Решение по делу № 2-92/2013 ~ М-14/2013 от 09.01.2013

№2-92/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«21» марта 2013 года с. Выльгорт

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Сухопарова В.И.,

при секретаре Аникиной Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Забоевой В.Н. к Солодянкину А.А. о признании возражений необоснованными,

УСТАНОВИЛ:

Забоева В.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Солодянкину А.А. о признании возражений Солодянкина А.А. на публикацию в газете «Республика» от 17.04.2012, №72 (4709), по проекту межевания земельного участка, относительно местоположения и размеров, выделяемого в счет одной земельной доли, необоснованными. В обоснование заявленных требований указала, что является участником долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: . Реализуя свое право на выдел земельной доли в натуре истец заказала кадастровому инженеру Тараканову Д.В. работы по изготовлению проекта межевания выделяемого земельного участка. 17 апреля 2012 года кадастровый инженер опубликовал извещение о месте и порядке ознакомления с проектами межевания земельных участков в газете «Республика» №72 (4709) от 17 апреля 2012 года. По указанному проекту межевания от ответчика поступили возражения. Забоева В.Н. считают, что возражения, поданные по размерам и местоположению границ выделяемого земельного участка являются необоснованными.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 30 января 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен кадастровый инженер Тараканов Д.В.

Истец Забоева В.Н. и ответчик Солодянкин А.А., надлежащим образом извещенные о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, направили своих представителей.

В судебном заседании представитель истца Забоевой В.Н. – Криворотов Д.А. поддержал исковые требования, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Солодянкина А.А. – Вишняков Д.В. с заявленными требованиями не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Тараканов Д.В., поддержал исковые требования Забоевой В.Н., а также разъяснил процедуру подготовки проекта межевания, его утверждения и ознакомления с подготовленным проектом.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав мнение сторон, их представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании п. 1 постановления главы администрации Сыктывдинского района от 12 января 1998 года № 1/11 коллективное сельскохозяйственное предприятие «<данные изъяты>» преобразован в сельскохозяйственный производственный кооператив «<данные изъяты>», в связи с чем, земли, закрепленные за КХП «<данные изъяты>», изъяты и переданы в собственность СПК «<данные изъяты>», за исключением земель, расположенных в административных границах г. Сыктывкара (п. 3).

Постановлением главы администрации МО «Сыктывдинский район» от 21 мая 2001 года № 5/394 (далее – постановление 5/394) п.3 вышеуказанного постановления исключен, и постановление дополнено следующими пунктами: «утвердить предоставленные правлением СХПК «<данные изъяты>» списки на получение земельной доли в собственность в количестве 556 человек (п.3), закрепить за работниками СХПК и ассоциированными членами кооператива <данные изъяты> сельскохозяйственных угодий из расчета <данные изъяты> на одну земельную долю или <данные изъяты> без выделения в натуре и <данные изъяты> прочих земель, необходимых для обеспечения производственной деятельности хозяйства (п.4).

Постановлением главы администрации МО «Сыктывдинский район» от 02 февраля 2005 № 2/56 (далее – постановление № 2/56) утверждены границы земельных участков на территории МО «Сыктывдинский район», расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, выделенных гражданам в счет земельных долей и предоставленных им в установленном порядке в общую долевую собственность, общей площадью <данные изъяты>, в том числе Выльгортское отделение - <данные изъяты>, Озельское отделение - <данные изъяты>, Шошкинское отделение – <данные изъяты>, Кочпонское отделение – <данные изъяты>

Постановлением главы муниципального района – руководителя администрации района МО МР «Сыктывдинский» от 31 мая 2007 года № 5/550 (далее постановление – 5/550) внесены изменения в постановление № 2/56 в части изменения общей площади земельных участков – <данные изъяты>, в том числе Выльгортское отделение – <данные изъяты>, Озельское отделение – <данные изъяты>, Шошкинское отделение – <данные изъяты>, Кочпонское отделение – <данные изъяты>.

На основании п. 2 Постановления главы администрации МО «Сыктывдинский район» от 25 октября 2007 года № 10/1136 внесены незначительные изменения в Постановления № 2/56 и № 5/550 в части размера площадей в Выльгортском и в Шошкинском отделении.

На основании постановлений № 5/394, № 2/56, № 5/550 и инвентаризационной описи земельных участков, находящихся в общедолевой собственности работников СХПК «<данные изъяты>», руководителем Управления Роснедвижимости по Республике Коми 19 сентября 2008 года утвержден перечень 51 ранее учтенного земельного участка, находящихся в общедолевой собственности работников СХПК «<данные изъяты> (далее – Перечень). В соответствии с указанным перечнем и на основании 51 заявления Солодянкина А.А. о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Коми внесены сведения в отношении 51 земельного участка и каждому из указанных земельных участков присвоен кадастровый номер. На момент внесения сведений в государственный кадастровый учет в отношении спорных ранее учтенных земельных участках их общая площадь составила <данные изъяты>

Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10 сентября 2010 года признана кадастровая ошибка в отношении названных ранее учтенных земельных участков, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а на Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Коми возложена обязанность исправить кадастровую ошибку путем снятия земельных участков с государственного кадастрового учета.

    В последующем названные земельный участки поставлены на государственный кадастровый учёт, как единый многоконтурный земельный участок с кадастровым номером

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Забоева В.Н. является собственником <данные изъяты> доли общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером . Истец заключила договор с кадастровым инженером Таракановым Д.В, который подготовил проект межевания указанного земельного участка.

17 апреля 2012 года в газете «Республика» № 72 (4709) кадастровым инженером Таракановым Д.В. опубликовано извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков. В соответствии с указанным извещением кадастровым инженером извещены участники долевой собственности о необходимости согласования границ и местоположения земельных участков, образуемых путем выдела в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район (земли бывшего СПК «<данные изъяты>»). Заказчиком кадастровых работ по подготовке проекта межевания земельного участка от истца являлся К.

На вышеизложенные извещения поступили возражения от сособственника исходного земельного участка Солодянкина А.А. Он возражает против выдела спорных земельных участков, поскольку считает, что проект межевания подготовлен с нарушением действующего законодательства и не является документом, на основании которого возможен выдел земельного участка участником долевой собственности в счет земельной доли. Также образование земельного участка путем выдела может быть осуществлено только при условии наличия в государственном кадастре недвижимости описания местоположения границ исходного земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». По состоянию на 17 апреля 2012 года в государственном кадастре недвижимости отсутствовало описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером Кроме того, Солодянкин А.А. в своих возражениях указывает, что нарушена процедура выдела. Считает, что изначально необходимо провести процедуру выдела путем проведения общего собрания участников долевой собственности и в дальнейшем, если путем проведения общего собрания выдел не состоится, уже реализовывать возможность выдела в индивидуальном порядке.

Частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 13 Федерального закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Закона) участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.

Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

Пунктом 4 Закона установлено, что если указанное в пункте 3 ст. 13 Федерального закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

Таким образом, ст. 13 Закона ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в редакции от 29 декабря 2010 года (с изменениями и дополнениями, вступившими в законную силу 01 июля 2011 года) предполагает два возможных пути выдела земельной доли:

    1.либо на основании решения общего собрания участников долевой собственности;

    2. либо путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.

    Как видно из материалов дела, истец, желая выделить свою земельную долю из земельного участка с кадастровым номером 11:04:0000000:65, находящегося по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район (земли бывшего СПК «Сыктывкарский»), обратилась к кадастровому инженеру для подготовки проекта межевания земельных участков.

На момент обращения истца к кадастровому инженеру общее собрание по вопросу выдела доли истца из общей долевой собственности не собиралось, соответственно никакого решения по данному вопросу не принималось.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 30 января 2009 г. N 1-П право участника долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на выделение земельного участка в счет своей земельной доли не носит абсолютного характера, поскольку его реализация обусловлена определенными законодателем требованиями сохранения целевого назначения таких земельных участков и наличием у сособственников общих интересов, выражаемых большинством.

    Для случая, когда общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, закон, защищая частный интерес сособственника, изъявившего желание выделиться, предоставляет ему возможность определить местоположение выделяемого в счет земельной доли земельного участка через публикацию в средствах массовой информации сообщения, которое должно содержать описание местоположения выделяемого земельного участка и указание на необходимость направления в письменной форме возражений других сособственников относительно этого местоположения. Соответственно, такая возможность - в силу правовой логики реализации конституционного принципа пропорциональности - не может не признаваться и для случая, когда общее собрание вообще не проводилось, при условии, что заинтересованным сособственником были предприняты все необходимые действия по созыву общего собрания, подтвержденные документально.

Согласно ст. 13.1 Закона проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.

Проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей.

Одновременно с решением общего собрания участников долевой собственности об утверждении проекта межевания земельных участков должно быть принято решение об утверждении перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

В случае, если в течении 30 дней надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

В соответствии с п. 1 ст. 14 данного закона владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

По смыслу взаимосвязанных положений приведенных правовых норм вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком сельскохозяйственного назначения, в том числе выдел земельного участка в счет земельной доли и утверждение его местоположения разрешаются путем принятия решений на общем собрании собственников общего земельного участка. Общее собрание собственников земельных долей является основным способом разрешения указанных вопросов.

Порядок выдела земельного участка в счет земельных долей, и определение его местоположения, установленный п. п. 4 - 6 ст. 13 указанного федерального закона применяется в том случае, если решения на общем собрании собственников земельных долей не были приняты, однако, меры к созыву общего собрания и разрешению вопросов выдела и утверждения местоположения земельных участков принимались.

Как указано выше вопросы выдела земельного участка в счет земельной доли и утверждение его местоположения разрешаются на общем собрании собственников общего земельного участка. Альтернативная согласительная процедура, предусмотренная п. п. 4 - 6 ст. 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" применяется лишь при невозможности по различным объективным причинам принять решение в порядке, установленным п. 3 ст. 14 этого закона, притом, что действия по созыву общего собрания собственников земельных долей должны быть предприняты заинтересованными лицами, указанными в законе.

Из материалов дела следует, что истцом не представлено суду достоверных доказательств, что до обращения к кадастровому инженеру ей предпринимались меры по созыву общего собрания участников долевой собственности по вопросу выдела земельного участка в счет её земельной доли, следовательно исковые требования Забоевой В.Н. удовлетворению не подлежат.

Доводы ответчика о том, что образование земельного участка путем выдела в порядке, установленном Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» может быть осуществлено только при условии наличия в государственном кадастре недвижимости описания местоположения границ исходного земельного участка не находят своего подтверждения в судебном заседании.

Согласно письма Минэкономразвития РФ № Д23-671 от 02 марта 2010 года особенности раздела единого землепользования установлены п.60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 № 35. В соответствии с указанным пунктом при разделе единого землепользования образованным земельным участкам присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах.

Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.2001 № 137- ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлены следующие случаи, когда в результате преобразования исходного земельного участка образуется один или несколько земельных участков, при этом исходный земельный участок сохраняется в измененных границах: при разделе земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан; при выделе земельного участка в счет долей в праве общей долевой собственности на исходный земельный участок; при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу.

Пунктами 16 и 17 Требований к проекту межевания земельных участков, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 03.08.2011 г. N 388, предусмотрено, что проект межевания составляется на основе кадастровой выписки о соответствующем земельном участке или кадастрового плана соответствующей территории. При необходимости для подготовки проекта межевания могут быть использованы картографические материалы и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

    Ст. 45 ФЗ N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. ФЗ от 21.12.2009 г. N 334-ФЗ, от 04.06.2011 г. N 129-ФЗ) определено, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).

    В соответствии со ст. 38 ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. ФЗ от 22.07.2008 г. N 141-ФЗ, от 21.12.2009 г. N 334-ФЗ) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

    В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

    Если в соответствии со ст. 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

    Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.    

    Площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

    При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Действующим законодательством применительно к указанным случаям не предусмотрено обязательного проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ измененных земельных участков.

Таким образом, при образовании земельных участков в вышеперечисленных случаях уточнение границы исходного земельного участка, в том числе единого землепользования,

проводится по желанию заказчика кадастровых работ.

Кроме того, из пояснений специалиста Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Коми следует, что в архиве Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Коми имеются все данные о местоположении и границах 51-ого земельного участка, из которых образован единый многоконтурный земельный участок с кадастровым номером . Границы и площадь многоконтурного земельного участка практически полностью совпадают с границами и площадью 51-ого, ранее стоящих на кадастровом учете земельных участков.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отсутствие в государственном кадастре описания границ многоконтурного земельного участка с кадастровым номером не нарушает законных прав и интересов ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Забоевой В.Н. к Солодянкину А.А. о признании необоснованными возражений по размерам и местоположению границ выделяемого Забоевой В.Н. земельного участка по проекту межевания земельного участка, по извещению в газете «Республика» №72 (4709) от 17 апреля 2012 года (в части выдела земельной доли Забоевой В.Н., заказчик работ К. из земельного участка с кадастровым номером , отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2013 года.

Председательствующий                        В.И. Сухопаров

2-92/2013 ~ М-14/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Забоева Валентина Николаевна
Ответчики
Солодянкин Александр Алексеевич
Другие
Тараканов Дмитрий Владимирович (ООО "Земля и право")
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Сухопаров Владимир Игоревич
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
09.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2013Передача материалов судье
14.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.01.2013Предварительное судебное заседание
13.02.2013Судебное заседание
05.03.2013Судебное заседание
21.03.2013Судебное заседание
26.03.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2017Дело оформлено
30.03.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее