Дело № 3а-29/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень | 19 августа 2019 года |
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Подкорытовой М.В.
при секретаре Крашевской Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Роса» к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Управлению Росреестра по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ООО «Роса» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Управлению Росреестра по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, <.......> по состоянию на 01 января 2016 года в размере рыночной.
Исковые требования мотивированы тем, что указанными земельными участками владеет на праве собственности, кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 01 января 2016 года составила соответственно:
<.......> -22 090 738,70 руб.;
<.......>- 14 902 402, 50 руб.;
<.......>- 17 433 557,73 руб.
Согласно отчету независимого оценщика ООО «Легион -Эксперт» рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ту же дату составляет:
<.......> -9 610 618 руб.;
<.......> -7 363875 руб.;
<.......> -11 454 054 руб.
Административный истец считает, что кадастровая стоимость земельных участков определена недостоверно и значительно превышает рыночную стоимость. Кадастровая стоимость земельных участков учитывается для исчисления налога.
Превышение кадастровой стоимости земельных участков над их рыночной стоимостью нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение налога.
Для защиты своих прав истец обратился в суд с административным иском (л.д.3-5).
Представители административного истца, административных ответчиков Департамента имущественных отношений Тюменской области, Управление Росреестра по Тюменской области, заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области, Администрации г.Тюмени в судебное заседание не явились,извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу ч.6 ст.24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившего в силу с 01 января 2017 г., положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям об оспаривании результатов кадастровой стоимости подлежат применению нормы Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту Закон об оценочной деятельности).
В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости установлены также ст. 248 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Таким образом, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Изменение кадастровой стоимости земельного участка по основаниям, предусмотренным законом, не повлечет нарушение прав иных лиц, между тем, позволит установить баланс законных прав и интересов сторон.
Судом установлено, что ООО «Роса» является действующим юридическим лицом и собственником земельных участков с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, <.......> (л.д. 9-14).
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2016 года составила соответственно:
<.......> - 22 090 738,70 руб.;
<.......>- 14 902 402, 50 руб.;
<.......> 17 433 557,73 руб.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 12-14).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В силу ч.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.
Согласно ч.1 ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса.
В обоснование требований об установлении кадастровой стоимости каждого земельного участка в размере рыночной стоимости административным истцом представлен отчет об оценке, выполненный ООО «Легион эксперт» от 21 ноября 2018 года.
Согласно указанному отчету (л.д. 43-149) рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 01 января 2016 года соответственно:
<.......> -9 610 618 руб.;
<.......> -7 363875 руб.;
<.......> -11 454 054 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу разъяснений, изложенных в п.19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Административный ответчик Департамент имущественных отношений Тюменской области в возражениях на исковое заявление указывал на имеющиеся, в представленном административным истцом отчете нарушения положений Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, полагал, что представленный административным истцом отчет об оценке не является надлежащим доказательством указанной в нем рыночной стоимости земельных участков.
Определением Тюменского областного суда от 18.03.2019года была назначена судебная экспертиза для установления рыночной стоимости каждого земельного участка.
Проведение которой поручено ООО «АйКью Плюс - Оценка», эксперту Романовой С.Ю., в связи с поступлением возражений административного ответчика в судебном заседании 13 июня 2019 года была допрошена эксперт Романова С.Ю.
Определением Тюменского областного суда от 13 июня 2019 года была назначена дополнительная судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «АйКью Плюс- Оценка», Романовой С. Ю.
В силу ч.1 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Оценив дополнительное заключение судебного эксперта ООО «АйКью Плюс- Оценка», Романовой С.Ю. от 24 июля 2019 года о рыночной стоимости земельных участков, в совокупности с другими представленными доказательствами и отсутствием возражений ответчиков и заинтересованных лиц, суд признает указанный документ надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Доказательств несоответствия вышеназванного заключения дополнительной судебной экспертизы требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, которые свидетельствовали бы о недостоверном размере итоговой величины рыночной стоимости земельных участков, определенной оценщиком, суду не представлено.
Судом не принимается отчет ООО «Легион эксперт» в качестве доказательства, поскольку при проведении исследования оценщиком были нарушены требования ФСО, а именно были использованы объекты- аналоги, о которых отсутствует существенная информация о составе и объёме передаваемых прав( аналог № 3),объекты аналоги не сходны по месту расположения и эта разница не была учтена. Все эти нарушения могли повлиять на выводы, что свидетельствует о недостоверности и недостаточности исследования.
Суд учитывает, что кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании средних удельных показателей, утвержденных распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08 ноября 2016 года № 0111/16, определена методом массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта, в то время как экспертом Романовой С.Ю. производилась оценка каждого конкретного земельного участка, принадлежащего административному истцу, с учетом его индивидуальных характеристик.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08 ноября 2016 г. № 0111/16 по результатам государственной кадастровой оценки земельных участков, входящих в состав земель населенных пунктов Тюменской области, утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, входящих в состав земель населенных пунктов Тюменской области.
В силу ст. 403 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2019г.) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей…
В случае изменения кадастровой стоимости на основания установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Следовательно, установление кадастровой стоимости судом в ином размере имеет правовое значение для целей налогообложения.
Таким образом, у административного истца имеется правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости объекта.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных административным истцом требований путем установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <.......> -14 773 000 руб.;<.......> -14 201 000 руб.
Вместе с тем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований ООО «Роса» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2016 года в размере его рыночной по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> определена по состоянию на 01 января 2016 года в размере 22 090 738 рублей 70 копеек.
Обращаясь с настоящим иском, административный истец просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимость определенной в соответствии с отчетом об оценке ООО «Легион оценка» в размере 9 610 618 рублей.
Как было отмечено выше, судом принято во внимание заключение дополнительной судебной экспертизы, из которого следует, что рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 01 января 2019 года составляла 31 679 000 рублей.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По смыслу указанных норм права, выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу и должен привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите его законных интересов. Таким образом, судебной защите подлежит только нарушенное либо оспариваемое право.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическим лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии и суде.
В соответствии со ст. 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принципом правосудие по делам административного судопроизводства осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылается как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей не установлен настоящим Кодексом.
На основании изложенных выше обстоятельств, судом с достоверностью установлено, что рыночная стоимость данного земельного участка составляет 31 679 000 рублей, что превышает кадастровую стоимость земельного участка, определенную в соответствии с Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области № 0111/16 от 08.11.2016г. по состоянию на 01 января 2016 года в размере 22 090 738 рубля 70 копеек.
Следовательно, определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......> в соответствии с действующим нормативным актом субъекта Российской Федерации в размере ниже рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, не может свидетельствовать о нарушении прав истца и необходимости их судебной защиты.
Поэтому, законные основания для удовлетворения исковых требований административного истца ООО «Роса» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2016 года в размере его рыночной стоимости, отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 77, 109, 191, 199 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
о п р е д е л и л:
Административное исковое заявление ООО «Роса» удовлетворить в части.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 9 125 кв.м, расположенного по адресу: <.......> в, по состоянию на 01 января 2016 года в размере 14 773 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 4 302,08 кв.м, расположенного по адресу: <.......> по состоянию на 01 января 2016 года в размере 14 201 000 рублей.
Данные кадастровые стоимости установлены на период с 01 января 2016 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельного участка, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления ООО «Роса» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тюменского областного суда в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 августа 2019 года.
Судья Тюменского областного суда ( подпись) М.В.Подкорытова
Копия верна
Судья Тюменского областного суда М.В.Подкорытова