Дело N11-34/2020
УИН 76MS0015-01-2019-003932-86
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 февраля 2020 года |
г. Ярославль |
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Доколиной А.А.,
при секретаре Журавлевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Козина Михаила Юрьевича, Козиной Татьяны Александровны, Козина Антона Михайловича, Козина Максима Михайловича по доверенности Царевой Валентины Валерьевны на решение мирового судьи судебного участка №2 Кировского судебного района г.Ярославля от 19 ноября 2019 года,
установил:
ПАО «ТГК-2» обратилось в суд с иском, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просило взыскать с ответчиков Козина А.М., Козиной Т.А., Козина М.Ю. задолженность за потребленную тепловую энергию за период с 01.01.2018 года по 31.01.2019 года в сумме 3 056 рублей 03 копейки, возврат госпошлины в размере 400 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований указали, что ПАО «ТГК-2» осуществляет поставку тепловой энергии для целей оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения по <адрес>. Согласно выписке из лицевого счета в жилом помещении, расположенном по <адрес> проживают: Козин А.М., Козин М.М., Козина Т.А., Козин М.Ю. Ответчики не исполняют обязательств по полной и своевременной оплате потребленной тепловой энергии на общедомовые нужды, в связи с чем образовалась задолженность за период с 01.01.2018 года по 31.01.2019 года в указанном размере.
Решением мирового судьи судебного участка №2 Кировского судебного района г.Ярославля от 19.11.2019 года исковые требования ПАО «ТГК-2» удовлетворены, суд постановил:
Взыскать в солидарном порядке с Козина А.М., Козина М.М., Козиной Т.А., Козина М.Ю. в пользу ПАО «ТГК-2» сумму задолженности за период с 01.01.2018 года по 31.01.2019 года в сумме 3 056 рублей 03 копейки, возврат госпошлины в сумме 400 рублей.
С вынесенным решением не согласны ответчики, обратившиеся в лице представителя по доверенности Царевой В.В. в суд с апелляционной жалобой, в которой указано на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В обоснование возражений ответчики ссылаются на то, что судом с ответчиков взыскана задолженность за потребленную тепловую энергию на общедомовые нужды, однако при вынесения решения не приняты во внимание конкретные обстоятельства, а именно, то, что в жилом помещении, в котором проживают ответчики, установлено автономное оборудование (газовый котел), в местах общего пользования отсутствуют отопительные приборы, в связи с чем ответчиками не производится потребление тепловой энергии от централизованной системы теплоснабжения.
Кроме того, при расчете потребленной тепловой энергии на общедомовые нужды суд ссылается на нормы жилищного законодательства и Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, в редакции, введенной в действие с 01.01.2019 года, которая не подлежит применению к правоотношениям, имевшим место в период до указанной даты.
Кроме того фактически истец применил для расчета потребленной тепловой энергии на общедомовые нужды формулу расчета, установленную Постановлением Правительства РФ от 23.02.2019 года №184 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», вступившим в силу с момента его официального опубликования, то есть, с 25.02.2109 года.
С учетом изложенного, ответчики просят решение мирового судьи судебного участка №2 Кировского судебного района г.Ярославля от 19 ноября 2019 года отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Царева В.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель истца ПАО «ТГК-2» по доверенности Баткова А.В. пояснила, что считает решение суда законным и обоснованным. В Постановлении №46-п от 20.12.2018 года Конституционный Суд РФ указал, что сама по себе установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Поскольку в спорный период порядок расчета платы за потребленную коммунальную услугу законодательно определен не был, расчет произведен в соответствии с формулой, введенной Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 года №1708, что не нарушает прав и охраняемых законом интересов ответчиков.
На основании изложенного, истец просит решение мирового судьи судебного участка №2 Кировского судебного района г.Ярославля от 19 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Козина М.Ю., Козиной Т.А., Козина А.М., Козина М.М. по доверенности Царевой В.В. – без удовлетворения.
Выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, исследовав материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
С выводом мирового судьи о наличии оснований для взыскания с ответчиков задолженности за потребленную тепловую энергию суд соглашается, считает его правильным, соответствующим обстоятельствам дела и закону.
Судом установлено, что ПАО «ТГК-2» осуществляет поставку тепловой энергии для целей оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения по <адрес> Ответчик Козин М.Ю. является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес>. Ответчики Козина Т.А., Козин М.М., Козин А.М. зарегистрированы в данном жилом помещении в качестве членов семьи собственника.
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Статьей 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя: плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 настоящего Кодекса; плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно п.1 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с п.7 указанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
Протоколом общего собрания собственников помещений жилого многоквартирного дома от 08.04.2016 года установлено, что, начиная с 01.03.2013 года оплату услуг за горячее водоснабжение и ОДН производится непосредственно поставщику услуги – ПАО «ТГК-2».
Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что жилое помещение – квартира №, расположенная в жилом многоквартирном доме по <адрес>, оборудовано индивидуальным источником тепловой энергии (газовый котел).
Доводы ответчиков в части того, что обязанность оплаты потребленной тепловой энергии на общедомовые нужды не может быть на них возложена в силу того, что вышеуказанная квартира оборудована индивидуальным источником тепловой энергии (газовый котел), отклоняется судом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 года №46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан ФИО1 и ФИО2», обеспечение прав и законных интересов собственников и пользователей жилых помещений, которые в силу объективных причин были вынуждены установить в принадлежащих им помещениях индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, соблюдая при этом нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, предполагает создание правовых условий, позволяющих учесть при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению факт неиспользования такими лицами тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева принадлежащих им жилых помещений, имея в виду, что такие лица - по смыслу подпункта "д" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов - во всяком случае обязаны поддерживать температуру воздуха в помещении не ниже 12 градусов Цельсия и несут соответствующие расходы, связанные с функционированием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (включая расходы на эксплуатацию самих источников тепловой энергии и на конкретный вид энергетического ресурса).
В то же время необходимо учитывать, что сама по себе установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Иное, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории (статья 17, часть 3; статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Нормами ЖК РФ не предусмотрено освобождение собственников и нанимателей помещений в жилом многоквартирном доме от обязанности оплаты за потребленную тепловую энергию на общедомовые нужды.
Доводы ответчиков в части отсутствия в помещении лестничной клетки подъезда №, в котором расположена квартира № жилого многоквартирного дома по <адрес>, отопительных приборов, также отклоняется судом.
Как отражено в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2019)», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019 года, согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Как следует из ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ).
Конструктивные особенности централизованной системы многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес> заключающиеся в отсутствии на конкретной лестничной площадке отопительного прибора, не свидетельствуют об отсутствии обязанности нести расходы по содержанию общего имущества жилого многоквартирного дома.
В соответствии с ч.3 ст.39 ЖК РФ Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354.
Формула расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю за расчетный период введена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 года №1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме», вступившим в силу с 01.01.2019 года.
До указанной даты порядок расчета законодательно урегулирован не был.
В соответствии со ст.7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Отсутствие порядка расчета тепловой энергии на общедомовые нужды в период до 01.01.2019 года не может являться основанием для освобождения собственников помещений жилого многоквартирного дома от оплаты за поставленную тепловую энергию и привело бы к неосновательному обогащению ответчиков.
Ввиду изложенного, судом правомерно применен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю за расчетный период введенный Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 года №1708. Данный расчет не нарушает прав и охраняемых законом интересов ответчиков, а также баланс интересов сторон. Размер начисленной платы ответчиками не оспорен, иного расчета задолженности ими не представлено.
С учетом изложенного, материальный закон судом применен правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы ответчика не содержат правовых оснований для отмены решения мирового судьи.
Руководствуясь ст.ст. 320, 328 - 330 ГПК РФ, суд
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ |
░.░.░░░░░░░░ |