Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-465/2020 ~ М-268/2020 от 19.02.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июня 2020 года     г. Самара

Самарский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Коваленко О.П.,

при секретаре Конецкой Я.В.,

с участием представителя административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, действующей по доверенности Старковой Ю.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-465/2020 по административному исковому заявлению Сырцова А.В. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным решения, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Сырцов А.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконными решений Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении сведений в ЕГРН в отношении земельного участка в части категории земель, возложении обязанности, утверждая, что вместе супругой имеет в собственности земельный участок, площадью 600 кв.метров, расположенный по адресу <адрес>, с кадастровым номером , с разрешенным видом использования «для ведения садоводства». Административный истец обратился к ответчику с заявлением об учете изменений категории указанного земельного участка, с отнесением его к категории земли населенных пунктов, в чем ему было отказано, поскольку не представлено решение (акт) об отнесении земельного участка к определенной категории уполномоченным органом. Вместе с тем, представленная Выписка из ЕСОГД содержит все необходимые сведения, с указанием на общедоступные данные распорядительного документа, устанавливающего категории земли на территории всего г. Самара согласно Закону Самарской области от 25.02.2005 №61-ГД «Об установлении границ г.о. Самара Самарской области», Генеральному плану г.о. Самара, утвержденному решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 №538. Таким образом, административный истец предоставил все необходимые сведения ответчику относительно принадлежности земельного участка к категории земель населенных пунктов. Полагая отказ административного ответчика незаконным и необоснованным, административный истец просил суд, с признать незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером в части категории земель, обязать ответчика внести сведения об указанном земельном участке в ГКН, указав категорию земли «земли населенных пунктов».

В судебное заседание административный истец не явился, просил рассмотреть его иск в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области, действующая по доверенности, административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по изложенным в отзыве основаниям.

Представители заинтересованных лиц администрации муниципального района Волжский Самарской области, Департамента градостроительства г.о. Самара в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, суд полагает заявленный административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.

Согласно ст. 227 КАС РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременно наличие следующих условий - не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

В соответствии со статьей 65 Закона № 218-ФЗ государственный регистратор прав имеет права и несет обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, функции по государственному кадастровому учету объектов недвижимости и государственной регистрации прав осуществляются органом регистрации - Росреестром и его территориальными органами.

На территории Самарской области таким органом является Управление Росреестра по Самарской области.

Судом установлено и следует из представленных документов, что в ЕГРН содержит запись о праве общей долевой собственности Сырцова А.В. и Сырцовой Е.Ю. на земельный участок с КН , внесенную на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданной Ильиной Е.Л., врио нотариуса нотариального округа города Самара Самарской области Вагнера Л.С. ДД.ММ.ГГГГ по реестру , и свидетельства о праве на наследство по закону, выданного Ильиной Е.Л., врио нотариуса Вагнера Л.С. нотариального округа города Самара Самарской области ДД.ММ.ГГГГ по реестру . По данным ЕГРН категория у данного земельного участка не установлена.

ДД.ММ.ГГГГ Сырцов А.В. обратился в орган регистрации прав с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о категории указанного выше земельного участка.

По данному заявлению Управлением Росреестра по Самарской области принято решение от ДД.ММ.ГГГГ Управление отказало во внесении сведений в ЕГРН в порядке ч.4 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации).

Обращение административного истца в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением было обусловлено включением указанного земельного участка в границы населенного пункта г.о. Самара.

Так, в силу пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов, в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ, пунктам 8, 11 части 1 статьи 32, части 3 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта, об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую, в том числе по запросу органа регистрации прав, в случае если с соответствующим заявлением обратилось заинтересованное лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Данная норма корреспондирует к части 18.1 статьи 32 Федерального закона от № 218-ФЗ, согласно которой обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.

В соответствии с частью 3 статьи 5 вышеназванного Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.

При этом, частью 1 указанной статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ предусмотрено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно пункту 3 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, относится к дополнительным сведениям кадастра недвижимости об объекте недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ.

При этом, как следует из частей 2-5 статьи 33 Закона № 218-ФЗ, соответствующие сведения в ЕГРН вносятся только на основании информации, поступившей от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия.

В силу части 6 статьи 34 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ населенного пункта, в том числе образованного из ликвидированных лесного поселка или военного городка, вносит изменения в сведения ЕГРН о земельных участках, расположенных в границах такого населенного пункта, путем указания на принадлежность указанных земельных участков к категории земель населенных пунктов в случае, если согласно сведениям ЕГРН земельные участки, находящиеся в соответствии с описанием местоположения их границ в границах населенного пункта, отнесены к иной категории земель.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона в случае, если вследствие установления границ населенного пункта земельный участок включен в границы населенного пункта или исключен из них, орган регистрации прав вносит изменения в сведения реестра границ в части описания местоположения границ соответствующего населенного пункта путем приведения в соответствие с имеющимся в ЕГРН описанием местоположения границ такого земельного участка.

Таким образом, внесение в ЕГРН изменений относительно категории земельного участка в связи с изменением границ населенного пункта возможно только после внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ данного населенного пункта.

При этом, как следует из частей 2-5 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, соответствующие сведения в ЕГРН вносятся только на основании информации, поступившей от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта (аналогичное положение содержалось в статье 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции, действовавшей до 01.01.2017).

При этом, согласно части 18 статьи 32 Закона № 218-ФЗ обязательным приложением к документам (содержащим в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.07.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».

В соответствии с и. 11 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если категория земель не указана в ЕГРН. правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи.

Согласно данным Управления Росреестра по Самарской области в ЕГРН не указана категория земельного участка с КН , такие сведения отсутствуют правоустанавливающих документах на объект недвижимости.

В связи с чем, рамках рассмотрения заявления Сырцова А.В. в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона № 218-ФЗ в адрес Департамента градостроительства г.о. Самара был направлен соответствующий запрос от ДД.ММ.ГГГГ    МВ в Департамент градостроительства г.о.Самара (далее — Департамент) с просьбой предоставить копию распорядительного акта, подтверждающего отнесение данного земельного участка к определенной категории земель.

Согласно полученному на запрос ответу Департамента от ДД.ММ.ГГГГ распорядительный акт, подтверждающий отнесение земельного участка с КН к определенной категории земель не выносился.?

Соответственно отсутствие распорядительного акта, являющегося единственным основанием для внесения сведений о категории земельного участка, является безусловным основанием для отказа заявителю во внесении в ЕГРН соответствующих сведений.

В то же время, выписка из ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой земельный участок с кадастровым номером входит в границы г.о.Самара, расположен на территории Красноглинского района и в соответствии со ст.83 ЗК РФ относится к землям населенных пунктов, на которую ссылается административный истец, не может в силу указанных выше императивных норм действующего законодательства, являться основанием для внесения в ЕГРН сведений о категории земель.

При таких обстоятельствах суд полагает, что у административного ответчика имелись объективные препятствия для осуществления кадастрового учета изменений сведений в отношении категории земельного участка по заявлению административного истца, в связи с чем, действия регистрационного органа являются законными и обоснованными.

Поскольку совокупность обстоятельств, которые свидетельствовали бы о наличии оснований для признания незаконным решения административного ответчика, не установлена, то оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Сырцова А.В. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным решения, возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Решение принято в окончательном виде 11.06.2020.

Судья:               О.П. Коваленко

2а-465/2020 ~ М-268/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сырцов А.В.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской обалсти
Другие
Департамент градостроительства г.о. Самара
Администрация м.р. Волжский Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Коваленко О.П.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
19.02.2020Регистрация административного искового заявления
19.02.2020Передача материалов судье
25.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
04.06.2020Производство по делу возобновлено
04.06.2020Судебное заседание
11.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2020Дело оформлено
17.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее