РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2020 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Конецкой Я.В.,
с участием представителя административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, действующей по доверенности Старковой Ю.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-465/2020 по административному исковому заявлению Сырцова А.В. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным решения, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Сырцов А.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконными решений Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении сведений в ЕГРН в отношении земельного участка в части категории земель, возложении обязанности, утверждая, что вместе супругой имеет в собственности земельный участок, площадью 600 кв.метров, расположенный по адресу <адрес>, с кадастровым номером №, с разрешенным видом использования «для ведения садоводства». Административный истец обратился к ответчику с заявлением об учете изменений категории указанного земельного участка, с отнесением его к категории земли населенных пунктов, в чем ему было отказано, поскольку не представлено решение (акт) об отнесении земельного участка к определенной категории уполномоченным органом. Вместе с тем, представленная Выписка из ЕСОГД содержит все необходимые сведения, с указанием на общедоступные данные распорядительного документа, устанавливающего категории земли на территории всего г. Самара согласно Закону Самарской области от 25.02.2005 №61-ГД «Об установлении границ г.о. Самара Самарской области», Генеральному плану г.о. Самара, утвержденному решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 №538. Таким образом, административный истец предоставил все необходимые сведения ответчику относительно принадлежности земельного участка к категории земель населенных пунктов. Полагая отказ административного ответчика незаконным и необоснованным, административный истец просил суд, с признать незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером № в части категории земель, обязать ответчика внести сведения об указанном земельном участке в ГКН, указав категорию земли «земли населенных пунктов».
В судебное заседание административный истец не явился, просил рассмотреть его иск в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области, действующая по доверенности, административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по изложенным в отзыве основаниям.
Представители заинтересованных лиц администрации муниципального района Волжский Самарской области, Департамента градостроительства г.о. Самара в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, суд полагает заявленный административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.
Согласно ст. 227 КАС РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременно наличие следующих условий - не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В соответствии со статьей 65 Закона № 218-ФЗ государственный регистратор прав имеет права и несет обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, функции по государственному кадастровому учету объектов недвижимости и государственной регистрации прав осуществляются органом регистрации - Росреестром и его территориальными органами.
На территории Самарской области таким органом является Управление Росреестра по Самарской области.
Судом установлено и следует из представленных документов, что в ЕГРН содержит запись о праве общей долевой собственности Сырцова А.В. и Сырцовой Е.Ю. на земельный участок с КН №, внесенную на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданной Ильиной Е.Л., врио нотариуса нотариального округа города Самара Самарской области Вагнера Л.С. ДД.ММ.ГГГГ по реестру №, и свидетельства о праве на наследство по закону, выданного Ильиной Е.Л., врио нотариуса Вагнера Л.С. нотариального округа города Самара Самарской области ДД.ММ.ГГГГ по реестру №. По данным ЕГРН категория у данного земельного участка не установлена.
ДД.ММ.ГГГГ Сырцов А.В. обратился в орган регистрации прав с заявлением № о внесении в ЕГРН сведений о категории указанного выше земельного участка.
По данному заявлению Управлением Росреестра по Самарской области принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № Управление отказало во внесении сведений в ЕГРН в порядке ч.4 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации).
Обращение административного истца в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением было обусловлено включением указанного земельного участка в границы населенного пункта г.о. Самара.
Так, в силу пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов, в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ, пунктам 8, 11 части 1 статьи 32, части 3 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта, об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую, в том числе по запросу органа регистрации прав, в случае если с соответствующим заявлением обратилось заинтересованное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Данная норма корреспондирует к части 18.1 статьи 32 Федерального закона от № 218-ФЗ, согласно которой обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.
В соответствии с частью 3 статьи 5 вышеназванного Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.
При этом, частью 1 указанной статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ предусмотрено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 3 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, относится к дополнительным сведениям кадастра недвижимости об объекте недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ.
При этом, как следует из частей 2-5 статьи 33 Закона № 218-ФЗ, соответствующие сведения в ЕГРН вносятся только на основании информации, поступившей от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия.
В силу части 6 статьи 34 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ населенного пункта, в том числе образованного из ликвидированных лесного поселка или военного городка, вносит изменения в сведения ЕГРН о земельных участках, расположенных в границах такого населенного пункта, путем указания на принадлежность указанных земельных участков к категории земель населенных пунктов в случае, если согласно сведениям ЕГРН земельные участки, находящиеся в соответствии с описанием местоположения их границ в границах населенного пункта, отнесены к иной категории земель.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона в случае, если вследствие установления границ населенного пункта земельный участок включен в границы населенного пункта или исключен из них, орган регистрации прав вносит изменения в сведения реестра границ в части описания местоположения границ соответствующего населенного пункта путем приведения в соответствие с имеющимся в ЕГРН описанием местоположения границ такого земельного участка.
Таким образом, внесение в ЕГРН изменений относительно категории земельного участка в связи с изменением границ населенного пункта возможно только после внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ данного населенного пункта.
При этом, как следует из частей 2-5 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, соответствующие сведения в ЕГРН вносятся только на основании информации, поступившей от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта (аналогичное положение содержалось в статье 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции, действовавшей до 01.01.2017).
При этом, согласно части 18 статьи 32 Закона № 218-ФЗ обязательным приложением к документам (содержащим в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.07.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».
В соответствии с и. 11 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если категория земель не указана в ЕГРН. правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи.
Согласно данным Управления Росреестра по Самарской области в ЕГРН не указана категория земельного участка с КН №, такие сведения отсутствуют правоустанавливающих документах на объект недвижимости.
В связи с чем, рамках рассмотрения заявления Сырцова А.В. в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона № 218-ФЗ в адрес Департамента градостроительства г.о. Самара был направлен соответствующий запрос от ДД.ММ.ГГГГ №МВ в Департамент градостроительства г.о.Самара (далее — Департамент) с просьбой предоставить копию распорядительного акта, подтверждающего отнесение данного земельного участка к определенной категории земель.
Согласно полученному на запрос ответу Департамента от ДД.ММ.ГГГГ №№ распорядительный акт, подтверждающий отнесение земельного участка с КН № к определенной категории земель не выносился.?
Соответственно отсутствие распорядительного акта, являющегося единственным основанием для внесения сведений о категории земельного участка, является безусловным основанием для отказа заявителю во внесении в ЕГРН соответствующих сведений.
В то же время, выписка из ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ №№, согласно которой земельный участок с кадастровым номером № входит в границы г.о.Самара, расположен на территории Красноглинского района и в соответствии со ст.83 ЗК РФ относится к землям населенных пунктов, на которую ссылается административный истец, не может в силу указанных выше императивных норм действующего законодательства, являться основанием для внесения в ЕГРН сведений о категории земель.
При таких обстоятельствах суд полагает, что у административного ответчика имелись объективные препятствия для осуществления кадастрового учета изменений сведений в отношении категории земельного участка по заявлению административного истца, в связи с чем, действия регистрационного органа являются законными и обоснованными.
Поскольку совокупность обстоятельств, которые свидетельствовали бы о наличии оснований для признания незаконным решения административного ответчика, не установлена, то оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Сырцова А.В. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным решения, возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Решение принято в окончательном виде 11.06.2020.
Судья: О.П. Коваленко