Решение по делу № 02а-0189/2021 от 26.02.2021

судья: фио

адм. дело 33а-4755/2022

р/с 2а-189/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

29 сентября 2022 года                                                                                 адрес

 

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Михайловой Р.Б.,

судей фио, фио,

при секретаре Черных В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца адрес - фио на решение Басманного районного суда адрес от 14 декабря 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении  административного иска адрес к судебному приставу-исполнителю ОСП по адрес  3 ГУФССП России по Москве фио,ОСП по адрес  3 ГУФССП России по Москве, ГУФССП России по Москве о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора  - отказать»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Представитель адрес обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, мотивируя свои требования тем, что 01 ноября 2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по адрес 3 ГУФССП России по адрес фио было возбуждено исполнительное производство                                          143783/18/77055-ИП, предметом исполнения которого являлось возложение на адрес обязанности предоставить Семенову И.Ю. заверенные копии документов. Копию постановления о возбуждении исполнительного производства должник по исполнительному производству получил 18 июля 2019 года посредством почтовой связи. 13 октября 2020 года представителю адрес было вручено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере сумма, с чем представитель административного истца не согласен, поскольку требования исполнительного листа не могли быть исполнены в связи с невозможностью предоставления взыскателю Семенову И.Ю. указанных в нем документов ввиду их физического отсутствия и невозможности восстановления.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей административного истца адрес - фио и фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п.п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года  23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно статье 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов настоящего административного дела следует, что 01 ноября 2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по адрес 3 ГУФССП России по адрес фио возбуждено исполнительное производство                                          143783/18/77055-ИП, предметом исполнения которого являлось возложение на адрес обязанности предоставить Семенову И.Ю. заверенные копии документов.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена в адрес адрес почтой 27 июня 2019 года и получена адресатом 18 июля 2019 года.

13 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по адрес  3 ГУФССП России по Москве фио было вынесено постановление  77055/20/309486 о взыскании с адрес исполнительского сбора в размере сумма в связи с нарушением должником срока для добровольного исполнения требований в рамках исполнительного производства  143783/18/77055-ИП.

19 октября 2020 года представитель адрес направил в адрес административного ответчика заявление, в котором указал, что  пропускной режим в здании ГСК сложился задолго до 2017 года, был определен совместными документами охранных предприятий и ГСК и действует с того времени, кроме того, график вахтеров-контролеров за 2017 года не сохранился, протоколы общих собраний за 2015-2017 годы также не сохранились, в связи с чем исполнение требований исполнительного документа не представляется возможным.

Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя при этом из того, что должник по исполнительному производству в установленный срок не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов предусмотрены Федеральным законом от 2 октября 2007 года  229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве).

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В силу части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года  13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

По своей правовой природе исполнительский сбор относится к исполнительным действиям, направленным на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований (пункт 13 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве).

Исходя из анализа приведенных положений закона, исполнительский сбор, являясь исполнительным действием, обеспечивающим исполнение решения суда, может быть взыскан на основании соответствующего постановления, вынесенного судебным приставом-исполнителем в период не ранее окончания срока, предоставленного для добровольного исполнения решения суда, и не позже момента, когда решение полностью исполнено должником.

Исполнительский сбор, установленный статьей 112 Закона об исполнительном производстве, не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.

Вместе с тем, поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учётом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что, в силу статьи 34 (часть 1), статьи 35 (части 1-3) и статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, недопустимо.

Это означает, что взимание исполнительского сбора как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Как следует из части 7 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из изложенного следует, что отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Закона об исполнительном производстве.

Апелляционным определением Московского городского суда от 08 августа 2022 года, которым оставлено без изменения определение Басманного районного суда адрес от 30 мая 2022 года, согласно которому прекращено спорное исполнительное производство установлено, что возможность исполнения решения суда о предоставлении указанных в нем документов утрачена по объективно существующим обстоятельствам, за которые должник не несет ответственности.

Учитывая изложенное, принимая во внимание приведенное правовое регулирование и учитывая, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора вынесено в соответствии с требованиями законодательства об исполнительном производстве, поскольку адрес было известно о наличии задолженности, при этом, срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа был нарушен, оснований для признания незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора не имеется, однако, учитывая отсутствие вины должника в неисполнении требований исполнительного документа ввиду объективных обстоятельств, имеются основания для освобождения адрес от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об освобождении адрес от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по адрес  3 ГУФССП России по Москве фио от 13 октября 2020 года в рамках исполнительного производства 143783/18/77055-ИП.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Басманного районного суда адрес от 14 декабря 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым освободить адрес от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по адрес  3 ГУФССП России по Москве фио от 13 октября 2020 года в рамках исполнительного производства 143783/18/77055-ИП.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

02а-0189/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 14.12.2021
Истцы
ГСК "Рубцовский"
Ответчики
ОСП по ЦАО №3 ГУФССП России по г. Москве
ГУФССП России по г. Москве
Судебный пристав-исполнитель ОСП по ЦАО №3 ГУФССП России по Москве Касьяненко Артём Владимирович
Суд
Басманный районный суд
Судья
Гусева И.В.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
14.12.2021
Решение
29.09.2022
Определение суда апелляционной инстанции
21.12.2021
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее