Решение по делу № 3а-66/2019 от 22.08.2019

Дело № 3а-66/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

г.Йошкар-Ола                             26 декабря 2019 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Петровой О.А.,

при секретаре Кулагиной Т.И.,

с участием административного истца Малахова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Малахова А.В. к Правительству Республики Марий Эл об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

22 августа 2019 года Малахов А.В. обратился в суд с административным иском к Правительству Республики Марий Эл об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир строение, почтовый адрес ориентира: <...>, в размере его рыночной стоимости 2160000 рублей, определенной по состоянию на 1 января 2012 года согласно отчету об определении рыночной стоимости от 9 апреля 2019 года № <...>, ссылаясь на то, что является собственником указанного объекта недвижимости. Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка, определенная на 1 января 2012 года в размере 11926140 рублей 20 копеек, значительно превышает его рыночную стоимость.

В судебном заседании Малахов А.В. административный иск поддержал, просил с учетом заключения судебной экспертизы установить кадастровую стоимость равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2012 года, в размере 2249739 рублей,

Представители административного ответчика Правительства Республики Марий Эл, заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явились, заявили ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителей.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения административного истца Малахова А.В., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 названного Кодекса).

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (пункт 1); установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2).

Судом установлено, что Малахов А.В. с 9 июня 2010 года является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир строение, почтовый адрес ориентира: <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 25 марта 2019 года (9-10).

Согласно результатам определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Республике Марий Эл по состоянию на 1 января 2012 года, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июня 2013 года № 199 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе населенных пунктов Республики Марий Эл» (в редакции постановлением Правительства Республики Марий Эл от 23 ноября 2017 года № 471), кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <...> утверждена в размере 11926140 рублей 20 копеек. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 мая 2017 гола № 242 «О применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в Республике Марий Эл» установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе населенных пунктов Республики Марий Эл, утвержденные постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июня 2013 года № 199, подлежат применению с 1 января 2018 года.

Согласно представленному административным истцом отчету от 9 апреля 2019 года № <...> об определении рыночной стоимости земельного участка, составленному ИП С. Д.А., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 1 января 2012 года составила 2160000 рублей.

Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Судом по ходатайству административного истца назначена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельного участка, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельного участка, в отношении которого утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.

Согласно заключению эксперта от 29 ноября 2019 № 70Э/10/19, выполненному экспертом ООО «Билге» И. И.Г., отчет от 9 апреля 2019 года № <...>, составленный ИП С. Д.А., не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 1 января 2012 года составляет 2249739 рублей.

Лицами, участвующими в деле, возражения относительно правильности выводов эксперта о размере рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества либо доказательства иного размера его рыночной стоимости не представлены.

В силу части 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта является доказательством по административному делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами.

Согласно заключению эксперта от 29 ноября 2019 года № <...> экспертиза выполнена на основании материалов административного дела с натурным осмотром земельного участка. При определении рыночной стоимости земельного участка эксперт применил сравнительный подход. В заключении эксперта подробно изложены примененные методики и результаты использования данного подхода к оценке.

Оснований не доверять выводам эксперта не имеется, так как они являются методологически обоснованными и мотивированными. Экспертиза была назначена судом, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме. Эксперт имеет высокую квалификацию и необходимый стаж работы в области оценочной и экспертной деятельности. Заключение эксперта соответствует требованиям частей 1, 2 и 3 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов.

В силу положений статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административный иск Малахова А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2012 года, в размере 2249739 рублей подлежит удовлетворению.

Абзацем 4 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащим применению с 1 января 2019 года, установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 25 и 28 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости. Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию. Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Малахова А.В. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1612+/- 14 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир строение, почтовый адрес ориентира: <...> равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2012 года, в размере 2249739 (Два миллиона двести сорок девять тысяч семьсот тридцать девять) рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 22 августа 2019 года.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                О.А.Петрова

Мотивированное решение составлено 31 декабря 2019 года

3а-66/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Малахов Антон Вячеславович
Малахов А.В.
Ответчики
Правительство РМЭ
Другие
Управление Росреестра по РМЭ
ФГБУ ФКП Росреестра по РМЭ
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на сайте суда
vs.mari.sudrf.ru
22.08.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.08.2019[Адм.] Передача материалов судье
26.08.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.08.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.09.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
27.09.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
13.12.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
13.12.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2019[Адм.] Судебное заседание
24.08.2020Регистрация административного искового заявления
24.08.2020Передача материалов судье
24.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.08.2020Предварительное судебное заседание
24.08.2020Предварительное судебное заседание
23.12.2019Производство по делу возобновлено
23.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2019Судебное заседание
10.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее