Решение по делу № 33а-200/2019 от 21.12.2018

Судья Нелина Е.Н. Дело № 33а-200/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 января 2019 года                              г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Титовой В.В., Бакланова Е.А.,

при секретаре Ждановой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г.Славгорода на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 30 октября 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Славгородского межрайонного прокурора к администрации г.Славгорода об оспаривании бездействия и возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Бакланова Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Славгородский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском, требуя признать незаконным бездействие администрации г.Славгорода и обязать административного ответчика создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории поселения. В обоснование административного иска указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования г.Славгород Алтайского края. В ходе проверки установлено, что администрацией города не принято мер к созданию вышеуказанной специализированной службы. Отсутствие специализированной службы на территории г.Славгорода влечет нарушение гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего и гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников. Ранее прокуратурой района в адрес главы г.Славгорода вносилось представление с требованием о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа, однако требования прокурора должным образом исполнены не были.

Решением Славгородского городского суда Алтайского края от 30 октября 2018 года административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе административный ответчик администрация г.Славгорода просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований, поскольку органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения по вопросам создания специализированных служб в сфере погребения и похоронного дела в пределах предоставленных им полномочий. При этом на данные органы возложено не оказание ритуальных услуг, а организация таковых, что возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения иных хозяйствующих субъектов. На территории г.Славгорода предоставление ритуальных услуг организовано, доказательств бездействия и нарушения прав неопределенного круга лиц не предоставлено. Требования прокурора направлены на создание специализированной организации по вопросам похоронного дела с функциями организационно-распорядительного характера, что противоречит Федеральному закону «О защите конкуренции».

В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор, участвующий в деле, просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Алтайского края Удачин И.Б. против удовлетворения жалобы возражал; иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела по жалобе извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело по апелляционной жалобе рассмотрено при имеющейся явке.

Рассмотрев дело в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), который организацию ритуальных услуг относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 21 части 1 статьи 16).

Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 года и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее – ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4)

Статья 17 Федерального закона №131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1)

Как следует из материалов дела, на территории г.Славгорода Алтайского края специализированная служба по вопросам похоронного дела отсутствует, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора.

Доводы административного ответчика о том, что на территории муниципального образования осуществляется предоставление ритуальных услуг хозяйствующим субъектами не могут быть приняты во внимание, поскольку правовые акты, обязывающие данные организации оказывать ритуальные услуги, в том числе бесплатно предоставлять гарантированный перечень услуг, отсутствуют, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц.

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон №8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее – специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Федерального закона №8-ФЗ)

Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Федерального закона №8-ФЗ).

В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона №8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 приведенного Закона).

Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Федерального закона №8-ФЗ).

Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 специализированная служба по вопросам похоронного дела – это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которая кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывает дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.

Из положений статей 9 и 10 Федерального закона №8-ФЗ в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Статьей 9 Федерального закона №8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).

В силу положений статьи 10 Федерального закона №8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 этого же Закона.

Приведенное правовое регулирование свидетельствует о том, что администрация г.Славгорода должна осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом, и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению ((пункт 1 статьи 7 и статья 9 Федерального закона №8-ФЗ).

При этом орган местного самоуправления обязан создать именно предусмотренную федеральным законодателем специализированную службу как гарантию исполнения требований Федерального закона №8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела, а также наличия или отсутствия бюджетных средств.

Сам по себе факт осуществления на территории г.Славгорода деятельности по организации похорон и предоставление связанных с ними услуг в отсутствие доказательств возложения на соответствующие организации обязанности оказания населению гарантированного законом перечня услуг на безвозмездной основе, юридического значения для дела не имеет.

Право административного ответчика самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создания специализированной службы, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные Законом №8-ФЗ, оснований для иных выводов не дает.

Утверждение автора жалобы о монополизации услуг специализированной службой носит предположительный характер, не основано на объективных средствах доказывания, поэтому во внимание судебной коллегией не принимается.

Учитывая, что для населения г.Славгорода возможность получения гарантированного законом перечня услуг по погребению бесплатно отсутствует, относимых и допустимых доказательств, позволяющих прийти к выводу, что на территории муниципального образования осуществляет деятельность хозяйствующий субъект, наделенный статусом специализированной службы, в том числе учрежденный органом местного самоуправления, и предоставляющий гарантированный законом перечень услуг по погребению бесплатно, не имеется, следовательно, вывод суда об удовлетворении требований прокурора является верным.

Доводы апелляционной жалобы по сути сводятся к разъяснению обстоятельств настоящего дела с изложением позиции административного ответчика относительно возникшего публичного спора и собственного мнения о правильности разрешения дела, свидетельствуют об ошибочном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Славгородского городского суда Алтайского края от 30 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Славгорода – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-200/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Славгородский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация г.Славгорода
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
16.01.2019[Адм.] Судебное заседание
22.01.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2019[Адм.] Передано в экспедицию
31.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2020Передано в экспедицию
16.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее