Судья Коданева Я.В. Дело № 33-1607/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 марта 2019 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 декабря 2018 года, по которому обязано Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми и ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в срок до 01.09.2019 организовать и обеспечить устранение повреждений (выбоины, ямы, пробоины, занижения) поверхности проезжей части автомобильной дороги «Подъезд к с. Пожег – д. Кырныша от автомобильной дороги Сыктывкар-Троицко-Печорск» на участках с км.0 по км.12, на км.14+700, с км.24 по км.29.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения представителя Министерства строительства и дорожного хозяйства РК Рочевой К.В., представителя Прокуратуры РК Шевелевой М.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Усть-Куломского района Республики Коми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, Государственному казенному учреждению Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» об обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения: организовать и обеспечить устранение повреждений (выбоины, ямы, пробоины, занижения) поверхности проезжей части автомобильной дороги «Подъезд к с. Пожег – д. Кырныша от автомобильной дороги Сыктывкар-Троицко-Печорск» на участках с км.0 по км.12, на км.14+700, с км.24 по км.29.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по основаниям иска, указав, что данные нарушения до настоящего времени ответчиками в добровольном порядке не устранены, просил предоставить срок для устранения нарушений до 01.09.2019.
Представитель ответчика Министерства строительства и дорожного хозяйства РК с иском не согласилась по доводам представленных суду возражений, указав, что указанная дорога передана в оперативное управление ГКУ РК «Управление автомобильных дорог РК», на котором в соответствии с Уставом лежит обязанность по содержанию дорог, ввиду чего Министерство строительства и дорожного хозяйства РК надлежащим ответчиком по делу не является.
Представитель ответчика ГКУ РК «Управление автомобильных дорог РК» поддержал доводы представленных суду возражений о том, что Управление не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку, хотя дорога и передана в оперативное управление, главным распорядителем бюджетных средств является Министерство строительства и дорожного хозяйства РК в адрес которого неоднократно делались запросы о выделении денежных средств на ремонт дороги, однако денежные средства в адрес ГКУ РК «Управление автомобильных дорог РК» так и не поступили.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми не согласен с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное в части возложения обязанности устранить нарушения на Министерство, указывая, что Министерством непосредственно никакие работы по улучшению технического состояния дорог не осуществляются. Спорные участки дорог переданы в оперативное управление ГКУ РК «Управление автомобильных дорог РК», на которое и должна быть возложена обязанность по приведению в соответствие укрепительной части обочины дорог.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений прокуратуры по Усть - Куломскому району, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Усть-Куломского района проведена проверка по обращению гражданки Мингалевой Е.Е., в ходе которой установлено, что на участке автодороги «Подъезд к с. Пожег – д. Кырныша от автомобильной дороги Сыктывкар-Троицко-Печорск», расположенной на территории МО МР «Усть-Куломский» и находящейся в собственности РК, допускается обслуживание, не соответствующее установленным требованиям.
Так, 22.11.2018 в ходе обследования и проведения специальных замеров спорного участка полномочными лицами ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району выявлено, что на участке автодороги «Подъезд к с. Пожег – д. Кырныша от автомобильной дороги Сыктывкар-Троицко-Печорск» с км.0 по км.12, на км.14+700, с км.24 по км.29 покрытие проезжей части имеет дефекты: выбоины, ямы, промоины, занижения, которые не соответствуют п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Согласно приложения к акту от 22.11.2018 обследования дороги на км. 0 +000 до км.12 на проезжей части и обочинах (справа, слева по ходу движения) с асфальтобетонным покрытием имеются разрушения покрытия в виде выбоин и ям с ярко выраженными краями, превышающие предельно-допустимые параметры и составляющие ширину 2 метра, глубину 13 см, длину 120 см: на км.14+700 имеются промоины проезжей частим справа по ходу движения, которые составляют в ширину 1,5 метров, глубину 1 метр и в длину 3 метра; с км.24 по км.29 искажение поперечного профиля, застой воды на проезжей части, дорожное полотно имеет занижение более 30 см ниже уровня профиля дороги.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 № 438р утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, в которые включена автодорога «Подъезд к с. Пожег – д. Кырныша от автомобильной дороги Сыктывкар-Троицко-Печорск».
Решением Дорожного Агентства Республики Коми от 01.01.2015 «О передаче государственного имущества Республики Коми в оперативное управление» вышеназванная автомобильная дорога передана в оперативное управление Государственному казенному учреждению Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми».
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложения соответствующих обязанностей на обоих ответчиков ГКУ РК ««Управление автомобильных дорог Республики Коми» – как лицо, ответственное за содержание и ремонт автомобильных дорог республиканского значения и Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми – как владельца дорог.
Не оспаривая факт наличия недостатков, об устранении которых заявлено прокурором, и необходимость их устранения, Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в апелляционной жалобе ссылается на то, что ответственность за ненадлежащее содержание на участках автодорог подъезд к «Подъезд к с. Пожег – д. Кырныша от автомобильной дороги Сыктывкар-Троицко-Печорск» на участках с км.0 по км.12, на км.14+700, с км.24 по км.29 должно нести только ГКУ Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми», которому переданы функции владельца автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми на праве оперативного управления.
Данные доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, и не являются основанием к отмене решения суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Дорожная деятельность в силу пункта 6 статьи 3 указанного Федерального закона включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности статьей 12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отнесено осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 указанного закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
Согласно Положению о Министерстве строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 28 августа 2017 года № 456, Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере капитального строительства, архитектуры, градостроительства, газификации, использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управлению и распоряжению автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми, предоставлению государственных услуг в сферах градостроительства, обеспечения жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, включая граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления в Республике Коми законодательства о градостроительной деятельности, на организацию проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, координирующим в указанных сферах деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Основными задачами деятельности Министерства являются, в частности, разработка, планирование и контроль реализации мероприятий по обеспечению сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшения их технического состояния; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Для реализации указанных задач Министерство исполняет, следующие государственные функции: разрабатывает и утверждает перечни объектов и мероприятий по направлениям расходов в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности; обеспечивает осуществление мероприятий по обеспечению транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми; управляет и распоряжается автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми; исполняет функции по контролю за использованием по назначению и сохранностью закрепленных за государственными учреждениями автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми; исполняет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на содержание Министерства, государственных учреждений и реализацию возложенных на Министерство функций; исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Коми в сфере деятельности Министерства и реализации возложенных на него функций (подпункты 30, 40, 42, 46, 78, 80 пункта 10 Положения).
Согласно Уставу ГКУ Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» учредителем учреждения является Республика Коми. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми. Учреждение находится в ведении Министерства, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 30.11.2009 № 345 «О содержании и ремонте автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми» перечень участков автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих ремонту, утверждается Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми по предложению государственного казенного учреждения Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми».
В связи с изложенным, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению надлежащего состояния дорог регионального или межмуниципального значения является обязанностью не только ГКУ Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми», но и Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, осуществляющего полномочия главного распорядителя выделенных ему бюджетных средств на цели обеспечения дорожной деятельности, а также контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленных за государственными учреждениями автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми.
При этом факт передачи автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми в оперативное управление ГКУ Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» сам по себе не может свидетельствовать об освобождении уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации от обязанности организовать устранение недостатков в техническом состоянии автодороги и от контроля за выполнением ГКУ Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» возложенных на него обязательств.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми является ненадлежащим ответчиком, необоснованны.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно. Нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Принятое по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы - необоснованными.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: