Дело № 2-100/2018 копия
Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноуральск 30 марта 2018 года
Красноуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Солобоевой О.А.,
при секретаре Тимошиной Е.В.,
с участием:
прокурора Новосёловой Е.Ю.,
истца ФИО15
представителя ответчика ТОИОГВ УСП МСП СО по г. Красноуральску – Скрипиной ФИО12
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Красноуральска в интересах ФИО14 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», ТОИОГВ УСП МСП СО по г. Красноуральску о предоставлении жилого помещения лицу из категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Красноуральска обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Министерству строительства и инфраструктуры развития Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», ТОИОГВ УСП МСП СО по г. Красноуральску о предоставлении жилого помещения лицу из категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В исковом заявлении и объяснениях в судебном заседании истец ФИО1 и прокурор Новосёлова Е.Ю. указали, что ФИО1 имеет статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей, которые решением суда лишены родительских прав. В соответствии с постановлением Главы администрации городского округа Красноуральск от 07.04.1998 № № несовершеннолетний ФИО1 определен в детское учреждение – Красноуральский Дом детства на полное государственное обеспечение, при помещении в детское учреждение за ним закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В ходе прокурорской проверки установлено, что по состоянию на 2003 год указанный жилой дом, списан и находится в аварийном состоянии.
Таким образом, при достижении ФИО1 возраста 18 лет, закреплённое за ним жилое помещение, фактически было утрачено по причине невозможности проживания в нём в силу его ветхости.
Согласно объяснениям ФИО1, из Красноуральского Детского дома он выпустился в 2001 году, после стал обучаться в <адрес>, в <адрес> вернулся в 2002-2003 году, стал проживать у друзей.
На учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как ребенок, оставшийся без попечения родителей ФИО1 в органах местного самоуправления не состоял.
Вместе с тем, на основании постановления Главы городского округа Красноуральск от 03.05.2006 № несовершеннолетние братья и сестра истца ФИО3, ФИО4, ФИО5 были включены в список для постановки на регистрационный учёт на получение жилья несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с указанием в нём, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является ветхим.
На основании решения Красноуральского городского суда от 24.02.2012 Администрацией городского округа Красноуральск проведено обследование, закреплённого за ФИО3 жилого помещения, по результатам которого постановлением Администрации городского округа Красноуральск от 29.06.2012 № многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Решением Красноуральского городского суда от 22.01.2015 удовлетворены исковые требования прокурора города Красноуральска в интересах ФИО3 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», ТОИОГВ УСП МСП СО по г. Красноуральску о предоставлении жилого помещения лицу из категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, в своём отзыве просили в удовлетворении иска отказать, поскольку фактической причиной пропуска срока для обращения в органы опеки и попечительства для постановки на учет послужило бездействие со стороны истца, в результате своих противоправных действий дважды оказывался в местах лишения свободы. Полагают, что ФИО1, будучи совершеннолетним, дееспособным лицом, мог и должен был своевременно обратиться в уполномоченный орган для реализации своего права на получение жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Представитель ответчика ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, отзыва не направил.
Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области-Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Красноуральску (ТОИОГВ УСП МСП СО по г. Красноуральску) - ФИО6 в удовлетворении иска просила отказать, так как истец ФИО1 не относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом показала, что личного дела ФИО1 не сохранилось и в орган опеки не передавалось, не смогла пояснить, по какой причине ФИО1 наряду своими братьями ФИО3, ФИО4 и сестрой ФИО5 не включен в список для постановки на регистрационный учёт на получение жилья несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Суд, заслушав объяснения сторон и исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующему решению.
На основании постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учёту жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и принятию решений о предоставлении этих жилых помещений указанной категории граждан.
Министерство социальной политики Свердловской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП.
В силу пп. 7, 8 и 9 Порядка предоставления жилых помещений распределение детям-сиротам построенных (приобретённых) за счёт средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретённых) за счёт средств областного бюджета, являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений.
Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».
Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.
Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами.
Таким образом, надлежащими ответчиками по настоящему исковому заявлению являются Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» и ТОИОГВ УСП МСП СО по г. Красноуральску.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (действовавшим до 01.01.2013) вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
На основании п. 1 ст. 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (абз. 4 ст. 1 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из постановления Главы Администрации г. Красноуральска от 07.04.1995 № в связи с тем, что на основании решения Красноуральского городского суда от 19.01.1995, в том числе ФИО1 был отобран у своих родителей ФИО7 и ФИО8, и его поместили в Красноуральский дом детства. В связи с тем, что в несовершеннолетнем возрасте ФИО1 приобрёл статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей, указанным постановлением Главы Администрации г. Красноуральска за ФИО1 закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
На основании решения Красноуральского городского суда от 10.07.2002 родители ФИО3 лишены родительских прав.
Между тем, глава Администрации <адрес> в своей справке № от 26.09.2003 сообщает органу опеки и попечительства о том, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, списан, находится в аварийном состоянии. Администрация городского округа Красноуральск в своём ответе от 13.06.2006 № также признаёт факт того, что закреплённое за несовершеннолетним ФИО3 жилое помещение, находится в аварийном состоянии в связи с чем, брат истца ФИО3 поставлен на регистрационный учёт на получение жилья в Администрации городского округа Красноуральск. В 2003 году истцу ФИО1 исполнилось 18 лет, в 2006 году – 21 год.
В соответствии с постановлением Главы городского округа Красноуральск от 03.06.2006 № братья и сестра истца ФИО3, ФИО4, ФИО5 включены в список несовершеннолетних для постановки на регистрационный учёт на получение жилой площади несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В указанном списке жилое помещение, закреплённое за несовершеннолетними братьями и сестрой истца, уже на тот момент отмечено, как ветхое. Вместе с тем, истец ФИО1 в данный список включен не был при наличии для этого оснований.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент исполнения ФИО1 восемнадцати лет в 2003 году, органами местного самоуправления фактически признавалось то, что закреплённое за ним жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было утрачено по причине невозможности проживания в нём в силу ветхости и аварийности. Вместе с тем, органами местного самоуправления на момент исполнения ФИО1 21 года в 2006 году признавался факт нуждаемости в жилом помещении ФИО3, ФИО5, ФИО4 как лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако в отношении истца ФИО1 такого решения не принято.
Указанное свидетельствует о том, что органом местного самоуправлении городского округа Красноуральск как уполномоченным органом, на который в силу ранее действующего законодательства были возложены полномочия по ведению учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для целей предоставления жилого помещения, необоснованно не учтены законные интересы истца ФИО1, его право как лица оставшегося без попечения родителей по причине лишения их родительских прав на получение жилого помещения не реализовано, что явилось уважительной причиной несвоевременной постановки истца на учет для целей получения жилья.
При этом администрация города Красноуральска располагает информацией о том, что кроме ФИО3, ФИО5 и ФИО4, которые на основании постановления главы городского округа Красноуральск от 03.05.2006 № «О постановке на регистрационный учёт на получение жилой площади несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» включены в список несовершеннолетних для постановки на регистрационный учёт на получение жилья, право на жилое повешение имеет и истец ФИО1, поскольку именно на основании постановления Главы Администрации г. Красноуральска от 07.04.1995 № несовершеннолетние дети ФИО10 были помещены в Красноуральский дом детства.
Фактически органом местного самоуправления выборочно защищены права одних членов семьи на получение жилья (ФИО3, ФИО5 и ФИО4), при этом права других членов семьи, имеющих равное право на получение жилья (ФИО1), остались незащищёнными и нереализованными до настоящего времени.
Необходимо также учитывать, что истец ФИО1 в течение длительного периода времени с 2005 по 2015 гг. находился в местах лишения свободы, что подтверждается справкой об освобождении и приговорами суда, постановленными в отношении ФИО1, исследованными в судебном заседании. При этом, перерыв между первой и второй судимостью истца составляет полтора месяца, что исключило возможность для сбора необходимых документов для постановки ФИО1 на учет для целей получения жилья.
На основании анализа представленных доказательств, судом установлено, что ФИО1 имеет право состоять на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и, как следствие, в силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеет право на предоставление однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Вместе с тем, на учёте детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области ФИО1 не состоит, жилым помещением по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда до настоящего времени не обеспечен. Следовательно, права истца на получение жилого помещения в связи с наличием статуса лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушены.
Таким образом, исковые требования являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Красноуральска в интересах ФИО1 удовлетворить
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) благоустроенного жилого помещения в городе Красноуральске Свердловской области площадью не ниже установленных социальных норм, но не более 45 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, для ФИО1.
Обязать ГКУ СО «Фонд жилищного строительства в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении ФИО1 жилого помещения, подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить его в ТОИОГВ УСП МСП СО по г. Красноуральску для подписания ФИО1.
Обязать ТОИОГВ УСП МСП СО по г. Красноуральску принять ФИО1 на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, обеспечить подписание им договора найма специализированного жилого помещения, возвратить подписанные экземпляры договора в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в течение пяти рабочих дней от даты подписания указанного договора ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Красноуральский городской суд.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья Красноуральского
городского уда: О.А. Солобоева