дело № 3га-169/2020
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 27 мая 2020 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Р.А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хамидуллиной Р.Х. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Хамидуллина Р.Х. обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником пяти объектов недвижимости, расположенных по адресу: адрес:
нежилого помещения с кадастровым номером №...:4476 с общей площадью 32,0 кв.м. Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 14 мая 2015 года в размере 837 190,08 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером №...:4477 с общей площадью 381,1 кв.м. Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 14 мая 2015 года в размере 9 970 410,61 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером №...:4478 с общей площадью 58,8 кв.м. Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 14 мая 2015 года в размере 1 538 336,77 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером №...:4479 с общей площадью 876,0 кв.м. Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 14 мая 2015 года в размере 22 918 078,44 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером №...:4481 с общей площадью 166,7 кв.м. Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 14 мая 2015 года в размере 4 361 237,07 руб.
Считая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, административный истец обратилась к независимому оценщику. Отчётом ООО «Деловые консультации» № 19-09-105 от 7 октября 2019 года определено, что по состоянию на 14 мая 2015 года рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером №...:4476 составляет 392 000 руб.; с кадастровым номером №...:4477 составляет 4 206 000 руб.; с кадастровым номером №...:4478 составляет 721 000 руб.; с кадастровым номером №...:4479 составляет 8 163 000 руб.; с кадастровым номером №...:4481 составляет 2 014 000 руб.
Административный истец, являясь собственником объектов недвижимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации обязан уплачивать налог на имущество. Налоговая база по налогу на имущество подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая в данном случае существенно превышает размер их рыночной стоимости, что нарушает права и законные интересы административного истца.
На основании изложенного, истец просит установить кадастровую стоимость указанных нежилых помещений по состоянию на 14 мая 2015 года равной рыночной: с кадастровым номером №...:4476 в размере 392 000 руб.; с кадастровым номером №...:4477 в размере 4 206 000 руб.; с кадастровым номером №...:4478 в размере 721 000 руб.; с кадастровым номером №...:4479 в размере 8 163 000 руб.; с кадастровым номером №...:4481 в размере 2 014 000 руб.
Представитель административного истца Терегулова Е.А. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной рыночной стоимости в соответствии с суммами, определенными судебным экспертом.
Административный истец Хамидуллина Р.Х., представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, заинтересованных лиц администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки не представили.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав пояснения представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно положениям части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 приведенного выше Федерального закона в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно части 2 статьи 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Судом установлено, что истец является собственником пять объектов недвижимости с кадастровыми номерами: №...:4476; №...:4477; №...:4478; №...:4479; №...:4481, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 15 августа 2019 года.
Таким образом, результат определения кадастровой стоимости названных выше объектов недвижимости затрагивает права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество, размер которого определяется исходя из их кадастровой стоимости, а потому истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Из ответа филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан № 00013 от 9 января 2020 года следует, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости первоначально кадастровая стоимость объектов недвижимости была рассчитана согласно п. 3.2 ранее действующего Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года № 113. Соответственно, при расчете кадастровой стоимости применено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для вида объекта «помещение» назначение «нежилое», утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 февраля 2012 года № 40.
В связи с тем, что объекты недвижимости поставлены на учет после 1 января 2015 года, то они не были включены в Перечень объектов подлежащих государственной кадастровой оценке, следовательно, их кадастровая стоимость не была определена в рамках выполнения оценочных работ. После утверждения результатов ГКО постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года № 496, кадастровая стоимость данных объектов недвижимости была актуализирована, согласно пункту 4.1 Порядка.
После утверждения постановления Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года № 496 кадастровая стоимость помещений была пересчитана с применением УПКС в размере 26 162,19 руб./кв.м., утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года № 496 как среднее значение по кадастровому кварталу №... для вида объекта «помещение» назначение «нежилое».
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 14 августа 2019 года следует, что по состоянию на 14 мая 2015 года кадастровая стоимость объектов недвижимости: с кадастровым номером №...:4476 составляет 837 190,08 руб.; с кадастровым номером №...:4477 составляет 9 970 410,61 руб.; с кадастровым номером №...:4478 составляет 1 538 336,77 руб.; с кадастровым номером №...:4479 составляет 22 918 078,44 руб.; с кадастровым номером №...:4481 составляет 4 361 237,07 руб.
Административным истцом в обоснование размера рыночной стоимости объектов недвижимости представлен отчет ООО «Деловые консультации» № 19-09-105 от 7 октября 2019 года из которого следует, что по состоянию на 14 мая 2015 года рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером №...:4476 составляет 392 000 руб.; с кадастровым номером №...:4477 составляет 4 206 000 руб.; с кадастровым номером №...:4478 составляет 721 000 руб.; с кадастровым номером №...:4479 составляет 8 163 000 руб.; с кадастровым номером №...:4481 составляет 2 014 000 руб.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости объектов недвижимости, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 января 2020 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, проведение которой поручено эксперту ООО «Партнёр» К.В.И.
Согласно заключению эксперта ООО «Партнёр» К.В.И. № 20.02.11 от 10 марта 2020 года рыночная стоимость по состоянию на 14 мая 2015 года объектов недвижимости: с кадастровым номером №...:4476 составляет 409 000 руб.; с кадастровым номером №...:4477 составляет 4 447 000 руб.; с кадастровым номером №...:4478 составляет 751 000 руб.; с кадастровым номером №...:4479 составляет 8 790 000 руб.; с кадастровым номером №...:4481 составляет 2 092 000 руб.
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы, выполненное экспертом ООО «Партнёр» К.В.И. № 20.02.11 от 10 марта 2020 года, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объектов недвижимости. Приведенные в заключении судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость данных объектов недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе названное выше экспертное заключение, суд полагает возможным удовлетворить заявленное административным истцом требование.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что административный истец обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Республике Башкортостан 10 октября 2019 года, поэтому дата подачи заявления об определении кадастровой стоимости нежилых помещений – 10 октября 2019 года.
По смыслу ст.ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-Ф3 актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае её пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Хамидуллиной Р.Х. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №...:4476, назначение: нежилое помещение, с общей площадью 32,0 кв.м., расположенного по адресу: адрес равной рыночной стоимости в размере 409 000 руб. по состоянию на 14 мая 2015 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №...:4477, назначение: нежилое помещение, с общей площадью 381,1 кв.м., расположенного по адресу: адрес равной рыночной стоимости в размере 4 447 000 руб. по состоянию на 14 мая 2015 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №...:4478, назначение: нежилое помещение, с общей площадью 58,8 кв.м., расположенного по адресу: адрес равной рыночной стоимости в размере 751 000 руб. по состоянию на 14 мая 2015 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №...:4479, назначение: нежилое помещение, с общей площадью 876 кв.м., расположенного по адресу: адрес равной рыночной стоимости в размере 8 790 000 руб. по состоянию на 14 мая 2015 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №...:4481, назначение: нежилое помещение, с общей площадью 166,7 кв.м., расположенного по адресу: адрес равной рыночной стоимости в размере 2 092 000 руб. по состоянию на 14 мая 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 10 октября 2019 года.
Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова