Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1319/2012 ~ М-1263/2012 от 13.08.2012

Дело № 2-1319/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея Амурской области     19 сентября 2012 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Быстрянцевой И.И.,

при секретаре Яковлевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селезнева ЮФ к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа № 2 о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Стороны состоят в трудовых правоотношениях.

Истец работает у ответчика в должности по <данные изъяты>, с 1 сентября 2011 года совмещает работу <данные изъяты> на 0,5 ставки.

Истец обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа № 2, просит обязать ответчика произвести перерасчет по заработной плате за период с 1 мая 2012 года по 31 июля 2012 года с учетом установленного минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и северных надбавок и взыскать недоначисленную заработную плату в сумме 5950 рублей 12 коп. Просит возложить на ответчика обязанность выплачивать с 1 августа 2012 года заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда, с начислением на нее районного коэффициента и северных надбавок.

Определением Зейского районного суда Амурской области от 4 сентября 2012 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков привлечены отдел образования администрации города Зеи и Финансовое управление администрации города Зеи.

Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, считает, что размер его заработной платы не соответствует закону. В соответствии со ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (№ 82-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года установлен в сумме 4611 рублей в месяц, в соответствии с Соглашением «О минимальной заработной плате в Амурской области», на территории Амурской области установлены минимальные размеры оплаты труда для работников, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера равным 5995 руб. Считает, что с учётом северных надбавок и районного коэффициента его заработная плата исходя минимального размера оплаты труда - 5995 руб. должна быть не ниже 13189 руб., а он получает заработную плату в меньшем размере, следовательно, ответчик должен выплатить ему недоплаченную заработную плату в размере, указанном в исковых требованиях, а также в последующем выплачивать ему заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на неё районного коэффициента и северных надбавок.

    Представитель ответчика заявленные требования не признает, пояснил, что учреждение финансируется администрацией города Зеи на основании муниципального задания и плана финансово-хозяйственной деятельности на 2012 год. Дополнительных доходов для выплаты работникам заработной платы в повышенном размере учреждение не имеет.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков – отдела образования администрации города Зеи в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Из представленного отзыва следует, что отдел образования администрации города Зеи не согласен с заявленными исковыми требованиями.    

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков - финансового управления администрации города Зеи в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из отзыва, представленного финансовым управлением администрации города Зеи следует, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии со ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (№ 82-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года установлен в сумме 4611 рублей в месяц, а в силу положений Трудового кодекса Российской Федерации, не ниже МРОТ должна быть вся месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), включая все выплаты ( в том числе районный коэффициент и процентную надбавку), произведенные в соответствующем календарном месяце. В соответствии с Соглашением «О минимальной заработной плате в Амурской области», заключенным между Федерацией профсоюзов Амурской области, объединением работодателей Амурской области, Правительством Амурской области, на территории Амурской области установлены минимальные размеры оплаты труда для работников, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера равным 5995 руб. Таким образом, Правительством Амурской области установлены дифференцированные минимальные размеры оплаты труда для различных местностей с учетом особенностей их климатических условий. Кроме того, при формировании бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 г.г. выплаты районного коэффициента и северных надбавок на размер минимальной оплаты труда для работников, работающих на территории Амурской области, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не учтены. Также при расчете дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в соответствии с Законом Амурской области от 11.10.2011 г. № 529-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Амурской области», Министерством финансов Амурской области не учтены выплаты районного коэффициента и северных надбавок на размер минимальной оплаты труда для работников, работающих на территории Амурской области в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст.133 ТК РФ).

Действующей в настоящее время ч. 3 ст.133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть третья статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 ТК РФ находятся в особенной части Кодекса; устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда; не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изменениями и дополнениями) с 1 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 611 рублей в месяц.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утверждённому постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029, город Зея Амурской области, относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Кроме того, статьей 2 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 471-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» определено, что на территории области к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесены Зейский, Селемджинский, Тындинский районы, города Зея и Тында и подчиненные его администрации населенные пункты.

В судебном заседании установлено, что истец работает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Подпунктом 2.13. Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного образовательного учреждения Дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа № 2 установлено, что работникам учреждения в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, предусмотренным в приложении №1 к постановлению администрации города Зеи от 16.08.2010 №1112, установлены компенсационные выплаты, в том числе – выплаты за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Согласно подпункту 2.16. указанного Положения, выплаты за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, устанавливаются путём применения к заработной плате районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в данных местностях, которые в соответствии с Положением «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории города Зеи», утвержденным решением Зейского городского Собрания от 03.02.2005 года №57/9 (в редакции решения Зейского городского Совета народных депутатов от 30.09.3009 №13/134) составляют: а) районный коэффициент в размере 1,7 заработной платы работника, б) процентная надбавка за стаж работы в размере до 50% заработной платы.

Истцом заявлены требования о возложении на ответчика обязанности выплачивать ему с 1 августа 2012 года заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда, с начислением на нее районного коэффициента и северных надбавок и о перерасчете заработной платы и взыскании недоначисленной и не выплаченной заработной платы за период со 01 мая 2012 года по 31 июля 2012 года, согласно расчетам, представленным истцом, произведенным исходя из размера МРОТ 5995 руб.

Как указано выше, Федеральным законом № 106-ФЗ от 01 июня 2011 г. с 1 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 611 рублей в месяц.

В соответствии с Соглашением «О минимальной заработной плате в Амурской области», (зарегистрированным управлением труда министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, рег.№ 104 от 27 января 2012 г.), заключенным между Федерацией профсоюзов Амурской области, объединением работодателей Амурской области, Правительством Амурской области, на территории Амурской области установлен минимальный размер оплаты труда для работников, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 5995 руб., для работников, работающих на территории, относящейся к южным районам Амурской области, - 5535 руб.

Таким образом, указанным трехсторонним соглашением для работников, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера Амурской области, установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5995 руб. с учетом районного коэффициента и северных надбавок.

В связи с изложенным, оснований для повторного начисления на региональный минимальный размер оплаты труда районного коэффициента и северных надбавок, как требуют истцы, не имеется.

Вместе с тем, в соответствии со ст.133.1 Трудового Кодекса РФ, размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В то же время, за вычетом районного коэффициента и северной надбавки за стаж работы в районе, приравненном к Крайнему Северу, размер минимальной заработной платы, установленный данным соглашением, составляет сумму значительно ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом № 106-ФЗ от 01 июня 2011 г.

При таких обстоятельствах упомянутое соглашение не подлежит применению, поскольку в силу ст.6 Трудового Кодекса РФ в случаях, если закон или иной нормативный акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Как следует из трудового договора, заключенного с истцом, приказа о приеме на работу к его заработной плате должен начисляться районный коэффициент в размере 70 % и северные надбавки в размере 50%.

Таким образом, заработная плата истца при условии полного выполнения им норм рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей), с учетом установленного Федеральным законом № 106-ФЗ от 01 июня 2011 г. минимального размера оплаты труда – 4611 руб., должна составлять не менее 10144 руб. 20 коп. (4611 руб. х 70% х 50%).

Судом были исследованы расчетные листы истца по заработной плате за май, июль 2012 г., представленные истцом, из которых следует, что истец действительно получает заработную плату ниже установленного законом минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента в размере 70% и северной надбавки в размере 50%.

Суд не принимает расчет истца недоначисленной ему суммы заработной платы, поскольку он не соответствуют требованиям трудового законодательства, т.к. исчислен из регионального размера МРОТ с начислением на него северных надбавок и районного коэффициента.

В судебном заседании установлено, что истцу в мае 2012 года была начислена заработная плата в размере 6099 рублей 44 коп без учета доплаты за совмещение, в июне – отпуск, в июле за 5 дней без совмещения начислено 1272 рублей 60 коп. Таким образом, с учетом отработанного рабочего времени в пользу истца Селезнева Ю.Ф. подлежит взысканию недоначисленная и невыплаченная заработная плата - за май 2012 года в сумме 4044 рублей 76 коп, за июль 2012 года в сумме 1032 рублей 90 коп. Итого подлежит взысканию в пользу Селезнева Ю.Ф. 5077 рублей 66 коп.

Поскольку трудовым законодательством установлено, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях, суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности выплачивать с 1 августа 2012 года заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на неё районного коэффициента и северных надбавок.

Учитывая, что требования истца удовлетворены, с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины, в доход местного бюджета согласно ст.103 ГПК РФ, подлежит взысканию государственная пошлина, которая по требованиям имущественного характера в соответствии с правилами ст.333.19 Налогового Кодекса РФ составляет 400 рублей, и по удовлетворенным требованиям имущественного характера, не подлежащего оценки 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Селезнева ЮФ удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения Дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа № 2 в пользу Селезнева ЮФ недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 мая 2012 года по 31 июля 2012 года в сумме 5077 рублей 66 коп (пять тысяч семьдесят семь рублей 66 коп).

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа № 2 с 1 августа 2012 года выплачивать Селезневу ЮФ заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на неё районного коэффициента и северных надбавок при условии полного выполнения норм рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей).

Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения Дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа № 2 государственную пошлину в сумме 600 рублей (шестьсот рублей).

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий     

Мотивированное решение составлено 20 сентября 2012 года.

Судья                                     

2-1319/2012 ~ М-1263/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Селезнев Юрий Федорович
Ответчики
МБОУ ДОД ДЮСШ № 2
Другие
Отдел образования администрации г. Зеи
Финансовое управление администрации г. Зеи
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Быстрянцева Ирина Ивановна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
13.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2012Передача материалов судье
14.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2012Судебное заседание
19.09.2012Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее