Дело № 2- 6936/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 августа 2014 г. г.Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи А.В.Маслюковой.,
при секретаре Е.В.Храмовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, действующего в интересах Егорова Н. И. , к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области, действуя в интересах Егорова Н. И. , ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с иском, в котором просил в судебном порядке признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению Егорова Н. И. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительство Ульяновской области обеспечить Егорова Н. И. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области проведена проверка по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проведенной проверкой установлено, что Егоров Н. И. , ДД.ММ.ГГГГ, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет.
Егоров Н. И. ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на первичный учёт несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в управлении образования МО «Базарносызганский район» Ульяновской области.
Мать Егорова Н. И. – Егорова И. Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – Егоров И. В. решением Базарносызганского районного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении сына.
В настоящее время Егоров И.В. зарегистрирован по адресу: Ульяновская область, Базарносызганский район, с.Папузы, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Егорова В. Н. , в связи с тем, что последний распоряжением главы Базарносызганского района Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № был назначен опекуном Егорова Н.И.
Егоров Н.И. ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако, до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.
При этом, как следует из его заявления, он желает реализовать свое право на обеспечение жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области на территории Чердаклинского района согласно п.3 ч.2 ст.4 Закона Ульяновской области от 21.12.2012 №200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области», то есть по месту трудоустройства
Егоров включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора Захарова Л.В. на иске настаивала.
Истец Егоров Н.И. в судебном заседании на иске настаивал, привел доводы, аналогичные указанным в иске.
Представители Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещались.
Представители Министерства образования, Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещались.
Суд, в порядке ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав помощника прокурора, истца, третье лицо, исследовав материалы рассматриваемого дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В связи с этим в Ульяновской области принят Закон от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (далее – Закон № 200-ЗО), статьей 2 которого закреплено, что право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, ребенок-сирота соответственно), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
При этом право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 7 ст. 6 Закона № 200-ЗО специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области», частью 2 статьи 9 которого установлено, что предоставление жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в порядке, установленном Правительством Ульяновской области.
Согласно п. 3 Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П (далее Порядок), специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 19.05.2010 № 165-П «Об уполномоченном органе» является Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели областным бюджетом Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период.
Согласно п.2 ст. 4 данного Закона дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору:
1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области;
2) по месту окончания пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания населения;
3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области;
4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье;
5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.
Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» (в редакции от 21.12.2012) определен порядок предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу ст. 9 указанного закона жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в порядке, установленном Правительством Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 08.04.2011 № 151-П «О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 19.05.2010 № 165-П от 19.05.2010 «Об уполномоченном органе» в качестве исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области указано Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» специализированные жилые помещения по договорам найма предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области по их письменному заявлению.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области (Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области) принимает решение о предоставлении им жилых помещений по договору найма.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается в течение 15 рабочих дней с даты принятия решения сроком на 5 лет и является основанием для вселения граждан в предоставленные жилые помещения.
Финансовое обеспечение расходных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели областным бюджетом Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период. Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.
Суд установил, что прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области проведена проверка по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проведенной проверкой установлено, что Егоров Н. И. , ДД.ММ.ГГГГ, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет.
Егоров Н. И. ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на первичный учёт несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в управлении образования МО «Базарносызганский район» Ульяновской области.
Мать Егорова Н. И. – Егорова И. Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ отец – Егоров И. В. решением Базарносызганского районного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении сына.
В настоящее время Егоров И.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Егорова В. Н. , в связи с тем, что последний распоряжением главы Базарносызганского района Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ № был назначен опекуном Егорова Н.И.
Егоров Н.И. ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако, до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.
При этом, как следует из его заявления, он желает реализовать свое право на обеспечение жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области на территории Чердаклинского района согласно п.3 ч.2 ст.4 Закона Ульяновской области от 21.12.2012 №200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области», то есть по месту трудоустройства
На Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области возложена обязанность предоставить жилые помещения лицам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При этом с учетом положений п. 3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» суд обязывает Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области заключить с Егоровым Н.И. договор найма специализированного жилого помещения.
Правительство Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу, следовательно, исковые требования, заявленные в данному ответчику, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Иск Прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, действующего в интересах Егорова Н. И. , к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Егорова Н. И. жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения.
Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Егорова Н. И. жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения в МО «Чердаклинский район».
Иск Прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, действующего в интересах Егорова Н. И. , к Правительству Ульяновской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: А.В.Маслюкова