,64 руб. с 01 июля 2018 г., то ответчик ООО «Енисейэнергоком» имеет право на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги, предоставляемой ему в форме субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг.
При расчете данной компенсации, учитывается плата по всем видам коммунальных услуг, в данном случае услуга по центральному отоплению и холодному водоснабжению. Изменение размера платы по оплате услуг по холодному водоснабжению, является основанием для изменения размера компенсации.
В мае отопление составило 8911,10 руб. (ХВС) 542,97 руб., соответственно размер платы по отоплению для истца не мог превышать 6273,01 (6815,98 руб. - 542,97 руб.), фактически истцу к оплате предъявлена сумма 4430,02 руб., с учетом стоимости ХВС 542,97 руб., а также доначислений 579,16 руб., общая сумма 5552,15 руб.
В июне стоимость услуги по отоплению составила 8911,10 руб., соответственно размер платы по отоплению для истца не мог превышать 6815,98 руб., фактически истцу к оплате предъявлена сумма 5693,58 руб., с учетом доначислений 1122,13 руб., общая сумма 6815,98 руб., в июле 2018 г. стоимость услуги по отоплению составила
9254,64 руб., соответственно размер платы по отоплению для истца не мог превышать 7081,81 руб., фактически истцу к оплате предъявлена сумма 5915,80 руб., с учетом доначислений 1166 руб., общая сумма 7081,80 руб.
Поскольку размер платы по отоплению, подлежащей оплате потребителем, а также размер предоставляемой компенсации напрямую зависит от размера оплаты услуг по холодному водоснабжению, поскольку именно указанной суммой - платой по холодному водоснабжению ограничивается право ответчика на получение платы от потребителя в пределах размера платы, ограниченной с учетом положений ст. 157.1 ЖК РФ, принимая во внимание, что с учетом доначислений плата потребителя по оплате коммунальных услуг за май, июнь, июль 2018 года не превысила плату за коммунальные услуги в каждом месяце, рассчитанную с применением предельного индекса, суд не усматривает оснований для признания действий ответчика незаконными. В противном случае ответчик будет лишен возможности возмещения понесенных им затрат по предоставленным коммунальным услугам, так как с уменьшением платы за любую коммунальную услугу уменьшается и размер предоставляемой ответчику компенсации.
В соответствии с положениями ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с положениями ст. 15 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Поскольку в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения доводы истца о наличии в действиях ответчика нарушений её личных неимущественных прав, либо нематериальных благ, а также не установлено нарушений прав истца как потребителя коммунальной услуги, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца Макаревской Е.Г. о взыскании с ответчика ООО «Енисейэнергоком» компенсации морального вреда.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Макаревской ФИО8 к ООО «Енисейэнергоком» о защите прав потребителя, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение изготовлено 04 марта 2019 г.
копия верна, решение не вступило в законную силу.
подлинник решения суда находится в Енисейском районном суде Красноярского края в гражданском деле №2-341/2019
Судья Н.М. Ларионова