Решение по делу № 3а-22/2020 от 12.12.2019

Дело №3а-22/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Владимир 25 мая 2020 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Емельяновой О.И.

при секретаре Кротковой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Казанцева В.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Казанцев В.С. через представителя Бобкову Л.В. обратился во Владимирский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ****, площадью 11637 кв.м., относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, имеющий разрешенное использование – под строительство мебельной фабрики, расположенный по адресу: **** область, г.****, ул. ****, д.****.

Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** установлена актом органа местного самоуправления от 15.11.2016 № 1257 по состоянию на 01.01.2016 в размере 9 921822,57 руб.

Между тем в соответствии с отчетом об оценке ООО «ЭйМ» от 21.11.2019 № 269-10-2019 рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года составляет 2 800 000 рублей

Ссылаясь в качестве правового обоснования, в том числе на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2016 в размере 2800 000 рублей, указывая, что от кадастровой стоимости зависит размер налоговых обязательств.

После проведения судебной оценочной экспертизы, административный истец Казанцев В.С., согласившись с ее результатами, уточнив административные исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 11637 кв.м., по состоянию на 1 января 2016 года в размере его рыночной стоимости 2 312 649 рублей 77 копеек.

Административный истец Казанцев В.С., его представитель по доверенности Бокова Л.В. в судебное заседание не явились, направили письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, извещены надлежащим образом.

Административный ответчик администрация Киржачского района, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства (л.д.79 т.2), представителя для участия в судебное заседание не направил, о причинах неявки суд не проинформировал, возражения по существу требований в суд не представил.

Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Владимирской области (далее ФГБУ «ФКП Росреестра по Владимирской области») участие представителя в судебном заседании не обеспечил, представил письменные возражения, в которых, не согласившись с процессуальным статусом в качестве административного ответчика, указал, что оспариваемая кадастровая стоимость установлена постановлением администрации Киржачского района от 15.11.2016 № 1257 в размере 9 921 822,57 руб. ФГБУ «ФКП Росреестра по Владимирской области» расчет оспариваемой кадастровой стоимости не осуществляло. Дело просил рассмотреть в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо – администрация МО город Киржач Владимирской области представителя для участия в судебное заседание не направила, представила письменные возражения и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра по Владимирской области), надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся административного истца Казанцева В.С., его представителя Бобковой Л.В., представителей административных ответчиков - администрации Киржачского района Владимирской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области, заинтересованных лиц Управления Росреестра по Владимирской области, администрации г. Киржача Киржачского района Владимирской области.

Исследовав и оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Казанцев В.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 11637 +/-14,30 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – под строительство мебельной фабрики, расположенного по адресу: **** область, **** район, г. ****, ул. ****, дом ****.

Земельный участок с кадастровым номером **** является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 28.06.2005. Данное обстоятельство выпиской из ЕГРН от 28.11.2019 № 33-0-1-105/4002/2019-2710 (л.д.12-13 т.1).

Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** установлена постановлением администрации Киржачского района от 15.11.2016 №1257 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Киржачского района Владимирской области за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области» по состоянию на 01 января 2016 года в размере 9 921 822,57 руб. (л.д.162-164 т.1).

Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный реестр недвижимости 25 декабря 2016 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28 ноября 2019 года
№ 33/202/19-507621 (л.д.11 т.1).

    12 декабря 2019 года Казанцев В.С., полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, нарушает его права как плательщика земельного налога, обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.

    Поскольку размер земельного налога в силу ст. 391 НК РФ исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка суд приходит к выводу о том, что определение в отношении данного земельного участка кадастровой стоимости в размере рыночной влияет на обязанность административного истца по уплате земельного налога и у него имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.

В обоснование своих требований административный истец Казанцев В.С. представил в суд отчет об оценке, составленный оценщиком ООО «ЭйМ» от 21.11.2019 № 269-10-2019, согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года составляет 2 800 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (л.д. 201-203 т.1).

Согласно заключению эксперта ООО Аналитический Центр «Региональная оценочная компания» Щ. от 31.03.2020 № 12/2020 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года составляет 2 312 649 руб. 77 коп.

Относительно соответствия отчета об оценке ООО «ЭйМ» от 21.11.2019 № 269-10-2019 требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключении экспертом выявлены нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. В частности, указано, что в отчете оценщик не указывает, что оцениваемый земельный участок состоит из двух частей, которые имеют различные характеристики, карты расположения объекта оценки (на стр.17 отчета) не информативны и не дают представления о расположении, форме и прочих характеристиках участка, не указаны источники получения данных. В рамках сравнительного подхода последовательность определения стоимости объекта оценки не соответствует п.8и ФСО № 3, нарушение требований п.25 ФСО № 1, п.27 ФСО № 7 в рамках сравнительного подхода использовался один метод. Обобщенная математическая модель сравнительного подхода по определению рыночной стоимости имущества (стр.59 отчета) не соответствует «Расчетной стоимости земельного участка сравнительным подходом» (стр.81-85 отчета). Процесс определения стоимости выбранного оценщиком метода не представлен в отчете. В качестве корректировки на площадь земельного участка (стр.77-78 отчета) используется корректировка для земельных участков торгово-офисного назначения, тогда как объект оценки – земельный участок индустриального назначения. Корректировка на расстояние до МКАД (стр.75 отчета) указана для Московской области, тогда как объект оценки расположен во Владимирской области. Анализ достоинств и недостатков подходов не соответствует п.28 ФСО № 7, процедура согласования не соответствует п.8к ФСО ****. Информация, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, не подтверждена. При подготовке отчета были допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчетов, к описанию объекта оценки, также допущены нарушения к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости (л.д. 1- 64 т.2).

Экспертиза проведена экспертом ООО Аналитический Центр «Региональная оценочная компания» Щ., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с 2010 года, стаж работы судебного эксперта с 2018 года, предупрежденной об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение эксперта от 31.03.2020 № 12/2020 соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 КАС РФ, а также требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, федеральным стандартам оценки ФСО №1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки», ФСО№2 «Цель оценки и виды стоимости», ФСО№3 «Требования к отчету об оценке» и ФСО№7 «Оценка недвижимости», а также стандартами и правилами оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, содержит полное описание объекта оценки и произведенного расчета его рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 КАС РФ, участвующими в деле лицами, в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, данное заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертом рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года, а также формы и содержания экспертного заключения не поступало.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение эксперта от 31.03.2020 № 12/2020 мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертами обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Оценив заключение эксперта в соответствии с правилами статьи 84, ч. 8 ст. 82 КАС СРФ, суд признает, что выводы эксперта отвечают принципам обоснованности и однозначности, а представленное заключение является объективным и допустимым доказательством рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, определенной по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Представленный административным истцом отчет об оценке ООО «ЭйМ» от 21.11.2019 № 269-10-2019 вышеуказанным критериям не отвечает, опровергнут заключением проведенной по делу судебной экспертизы, в связи с чем, не может быть положен в основу выводов суда.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 11637+/- 14,30 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – под строительство мебельной фабрики, расположенного по адресу: **** область, **** район, г. ****, ул. ****, дом ****, по состоянию на 1 января 2016 года в размере его рыночной стоимости 2 312 649 рублей 77 копеек.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

В соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 указанного Федерального закона).

С учетом изложенного датой подачи заявления Казанцева В.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере рыночной стоимости следует считать 12 декабря 2019 года, то есть дату его обращения в суд.

Разрешая вопрос о надлежащем административном ответчике по заявленным Казанцевым В.С. требованиям, суд руководствуется разъяснениями, изложенными в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в силу которых, на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Поскольку органом, утвердившим кадастровую стоимость спорного земельного участка, является администрация Киржачского района Владимирской области, именно данный орган в силу вышеприведенных разъяснений высшей судебной инстанции следует признать надлежащим ответчиком по настоящему иску.

Учитывая, что ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области, поименованное Казанцевым В.С. в качестве ответчика, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** не определяло, самостоятельные требования к данному ответчику не заявлены, какие-либо обязанности решением суда на указанный орган не возложены, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении иска к указанному ответчику.

Согласно статье 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, данное решение в силу прямого указания закона является основанием для внесения сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Казанцева В.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:02:010635:11 в размере равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 11637+/- 14,30 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – под строительство мебельной фабрики, расположенного по адресу: **** область, **** район, г. ****, ул. ****, дом ****, по состоянию на 1 января 2016 года в размере его рыночной стоимости 2 312 649 (два миллиона триста двенадцать тысяч шестьсот сорок девять) рублей 77 копеек.

Считать датой подачи заявления Казанцева В.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 33:02:010635:11 в размере равной его рыночной стоимости 12 декабря 2019 года.

В иске к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Владимирского областного суда      О.И.Емельянова

Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2020 года

3а-22/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Казанцев Владимир Сергеевич
Ответчики
Администрация Киржачского района Владимирской области
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области
Другие
Администрация города Киржач Владимирской области
Управление Росреестра по Владимирской области
Бобкова Людмила Викторовна
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Емельянова Ольга Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.wld.sudrf.ru
12.12.2019Регистрация административного искового заявления
13.12.2019Передача материалов судье
13.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2020Судебное заседание
10.02.2020Судебное заседание
08.05.2020Производство по делу возобновлено
25.05.2020Судебное заседание
29.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
10.08.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.09.2020Судебное заседание
12.10.2020Судебное заседание
02.11.2020Судебное заседание
11.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
25.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее