Уникальный идентификатор дела: 83RS0001-01-2019-000069-43
Дело № 2-275/2019 18 февраля 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи Парфенова А.П.,
при секретаре судебных заседаний Рычковой Н.С.,
рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре гражданское дело по иску Дурягиной И.А. к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
Дурягина И.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу (ГУ – ОПФ РФ по НАО) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование требований истец указала, что 29.10.2018 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по мотиву наличия специального стажа работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ГУ – ОПФ РФ по НАО № 20931/18 от 21.11.2018 в досрочном назначении страховой пенсии по старости заявителю было отказано в связи с отсутствием специального стажа осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Из специального стажа работы истца, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, пенсионным органом были исключены периоды нахождения заявителя на курсах повышения квалификации, что истец считает незаконным. Истец указывает, что в периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации за работником сохранялось место его работы, а также средняя заработная плата по основному месту работы за все рабочие дни по графику, установленному по основному месту работы. В соответствии с ранее действовавшим законодательством, а также согласно действующему законодательству прохождение медицинским работником курсов повышения квалификации является обязательным условием подтверждения его права на осуществление медицинской деятельности. Заявитель считает, что на момент обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости у нее имелся специальный трудовой стаж осуществления лечебной деятельности необходимой продолжительности, достаточный для назначения страховой пенсии по старости в досрочном порядке.
Истец просит суд признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, следующие периоды нахождения заявителя на курсах повышения квалификации: с 07.10.2002 по 08.11.2002; с 11.02.2004 по 17.02.2004; с 30.10.2009 по 30.11.2009; с 07.11.2014 по 05.12.2014; с 09.04.2017 по 28.04.2017; а также обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения с заявлением о назначении пенсии - с 29.10.2018.
Истец, извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, на требованиях настаивает по тем же основаниям.
Представитель ответчика, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В представленном письменном отзыве на иск ответчик с требованиями истца не согласен. Со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516) указывает, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Обращает внимание, что в периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации работу, в т.ч. в течение полного рабочего дня, она не выполняла, в связи с чем, решением пенсионного органа периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации правомерно были исключены из специального трудового стажа заявителя, дающего права на назначение страховой пенсии по старости в досрочном порядке. Иных возражений по иску ответчиком не указано. Просил в иске отказать.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Как предусмотрено пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Закон о страховых пенсиях) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона о страховых пенсиях, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как предусмотрено подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Из материалов дела следует, что 29.10.2018 истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ – ОПФ РФ по НАО № 20931/18 от 21.11.2018 в назначении досрочной страховой пенсии по старости заявителю было отказано в связи с отсутствием у нее специального (льготного) стажа осуществления лечебной деятельности достаточной продолжительности.
Указанным решением пенсионного органа из специального (льготного) стажа истца по осуществлению лечебной деятельности, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исключены следующие периоды нахождения истца курсах повышения квалификации: с 07.10.2002 по 08.11.2002; с 11.02.2004 по 17.02.2004; с 30.10.2009 по 30.11.2009; с 07.11.2014 по 05.12.2014; с 09.04.2017 по 28.04.2017.
В решении об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости ответчиком указано, что специальный стаж работы истца на момент ее обращения за досрочным назначением страховой пенсии по старости составлял 24 года 9 месяцев 3 дня при требуемых в силу закона 25 годах.
В этой связи, в назначении досрочной страховой пенсии по старости заявителю было отказано в связи с отсутствием у нее достаточного специального (льготного) стажа осуществления лечебной деятельности.
Проанализировав доказательства, представленные в материалах дела, оценив в совокупности с положениями законодательства, суд приходит к выводу о том, что по состоянию на дату обращения в адрес ответчика с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости истец имела специальный стаж осуществления лечебной деятельности необходимой продолжительности, достаточный для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
По делу заявлен спор о включении в специальный (льготный) стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов нахождения заявителя на курсах повышения квалификации: с 07.10.2002 по 08.11.2002; с 11.02.2004 по 17.02.2004; с 30.10.2009 по 30.11.2009; с 07.11.2014 по 05.12.2014; с 09.04.2017 по 28.04.2017.
Допустимыми доказательствами в материалах дела подтверждается факт нахождения истца в указанные ею периоды на курсах повышения квалификации в периоды ее работы в должностях медицинской сестры палатной Нижне-Пешской участковой больницы, старшей медицинской сестры Нижне-Пешской участковой больницы, ГБУЗ НАО «Ненецкая окружная больница».
Согласно справкам № 592 от 22.10.2018, № 47 от 10.01.2019 ГБУЗ НАО «Ненецкая окружная больница», уточняющим особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, и подтверждающим занятость на льготной работе, для назначения трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья граждан, в периоды с 07.10.2002 по 08.11.2002; с 11.02.2004 по 17.02.2004; с 30.10.2009 по 30.11.2009; с 07.11.2014 по 05.12.2014; с 09.04.2017 по 28.04.2017, истец находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы.
Фактическое нахождение заявителя на курсах повышения квалификации в указанные периоды также подтверждается представленными в материалах дела заверенными копиями свидетельств, сертификатов, удостоверения о повышении квалификации.
Как предусмотрено статьями 167, 187 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Статьями 112, 116 ранее действовавшего Кодекса законов о труде РСФСР (утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ) было установлено, что при направлении рабочих и служащих для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. За командированными работниками сохраняются в течение всего времени командировки место работы (должность) и средний заработок.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также командировок, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В этой связи, периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Следовательно, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время выполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
В этой связи, вывод пенсионного органа об отказе во включении в специальный (льготный) стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов нахождения заявителя на курсах повышения квалификации суд считает не основанным на законе.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации: с 07.10.2002 по 08.11.2002; с 11.02.2004 по 17.02.2004; с 30.10.2009 по 30.11.2009; с 07.11.2014 по 05.12.2014; с 09.04.2017 по 28.04.2017, - подлежат включению в специальный (льготный) стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Как установлено, специальный стаж работы истца (без учета периодов нахождения на курсах повышения квалификации) на момент ее обращения за досрочным назначением трудовой пенсии по старости составлял 24 года 9 месяцев 3 дня при требуемых 25 годах.
В судебном заседании установлено, что при включении указанных периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации в специальный (льготный) трудовой стаж заявителя, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, заявитель имеет достаточную продолжительность специального (льготного) стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, по состоянию на дату обращения истца с заявлением в адрес ответчика о назначении пенсии - т.е. с 29.10.2018.
Иных обстоятельств, препятствующих досрочному назначению истцу трудовой пенсии по старости, пенсионным органом не указано, в судебном заседании не установлено.
Как предусмотрено частью 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документам.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований об обязании ответчика включить в специальный (льготный) стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов нахождения заявителя на курсах повышения квалификации: с 07.10.2002 по 08.11.2002; с 11.02.2004 по 17.02.2004; с 30.10.2009 по 30.11.2009; с 07.11.2014 по 05.12.2014; с 09.04.2017 по 28.04.2017, с признанием за истцом права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложением на ГУ – ОПФ РФ по НАО обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 29.10.2018.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (статья 98 ГПК РФ).
При подаче иска в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. При обращении в суд истец от уплаты государственной пошлины в соответствии с законом освобождена не была.
Поскольку иск признан обоснованным расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. в силу статьи 98 ГПК РФ подлежат взысканию в пользу истца с ответчика.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Дурягиной И.А. к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, - удовлетворить.
Обязать государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, следующие периоды нахождения Дурягиной И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на курсах повышения квалификации:
- с 07 октября 2002 года по 08 ноября 2002 года;
- с 11 февраля 2004 года по 17 февраля 2004 года;
- с 30 октября 2009 года по 30 ноября 2009 года;
- с 07 ноября 2014 года по 05 декабря 2014 года;
- с 09 апреля 2017 года по 28 апреля 2017 года.
Признать за Дурягиной И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 29 октября 2018 года.
Обязать государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу назначить Дурягиной И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную страховую пенсию по старости с 29 октября 2018 года.
Взыскать с государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу в пользу Дурягиной И.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Парфенов
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ