Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4409/2018 ~ М-4101/2018 от 18.07.2018

Дело № 2-4409/15-2018 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2018 г. г. Курск

Ленинский районный суд города Курска в составе:

председательствующего судьи - Великих А.А.,

с участием истца - Томилиной И.А.,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области - Ефановой Т.Н.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда Российской Федерации в Курской области – Дмитриева М.Л.,

при секретаре – Гладких Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томилиной Ирины Анатольевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области, Государственному учреждению – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда Российской Федерации в Курской области о признании незаконным решения об удержании излишне выплаченной федеральной социальной доплаты, взыскании незаконно удержанной федеральной социальной доплаты,

УСТАНОВИЛ:

Томилина И.А. обратилась в Ленинский районный суд г. Курска с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (далее – ГУ УПФ РФ в г. Курске Курской области) о признании незаконным решения об удержании излишне выплаченной федеральной социальной доплаты, взыскании незаконно удержанной федеральной социальной доплаты.

В обоснование заявленного иска указала о том, что ДД.ММ.ГГГГ ею подано заявление в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» о назначении страховой пенсии по старости. При подаче заявления она представила необходимые документы и довела до сведения специалиста о том, что имеет статус индивидуального предпринимателя, однако предпринимательскую деятельность не осуществляет и прекратить статус в данный момент не может, т.к. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в другом субъекте Российской Федерации (Ставропольский край). Ей специалистом ответчика было разъяснено о нецелесообразности заявлять о своем статусе ИП, т.к. это на размер страховой пенсии повлиять никак не может. С ДД.ММ.ГГГГ ей (истцу) была назначена страховая пенсия по старости, а также федеральная социальная доплата (далее – ФСД) до достижения величины прожиточного минимума. С ДД.ММ.ГГГГ выплата ФСД была приостановлена. ДД.ММ.ГГГГ после подачи заявления и прекращения статуса индивидуального предпринимателя выплата ФСД была назначена истцу вновь, а ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесено решение о взыскании сумм ФСД, излишне выплаченных пенсионеру. Полагает действия ответчика незаконными, а государственная услуга была ей оказана ненадлежащего качества, т.к. ей не было разъяснено о последствиях сохранения статуса ИП при разрешении вопроса о назначении ФСД. Считает, что суммы назначенной ответчиком и выплаченной ФСД не подлежат взысканию с истца в соответствии с положениями 1109 ГК РФ.

В ходе судебного разбирательства в соответствии со ст. 40 ч. 3 ГПК РФ к процессуальному участию в деле в качестве соответчика привлечено - Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда Российской Федерации в Курской области.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, настаивала на полном удовлетворении иска по основаниям, приведенным в заявлении.

Представитель соответчика ГУ УПФ РФ в г. Курске Курской области по доверенности Ефанова Т.Н. иск не признала, полагала его необоснованным, а оспариваемое решение об удержании из пенсии Томилиной И.А. 20% в связи с необоснованным назначением ФСД в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ законным, соответствующим нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения. При этом пояснила о том, что при подаче документов о назначении страховой пенсии Томилина И.А. не сообщила о своем статусе индивидуального предпринимателя и не представила соответствующих документов, в противном случае ей было бы разъяснено об отсутствии правовых оснований для установления ей ФСД. При подаче заявления специалист проверял заявителя по соответствующим информационным базам регионального уровня. После выяснения пенсионным органом обстоятельства, влекущего прекращение права на получение ФСД, а именно факта наличия у истца не прекращенного статуса индивидуального предпринимателя, пенсионный орган вначале приостановил выплату ФСД, а в последующем принял решение о частичном удержании переплаченной суммы ФСД в предусмотренном законом размере. После предоставления истцом ДД.ММ.ГГГГ заявления об установлении ФСД и выяснения факта прекращения истцом статуса индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ выплата ФСД Томилиной И.А. была возобновлена.

Представитель соответчика Государственного учреждения – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда Российской Федерации в Курской области по доверенности Дмитриев М.Л. иск не признал, полагал об отсутствии законных оснований для взыскания с Центра сумм удержанной ФСД в связи с ее переплатой за период с 13.05 по ДД.ММ.ГГГГ. При этом пояснил о том, что с ДД.ММ.ГГГГ у Томилиной И.А. удержано из сумм ФСД по 20% по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 3155,83 руб., остаток переплаты составляет 2942,32 руб..

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля ФИО7, исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению в целом по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Томилиной И.А. назначена страховая пенсия с ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из содержания указанного заявления, Томилина И.А., обращаясь в пенсионный орган, также заявила о необходимости установлении ей федеральной социальной доплаты к пенсии, указав в разделе 4 бланка заявления при этом, что она не работает, об отсутствии иждивенцев – нетрудоспособных членов семьи; что она не является получателем пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства, получателем пенсии по Закону РФ от 12.02.1993 г. №4468-1, получателем ежемесячного пожизненного содержания и не замещает государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ муниципальные должности и должности государственной гражданской службы.

При этом при подаче указанного заявления Томилина И.А., в частности, была предупреждена о необходимости безотлагательно извещать пенсионный орган о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период которой она подлежит обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Об этом свидетельствует подпись Томилиной И.А. в настоящем заявлении. Исходя из содержания раздела 6 данного заявления, а также расписки о приеме документов, усматривается, что при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости Томилина И.А. предоставила следующие документы: паспорт, документ об образовании, 2 заявления, в том числе о назначении выплаты по месту проживания, а также трудовую книжку. Пенсию Томилина И.А. просила назначить по имеющимся документам, без справки о заработной плате, указав, что со ДД.ММ.ГГГГ не работала, на бирже не состояла, уход не осуществляла, стаж ИП подтверждать не желает.

Решением ГУ УПФ РФ в г. Курске Курской области от ДД.ММ.ГГГГ Томилиной И.А. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно с установлением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 4805,11 руб., суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения (ий) фиксированной выплаты к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ – 5772,12 руб.. Кроме того, решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ Томилиной И.А. установлена федеральная социальная доплата к пенсии (ФСД) на основании ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации 7460 руб., установленной на 2017 год, исходя из общей суммы материального обеспечения пенсионера 5772,12 руб., в размере 1687,88 руб..

Распоряжением ГУ УПФ РФ в г. Курске Курской области б/н от ДД.ММ.ГГГГ выплата Томилиной И.А. ФСД с ДД.ММ.ГГГГ приостановлена в связи с работой. Актом от ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом клиентской службы ГУ УПФ РФ в г. Курске Курской области ФИО8 выявлен факт осуществления Томилиной И.А. трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с марта 2017 года по сентябрь 2017 года, в связи с чем установлен факт сокрытия работы и переплата ФСД, для чего предложено рассмотреть вопрос об излишне выплаченной суммы коллегиально на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в лицевой счет в части приостановления выплаты Томилиной И.А. ФСД за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Решением ГУ УПФ РФ в г. Курске Курской области от ДД.ММ.ГГГГ в связи с осуществлением Томилиной И.А. предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ истцу на основании п. 12 ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» направить письмо о добровольном возмещении переполученной суммы ФСД. В случае не погашения задолженности в добровольном порядке направить документы для решения вопроса в судебном порядке. Указанное требование Томилиной И.А. исполнено в добровольном порядке не было.

ДД.ММ.ГГГГ Томилина И.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением об установлении ФСД, указав о том, что не работает и статус индивидуального предпринимателя прекращен. С ДД.ММ.ГГГГ выплата ФСД Томилиной И.А. была возобновлена в размере 2614,28 руб. (до величины прожиточного минимума пенсионер в Курской области, установленного на 2018 г.).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в г. Курске Курской области принято решение о ежемесячном удержании из сумм ФСД, установленной пенсионеру Томилиной И.А., с ДД.ММ.ГГГГ в размере 20%.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее – Закон) государственная социальная помощь осуществляется, в том числе, в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты).

Согласно п. 1 ст. 12.1 Закона общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

Согласно п. 4 указанной статьи Закона федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Пункт 6 ст. 12.1 указанного закона предусматривает, что социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется.

В силу п. 10 ст. 12.1 Закона социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

По смыслу статей 6 и 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели; застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом; к их числу относятся и индивидуальные предприниматели.

При таких обстоятельствах, пенсионный орган, установив факт наличия у пенсионера Томилиной И.А. статуса индивидуального предпринимателя, чего истец не оспаривала в ходе судебного разбирательства (статус прекращен в феврале 2018 года), принимая решение о приостановлении выплаты ФСД, а в последующем, и об удержании из ФСД 20%, правомерно исходил из того, что поскольку на момент назначения истцу страховой пенсии и установлении ФСД Томилина И.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, то она не имела права на получение федеральной социальной доплаты к пенсии.

В соответствии с частью 12 статьи 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон «О страховых пенсиях»).

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 29 Закона «О страховых пенсиях» удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона.

В силу п. 3 ст. 29 указанного закона удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Учитывая изложенные нормативные положения, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика - ГУ УПФ РФ в г. Курске Курской области, связанные с принятием решения об удержании переплаченной истцу Томилиной И.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ федеральной социальной доплаты, соответствуют закону, а самим решением права и законные интересы истцу не нарушены.

Ссылка истца на необходимость применения в спорном правоотношении положений ст. 1109 ГК РФ судом признается необоснованной ввиду неправильного толкования норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Также не являются юридически значимыми доводы истца о недоведении до нее при оказании ей государственной услуги – прием заявления о назначении страховой пенсии специалистом ФИО9 информации о последствиях сохранения у пенсионера статуса индивидуального предпринимателя, влияния указанного статуса на получение ФСД.

При этом суд учитывает, что допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО9 отрицала факт доведения до нее истцом сведений о наличии у нее (Томилиной И.А.) на дату подачи заявления статуса индивидуального предпринимателя. Указанный свидетель пояснил о том, что при опросе истца по вопросам, необходимым для заполнения заявления установленной формы о назначении страховой пенсии, Томилина И.А. заявила о назначении ей ФСД, а на вопросы, содержащиеся в разделе «4» заявления, ответила отрицательно. Оснований не доверять показаниям указанного свидетеля суд не усматривает, а истцом каких-либо объективных доказательств, опровергающих утверждения указанного свидетеля, не представлено.

Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым постановить решение об отказе в удовлетворении заявленного иска.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░:                            ░.░. ░░░░░░░

2-4409/2018 ~ М-4101/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Томилина Ирина Анатольевна
Ответчики
ГУ - Центр по выплате пенсий и обработкеминформации Пенсионного фонда РФ
УПФ РФ
Суд
Ленинский районный суд г. Курска
Судья
Великих Александр Александрович
Дело на сайте суда
lensud--krs.sudrf.ru
18.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2018Передача материалов судье
23.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2018Подготовка дела (собеседование)
13.08.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.08.2018Предварительное судебное заседание
05.09.2018Судебное заседание
10.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2019Дело оформлено
12.02.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее