РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
18 декабря 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4143/2020 по иску Карпова А. Н. и Осипенко А. В. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара о разрешении преддоговорного спора,
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Разрешить преддоговорный спор между Карповым А. Н. и Осипенко А. В. и Департаментом управления имуществом г.о. Самара, изложить п.2.1, 2.4 и приложение №2 к договору №001103кп купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № исходя из установления выкупной цены земельного участка в размере <данные изъяты>
В удовлетворении требований к Администрации г.о. Самара отказать.
Возвратить Осипенко А. В. из бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4143/2020 по иску Карпова А. Н. и Осипенко А. В. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара о разрешении преддоговорного спора,
установил:
Карпов А.Н. и Осипенко А.В. обратились в Ленинский районный суд г. Самары с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара о разрешении преддоговорного спора. В обоснование иска указывает, что решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 15.06.2020 г. по делу №2-652/2020, вступившим в законную силу 23.07.2020 г., за ними признано право на приобретение в общую долевую собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № площадью 13 384 м2. Письмом от 14.09.2020 г. №15-07-10/31264 Департамент управления имуществом г.о. Самара направил им для подписания проект договора купли-продажи земельного участка №001103кп, согласно которому выкупная стоимость земельного участка определена в размере <данные изъяты> из расчёта 80% от его кадастровой стоимости. 21.09.2020 г. они представили возражения, полагают, что поскольку договор купли-продажи не был заключён до 1.01.2020 г. по вине Департамента управления имуществом г.о. Самара, выкупная стоимость земельного участка должна составлять 50% от кадастровой стоимости земельного участка, <данные изъяты>. Письмом от 28.10.2020 г. №15-07-10/37778 Департамент управления имуществом г.о. Самара отклонил их возражения истцов, посчитав, что право на приобретение земельного участка у них возникло в 2020 г. на основании решения суда. Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 15.06.2020 г. установлено, что 8.11.2018 г. они обратились с заявлением №СП-9/5131 о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> занимаемого производственной базой по адресу: <адрес>. Приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара №839 от 8.04.2019 г. им было отказано в предоставлении земельного участка. Решением Ленинского районного суда г. Самары от 30.05.2019 г. по делу №2а-2181/2019, вступившим в законную силу 4.07.2019 г., приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара №839 от 8.04.2019 г. признан незаконным. Приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара №1971 от 14.08.2019 г. им вновь было отказано в предоставлении земельного участка. Решением Ленинского районного суда г. Самары от 19.11.2019 г. по делу №2а-5224/2019, вступившим в законную силу 19.12.2019 г., приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара №1971 от 14.08.2019 г. признан незаконным. Приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара №665 от 3.03.2020 г. им вновь отказано в предоставлении в земельного участка по тому же основанию – расположение испрашиваемого земельного участка частично в границах красных линий. Департамент управления имуществом г.о. Самара повторно указал в качестве основания для отказа в предоставлении истцам земельного участка причину, незаконность которой была установлена решением суда от 19.11.2019 г. Они как собственники зданий, расположенных на испрашиваемом земельном участке, имели исключительное право на приобретение земельного участка в собственность, Департамент управления имуществом г.о. Самара незаконно отказывал им в 2019 г. в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в результате чего договор купли-продажи земельного участка не был заключён до 1.01.2020 г. При таких обстоятельствах при расчёте выкупной цены земельного участка Департамент управления имуществом г.о. Самара должен был руководствоваться постановлением Правительства Самарской области от 30.09.2015 г. №618, в соответствии с которым цена земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, при их продаже определяется в размере 50% от кадастровой стоимости земельных участков в период до 1.01.2020 г. Просит обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара и Администрацию г.о. Самара заключить договор купли-продажи №001103кп земельного участка с кадастровым номером № по цене <данные изъяты> что соответствует 50% от его кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности от 15.09.2017 г. Коган И.Г. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчиков Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности от 11.12.2019 г. №599, Администрации г.о. Самара по доверенности от 10.01.2020 г. №8 Ткаченко И.В. в судебном заседании исковые требования не признала.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
Как установлено преюдициальными решениями Ленинского районного суда г. Самары от 30.05.2019 г. по делу №2а-2181/2019 (л.д. 88-90), от 19.11.2019 г. по делу №2а-5224/2019 (л.д. 86-87), Куйбышевского районного суда г. Самары от 15.06.2020 г. по делу №2-652/2020 (л.д. 15-17), истцам принадлежат на праве общей долевой собственности с равными размерами долей нежилое здание склада №3 (гараж) площадью 931,1 м2 по адресу: <адрес>, строение 5, кадастровый №, нежилое здание хранилища радиоактивных изотопов площадью 124,1 м2 по адресу: <адрес>, строение 4, кадастровый №, нежилое здание турбоизоляционного цеха площадью 645,5 м2 по адресу: <адрес>, строение 2, кадастровый №. Все 3 здания расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером № площадью 13 384,00 ± 40,49 м2 по адресу: <адрес>, находящемуся в неразграниченной государственной собственности.
Указанный земельный участок образован на основании распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от 24.07.2018 г. №527 о предварительном согласовании предоставления истцам в собственность возмездно без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
8.11.2018 г. истцы обратились в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/5131 о предоставлении в собственность возмездно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> занимаемого производственной базой, без проведения торгов.
14.11.2018 г. заявление истцов передано на рассмотрение ответчику.
Приказом от 8.04.2019 г. №839 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцам в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании п.1 ст.39.16 ЗК РФ, со ссылкой пп.19 ст.39.16 ЗК РФ – с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 30.05.2019 г. по делу №2а-2181/2019 приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара от 8.04.2019 г. №839 признан не соответствующим закону.
Приказом от 14.08.2019 г. №1971 Департамент управления имуществом г.о. Самара вновь отказал истцам в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании п.6 ст.39.16 ЗК РФ, со ссылкой на п.12 ст.85 ЗК РФ – земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте, в связи с чем предоставление земельного участка на праве собственности не допускается.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 19.11.2019 г. по делу №2а-5224/2019 приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара от 14.08.2019 г. №1971 признан не соответствующим закону.
Приказом от 3.03.2020 г. №1971 Департамент управления имуществом г.о. Самара в третий раз отказал истцам в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по тому же самому основанию, что было указано в ранее признанном не соответствующим закону приказе от 14.08.2019 г. №1971.
Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 15.06.2020 г. по делу №2-652/2020 за истцами признано право на приобретение земельного участка с кадастровым номером № в общую долевую собственность возмездно, на Департамент управления имуществом г.о. Самара возложена обязанность подготовить документы, необходимые для заключения договора купли-продажи этого земельного участка. Вместе с тем, обязанность заключить с истцами договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № на Департамент управления имуществом г.о. Самара судом не была возложена.
В соответствии с п.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В не установленную дату, но не ранее 13.08.2020 г. ответчик направил истцам письмо (л.д. 18) о готовности проекта договора купли-продажи земельного участка, его подписании уполномоченным лицом со своей стороны и предложил истице подписать договор, т.е. направил оферту (ст.435 ГК РФ).
Истцы направили в Департамент управления имуществом г.о. Самара письмо о несогласии на заключение договора по предложенной продавцом цене (<данные изъяты>), предложили заключить договор по цене <данные изъяты> (л.д. 23).
Согласно ст.443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признаётся отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
Департамент управления имуществом г.о. Самара отказался заключать договор в редакции протокола разногласий, т.е. от акцепта оферты истцов, о чём сообщил истцам письмом от не указанной даты №15-07-10/37778 (л.д. 40-41).
В соответствии со ст.445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение 30 дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение 30 дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Следовательно, для уполномоченного органа местного самоуправления заключение договора купли-продажи земельного участка с собственником расположенного на этом земельном участке здания или сооружения при отсутствии установленных земельным законодательством препятствий к приватизации этого земельного участка является обязательным.
На земельном участке с кадастровым номером № расположены принадлежащие истцам нежилые здания склада №3 (гараж), кадастровый №, хранилища радиоактивных изотопов кадастровый №, турбоизоляционного цеха, кадастровый № (л.д. 78-83), поэтому заключение договора купли-продажи этого земельного участка по заявлению истцов для Департамента управления имуществом г.о. Самара обязательно.
Поскольку ответчик, для которого заключение договора обязательно, отклонил направленную истцами встречную оферту, истцы вправе передать возникшие разногласия на разрешение суда.
В силу ст.446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст.445 ГК РФ условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Судом установлено, что разногласия сторон связаны исключительно с порядком определения выкупной цены земельного участка и, соответственно, с её размером.
Ответчик Департамент управления имуществом г.о. Самара предлагает установить выкупную цену в размере 80% от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет <данные изъяты>
Истцы предлагают установить выкупную цену в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет <данные изъяты>
Согласно п.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пп.2 п.2, п.3 ст.39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта РФ. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Таким образом, условие о выкупной цене земельного участка с кадастровым номером № на основании императивной нормы закона определяется в порядке, установленном органом государственной власти Самарской области.
По смыслу закона, придаваемого ему правоприменительной практикой (как судебной, так и административной), определяющим критерием применения тех или иных льготных цен при выкупе земельных участков является дата обращения собственника недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка. Данный подход связан с тем, что, признавая за собственником здания или сооружения исключительное право на приватизацию соответствующего земельного участка, законодатель увязывает реализацию этого права с обращением собственника с соответствующим заявлением. Надлежащим при этом признаётся обращение в уполномоченный орган с приложением всех необходимых для приобретения прав на земельный участок документов, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами.
В соответствии с пп.3 п.2 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, утверждённого постановлением Правительства Самарской области от 30.09.2015 г. №618, цена продажи земельных участков в рассматриваемом случае составляла 50% их кадастровой стоимости до 1.01.2020 г. и 80% кадастровой стоимости в период с 1.01.2020 г. по 31.12.2020 г.
Таким образом, на момент обращения истцов в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предоставлении земельного участка от 8.11.2018 г. №СП-9/5131 цена продажи земельного участка составляла <данные изъяты>
В силу изложенного выше выкупную цену земельного участка следует определять по дате подаче заявления о его предоставлении – 8.11.2018 г., т.е. в размере 50% от его кадастровой стоимости.
Льготная выкупная цена должна определяться по дате подаче первого заявления о предоставлении земельного участка в том случае, если заявление было надлежащим, находилось на рассмотрении вплоть до принятия решения о предоставлении земельного участка, задержка в его рассмотрении не была связана с недобросовестностью заявителя, последний не отзывал своё заявление, не совершал действий (бездействия), свидетельствующих об утрате им интереса к приобретению в собственность земельного участка (определения Верховного суда РФ от 17.07.2018 г. №301-ЭС18-1930 и от 14.03.2016 г. №305-ЭС15-16104).
Поскольку в установленный п.5 ст.39.17 ЗК РФ тридцатидневный срок со дня обращения истцов с заявлением о предоставлении земельного участка договор купли-продажи не был подготовлен, подписан Департаментом управления имуществом г.о. Самара и направлен истцам исключительно по вине Департамента управления имуществом г.о. Самара, трижды незаконно отказывавшего в предоставлении земельного участка, какая-либо недобросовестность со стороны истцов не имеет места, они сохраняют право на выкуп земельного участка по цене, действовавшей 8.11.2018 г.
Доводы Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что право на выкуп земельного участка возникло у истцов только на основании решения Куйбышевского районного суда г. Самары от 15.06.2020 г. по делу №2-652/2020 несостоятельны. Указанное решение не создало, а признало уже существующее субъективное право истцов.
В соответствии с пп.6 п.2 постановления Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» заключение договоров купли-продажи земельных участков в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, отнесено к компетенции Департамента управления имуществом г.о. Самара (его руководителя).
Следовательно, требования истцов к Департаменту управления имуществом г.о. Самара подлежат удовлетворению, а в удовлетворении требований к Администрации г.о. Самара следует отказать, поскольку преддоговорного спора между ней и истцами не имеется, заключение договора купли-продажи земельного участка не входит в её компетенцию.
Формулируя резолютивную часть судебного решения, суд исходит из того, что предметом иска является разрешение преддоговорного спора, в связи с чем в силу ст.446 ГК РФ суд должен указать, каким именно образом в договоре следует изложить спорное условие, в данном случае – о цене договора.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Разрешить преддоговорный спор между Карповым А. Н. и Осипенко А. В. и Департаментом управления имуществом г.о. Самара, изложить п.2.1, 2.4 и приложение №2 к договору №001103кп купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № исходя из установления выкупной цены земельного участка в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении требований к Администрации г.о. Самара отказать.
Возвратить Осипенко А. В. из бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 19.12.2020 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь