Судья Тележкина О.Д. № 33-178
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 февраля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего: Болонкиной И.В.,
судей Ворониной М.В., Лепиной Л.Л.,
при секретаре: Полищук Е.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №44RS0001-01-2019-004537-30 по апелляционной жалобе Лаптевой ФИО15 на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 18 октября 2019 года, которым исковые требования Лаптевой ФИО16 к Федеральной службе исполнения наказаний, управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области о взыскании компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., выслушав представителя ФСИН России и УФСИН России по Костромской области Самсонова А.В., представителя прокуратуры Костромской области Хрящеву Е.Ю., которые полагают решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Лаптева Н.П. обратилась в суд с иском к начальнику УФСИН России по Костромской области Забелину С.В. о взыскании компенсации морального вреда за причиненные моральные страдания в местах лишения свободы в размере 2 млн.руб. В обосновании иска указала, что 29.03.2019 года прокуратурой Костромской области вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, предусмотренных частью 2 и частью 3 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отношении должностного лица – начальника УФСИН России по Костромской области Забелина С.В. Нарушение было устранено лишь через полтора месяца – 13.05.2019 года. Однако в соответствии со статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры, об устранении нарушений должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Сотрудники ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области – ФИО17 используя служебное положение, своими незаконными действиями причинили истцу психоэмоциональный и психический вред здоровью, нарушили право на личную безопасность в исправительном учреждении, которое создано для бывших сотрудников правоохранительных органов и работников судов. Кроме того, начальник ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области Забелин С.В. предоставил недостоверную информацию в прокуратуру Костромской области о том, что в ИК-8 иных осужденных, не относящихся к сотрудникам правоохранительных органов и работников судов, с 01.02.2019 года не имеется. Между тем, 13.05.2019 года иные осужденные переведены в другой отряд в отдельное общежитие. С учетом изложенного истец считает, что восстановление ее нарушенных прав возможно при возмещении морального вреда.
В ходе судебного разбирательства истец исковые требования уточнила. Просила взыскать компенсацию морального вреда в размере 2 млн.руб. в связи с совместным содержанием в одном отряде с лицом, ранее отбывающим наказание в виде лишения свободы, в период с 23.01.2019 года по 13.05.2019 года.
Судом исключен из числа ответчиков Забелин С.В. и привлечены в качестве ответчиков: ФСИН России, УФСИН России по Костромской области. В деле участвовали третьи лица: Костромская прокуратура по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, прокуратура Костромской области.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Лаптева Н.П. просит решение суда отменить. Повторяя доводы, изложенные в обосновании исковых требований, указывает, что в ходе судебного разбирательства выяснилось о том, что нарушение требований, предусмотренных частью 2 и частью 3 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области по состоянию на 18.10.2019 года устранено не было, в связи с чем в возмещении морального вреда судом отказано незаконно.
В возражениях относительно апелляционной жалобы старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Хрящева Е.Ю. полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, установлено судом и судебной коллегией, Лаптева Н.П. проходила службу в ФССП России в должности судебного пристава-исполнителя, отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области. Данная исправительная колония общего режима является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, предназначено для отбывания наказания осужденных женщин – бывших работников судов и правоохранительных органов.
Прокуратурой Костромской области была проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в деятельности администрации ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований части 2 и части 3 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на основании приказа врио начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области от 23.01.2019 года №7ос ряд осужденных, в том числе и Лаптева Н.П. переведены из отряда № в отряд № где в течение 10 дней (с 23.01.2019 года по 01.02.2019 года) содержались совместно с осужденными, ранее отбывающими наказание в виде лишения свободы и не являющимися бывшими работниками судов и правоохранительных органов. По результатам данной проверки 29.03.2019 года начальнику УФСИН России по Костромской области вынесено представление об устранении вышеуказанных нарушений (л.д.24-27).
26.04.2019 года начальником УФСИН России по Костромской области дан ответ о том, что во исполнение требований статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, не относящиеся к категории бывших сотрудников судов и правоохранительных органов, были этапированы в колонию-поселение для дальнейшего отбывания наказания; в настоящий момент в учреждении отбывают наказание только бывшие работники судов и правоохранительных органов (л.д.28). Согласно сведениям, представленным ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, в период с 01.02.2019 года по 13.05.2019 года осужденная Лаптева Н.П. содержалась в отряде № совместно с неоднократно судимой осужденной, относящейся к категории бывших работников судов и правоохранительных органов. В соответствии с приказом начальника учреждения от 13.05.2019 года №72ос осужденная Лаптева Н.П. переведена в отряд №3, в котором содержится с осужденными, относящимися к категории бывших работников судов и правоохранительных органов, впервые осужденные к лишению свободы (л.д.90).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, суд пришел к правильному выводу о том, что факт допущенного администрацией учреждения нарушения, выразившегося в содержании истца в одном отряде с осужденной, ранее отбывающей наказание в виде лишения свободы, сам по себе еще не влечет возможность компенсации морального вреда. При этом суд обоснованно исходил из того, что истицей не представлено доказательств причинения ей морального вреда в связи с допущенным администрацией исправительного учреждения нарушением.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Из разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», следует, что обязанность по компенсации морального вреда возникает при совокупности следующих условий: наличие морального вреда; незаконное действие (бездействие) лица, причинившего вред; причинно-следственная связь между незаконным действием (бездействием) лица, причинившего вред, и моральным вредом; вина лица, причинившего вред.
В обосновании иска о взыскании компенсации морального вреда Лаптева Н.П. сослалась на то, что в период с 01.02.2019 года по 13.05.2019 года она содержалась в одном отряде с ФИО18 которая ранее отбывала наказание (л.д.191).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем доказательств в подтверждение своих доводов, что истцу причинен моральный вред в связи с тем, что истец содержалась в одном отряде с ФИО19, которая ранее отбывала наказание, Лаптева Н.П. не представила.
Сведений об угрозах или физическом насилии со стороны Кораблевой М.В. в отношении истца материалы дела не содержат.
Из материалов дела также не усматривается, что истец обращалась к администрации исправительного учреждения или в иные органы с просьбой обеспечить свою безопасность из-за нахождения в одном отряде с лицом, ранее отбывавшем наказание.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований не согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, которые доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 18 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лаптевой ФИО20 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: