Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-34/2016 (2-1964/2015;) ~ М-1967/2015 от 26.11.2015

Дело № 2-34/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2016 года                              г. Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Плешкова А.А.,

при секретаре Березовской Н.В.,

с участием истицы Бурумовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурумовой Л.Н. к администрации города Зея Амурской области, Правительству Амурской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года,

УСТАНОВИЛ:

Бурумова Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации г. Зея Амурской области, Правительству Амурской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, как жителя г. Зея Амурской области, лишившегося жилья в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, из расчета 33 кв.м общей площади; возложении на Правительство Амурской области обязанности включить ее в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с наводнением, произошедшим на территории Амурской области в июле 2007 года и направить указанный список в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для подготовки проекта решения Правительства Российской Федерации о выдаче Правительству Амурской области бланка сертификата. В обоснование заявленных требований истец пояснила, что ей на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В 2007 году она постоянно проживала в указанной квартире со своей семьей, была зарегистрирована по месту жительства. В июле 2007 года в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области, указанное жилое помещение было затоплено. В период чрезвычайной ситуации указанная квартира была обследована межведомственной комиссией по признанию жилых домов, находящихся на территории г. Зея, непригодными для проживания. Ей известно, что квартира была признана непригодной для проживания, однако ни акт обследования, ни заключение о признании квартиры непригодной для проживания ей не вручались. Постановлением главы г. Зея утверждены Реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, введенной на территории г. Зея в июле 2007 года, а также Список граждан г. Зея Амурской области, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации 2007 года. На основании указанного Списка на уровне субъекта РФ формировались списки на получение государственных жилищных сертификатов. Была ли ее семья включена в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилья в результате ЧС в г. Зее в 2007 году, ей неизвестно. Никаких отказов от получения государственного жилищного сертификата ни она, ни члены ее семьи не подписывали. Постановлением губернатора Амурской области от 20 сентября 2007 года № 556 утвержден реестр жилых домов города Зеи и Зейского района Амурской области, непригодных для проживания в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, в который также включена принадлежащая ей квартира. В 2007 году она обращалась в администрацию г. Зея с письменным заявлением о выделении жилищного сертификата, но заявления у нее не приняли, так как со слов работников администрации она не предоставила весь пакет документов. На данный момент она является юридическим собственником жилого помещения и земельного участка, но фактически осуществлять свои права собственника не может, поскольку квартира признана непригодной для проживания. Данная квартира является единственным находящимся в ее собственности жилым помещением. Поскольку в результате затопления данное жилое помещение признано непригодным для проживания в установленном порядке, ею было утрачено в результате чрезвычайной ситуации единственное жилое помещение. До настоящего времени государственный жилищный сертификат ей, как лицу, лишившемуся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, не выдан. Считает, что у нее возникло право на получение такого жилищного сертификата. <Дата обезличена> брак между нею и Бурумовым В.Ю. был расторгнут. Бурумов К.В. будучи дееспособным гражданином, не изъявил намерений на получение государственного жилищного сертификата. Таким образом, считает, что может претендовать на предоставление государственного жилищного сертификата из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме 33 кв.м.

Определением суда от 27 ноября 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство транспорта и строительства, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство финансов Амурской области, Бурумов В.Ю., Бурумов К.В..

Определением суда от 11 декабря 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство лесного хозяйства, природных ресурсов и пожарной безопасности Амурской области, Министерство финансов Российской Федерации.

Определением суда от 24 декабря 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительство РФ.

В судебном заседании истица Бурумова Л.Н. на удовлетворении исковых требований настаивала, пояснив об обстоятельствах, указанных в иске, в дополнительно пояснив, что на момент чрезвычайной ситуации ее семья состояла из трех человек – ее, супруга Бурумова В.Ю. и сына Бурумова К.В. Квартира, расположенная по адресу: <адрес> является совместной собственностью ее и Бурумова В.Ю. Других жилых помещений в собственности ни она, ни ее бывший супруг, ни сын не имели, были зарегистрированы по указанному адресу.

Представитель ответчика – администрации г. Зеи в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представив отзыв на иск из которого следует, что при составлении списка граждан, лишившихся жилья, в администрацию города Зея приглашались жители города, чьи дома были включены в реестр домов, признанных непригодным для проживания, утвержденный постановлением главы города Зеи от 04 сентября 2007 года № 957. Дом истицы включен в данный реестр под порядковым номером 50. В соответствии с п. 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства РФ и Министерства финансов РФ, для включения в списки пострадавших граждан РФ, эти граждане должны представить в органы исполнительной власти заявление о выдаче государственного жилищного сертификата и иные документы, предусмотренные данным пунктом. То есть, в списки на получение жилищных сертификатов включались граждане, написавшие и подавшие заявление на выдачу государственного жилищного сертификата. Полагает, что право истицы на получение государственного жилищного сертификата, подлежало возникновению с момента предъявления ею заявления о выдаче сертификата в соответствии с Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов. Кроме того, ответчик полагает, что истицей пропущен трехлетний срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ. Постановления губернатора Амурской области от 20 сентября 2007 № 556 и № 557, содержащие список граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов и реестр жилых домов, непригодных для проживания в результате чрезвычайной ситуации были опубликованы в газете «Амурская правда» № 190 от 12 октября 2007 года. Согласно постановлению губернатора Амурской области от 24 августа 2007 № 505 с 25 августа 2007 года снят режим чрезвычайной ситуации на территории г. Зеи, введенный постановлением губернатора области от 21 июля 2007 № 431 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории области». Заявление в суд истицей подано в ноябре 2015 года, то есть по истечении срока для подачи заявления в суд. Кроме того, при подаче иска истец не заявила каких-либо требований к администрации г. Зея, также они не были заявлены и в ходе рассмотрения иска. Согласно законодательству РФ, регулирующему вопросы получения гражданами государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилья в результате ЧС, к полномочиям органов местного самоуправления не входит решение данного вопроса. Администрация г. Зея не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору и просит отказать в удовлетворении требований к администрации г. Зеи.

Представитель ответчика – Правительства Амурской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил отзыв на иск, из которого следует, что ответчик с требованиями истицы не согласен, просит в их удовлетворении отказать по следующим основаниям: в целях определения потребности в ГЖС, органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом ГЖС либо уполномоченным им органом субъекта РФ составляются списки пострадавших граждан РФ, имеющих право на получение ГЖС. Для включения в списки граждане в пределах установленного срока должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче ГЖС, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; справку органов МСУ, подтверждающих факт, что граждане лишились жилья в результате ЧС и стихийных бедствий. Истица не представила доказательств того, что на момент ЧС была зарегистрирована и проживала в утраченном жилом помещении (<адрес>). Из текста искового заявления следует, что истица в 2007 году обращалась в администрацию г. Зея с письменным заявлением о выделении ГЖС, но заявление у нее не приняли в связи с тем, что она не предоставила пакет документов, необходимый для включения в список пострадавших граждан РФ, имеющих право на получение ГСЖ. Кроме того, обращает внимание суда на то, что истицей пропущен срок исковой давности, поскольку постановления Правительства Амурской области от 20 сентября 2007 № 556 и № 557 были опубликованы в региональной общественно-политической газете «Амурская правда» № 190 от 12 октября 2007 года. Таким образом, истице с момента опубликования данных постановлений было известно о том, что она не включена в списки граждан города Зея и села Овсянка Зейского района Амурской области, лишившихся жилья в результате ЧС – наводнения 2007 года и имеющих право на получение ГЖС.

Представители третьих лиц – министерства финансов Амурской области, Министерства финансов РФ, Правительства РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, отзыв на иск не представили.

Представитель третьего лица – министерства транспорта и строительства Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в свое отсутствие, представив отзыв на иск из которого следует, что интересы министерства транспорта и строительства Амурской области данным спором не затрагиваются, правоотношений между министерством и истцом по данному спору не существует. Кроме того, считает, что истцом пропущен срок исковой давности. В связи с чем просят суд заявителю Бурумовой Л.Н. в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица – министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в свое отсутствие, представив отзыв на иск из которого следует, что Минстрой России не является координатором государственных программ по обеспечению граждан, пострадавших в наводнении, произошедшем в 2007 году на территории Амурской области и, соответственно, не обладает правами и обязанностями и не наделен полномочиями по обеспечению мерами государственной поддержки указанной категории граждан. Выдача сертификатов гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 года № 832. Указанным постановлением Правительства РФ утвержден Порядок выпуска и погашения сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Пунктом 6 указанного Порядка установлено, что выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список). Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов. Список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, для получения сертификатов утвержден постановлением Губернатора Амурской области 10 апреля 2008 года № 163, а уточненный список указанной категории граждан для получения сертификатов, утвержден постановлением Правительства Амурской области от 13 декабря 2012 года № 721.

Представитель третьего лица – министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен, представил отзыв на иск, согласно которому просит отказать в удовлетворении исковых требований. Для реализации права на получение ГЖС Бурумова Л.Н. согласно п. 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов была обязана предоставить в Правительство Амурской области следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу, справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Из содержания искового заявления следует, что истец в Правительство Амурской области, к губернатору области по вопросу выдачи ему ГСЖ никогда не обращалась и определенных п. 3 Порядка документы не предоставляла. В связи с тем, что истица с заявлением о выдаче ГЖС не обращалась, у нее не возникло право требования к губернатору области о включении ее в списки на ГЖС. В связи с несоблюдением истицей заявительного порядка реализации права на получение ГЖС, ни Правительство Амурской области, ни губернатор области, ни управление гражданской защиты и пожарной безопасности области, правопреемником функций и полномочий которого выступает министерство, ни в августе 2007 года, ни в последующем не могли знать о желании Бурумовой Л.Н. получить ГЖС. В связи с тем, что на день ЧС Бурумова Л.Н. не обратилась с заявлением о выдаче ей и членам ее семьи ГЖС, она не была включена в список граждан г. Зея и с. Овсянка Зейского района Амурской области, лишившихся жилья в результате ЧС – наводнения произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, утвержденный постановлением губернатора области от 20 сентября 2007 года № 557. А также иные нормативные правовые акты Амурской области и муниципальные правовые акты города Зея. О факте не включения в список ей было известно еще в августе 2007 года. При этом из содержания искового заявления следует, что с августа 2007 года ею не предпринималось никаких мер, направленных на получение ГЖС. Довод истицы о том, что она обращалась в администрацию г. Зея с просьбой о включении ее в список на ГСЖ, но ей было отказано, не подтвержден никакими письменными доказательствами. При этом, согласно постановлению губернатора Амурской области от 08 октября 2007 года № 594 «О выдаче государственных жилищных сертификатов» непосредственная выдача ГСЖ министерством финансов области пострадавшим гражданам была осуществлена в октябре 2007 года. В связи с этим полагает, что истицей пропущен установленный законодательством срок исковой давности.

Представитель третьего лица - Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен, представил отзыв на иск, из которого следует, что требования истицы полагает не подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии с Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата. Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации, эти граждане должны представить в органы исполнительной власти определенный перечень документов, в том числе заявление о выдаче государственного жилищного сертификата. Из содержания искового заявления и приложенных к нему документов следует, что истец в Правительство Амурской области, к губернатору области по вопросу выдачи ей ГЖС никогда не обращалась и никаких документов не предоставляла. В связи с тем, что истица с заявлением о выдаче ГЖС не обращалась, у нее не возникло право требования к губернатору области о включении ее в списки на ГЖС. В связи с несоблюдением истицей заявительного порядка реализации права на получение ГЖС, ни Правительства Амурской области, ни губернатор области, ни управление ГЗ и ПБ области, правопреемником функций и полномочий которого выступает министерство, ни в августе 2007 года, ни в последующем не могли знать о желании Бурумовой Л.Н. получить ГЖС. О факте не включения в список № 557 ее было известно еще в августе 2007 года. При этом из содержания искового заявления следует, что с августа 2007 года по 26 июня 2015 года ею не предпринималось никаких мер, направленных на получение ГЖС. Довод истицы о том, что она обращалась в администрацию г. Зея с просьбой о включении ее в список на ГЖС, но ей было отказано, не подтвержден никакими письменными доказательствами. При этом, согласно постановлению губернатора Амурской области от 108 октября 2007 года № 594 «О выдаче государственных жилищных сертификатов» непосредственная выдача ГЖС министерством финансов области пострадавшим гражданам была осуществлена в октябре 2007 года. В связи с этим полагает, что истицей был пропущен установленный законодательством срок исковой давности.

Третье лицо Бурумов В.Ю., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражает.

Третье лицо Бурумов К.В., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, отзыв на иск не представил.

Заслушав истицу, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Губернатора Амурской области от 21 июля 2007 года № 431 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории области» с 10.00 часов 22 июля 2007 года в связи с обильными осадками, прошедшими в северных районах области, что привело к увеличению уровня воды в Зейском водохранилище до критической отметки, в результате чего было принято решение об увеличении сброса воды, был введен режим чрезвычайной ситуации на территории города Зея, Зейского и Тындинского районов.

В результате увеличения сброса воды из Зейского водохранилища пострадал жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, в том числе принадлежащее истице на праве общей совместной собственности жилое помещение - <адрес>.

Как следует из акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от <Дата обезличена> следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для постоянного проживания, двухквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением главы города Зеи № 957 от 4 сентября 2007 года был утвержден реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, введенной на территории города Зея в июле 2007 года, в который включено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Постановлением Губернатора Амурской области № 556 от 20 сентября 2007 года утвержден реестр жилых домов, непригодных для проживания в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, в указанный реестр, в том числе включен жилой <адрес> по <адрес> в <адрес>).

Согласно постановлению Правительства РФ от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, установлено, что государственные жилищные сертификаты выпускаются на основании решения Правительства Российской Федерации и выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.

В п. 2 данного постановления (в редакции постановления Правительства РФ от 12 марта 2015 года № 213) указано, что государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Согласно Порядку и условиям выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года № 561), утвержденному МЧС РФ, Минстроем РФ и Минфином РФ:

1. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

2. В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных <данные изъяты>

3. Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:

- заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;

- справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

4. Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 года № 982, выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.

Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.

Постановлением Губернатора Амурской области № 557 от 20 сентября 2007 года утвержден список граждан города Зеи и села Овсянка Зейского района Амурской области, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, в котором информация об истце и членах ее семьи отсутствует.

В список граждан города Зеи, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, утвержденный постановлением главы города Зеи № 956 от 04 сентября 2007 года, Бурумова Л.Н. и члены ее семьи также не включены.

Истица Бурумова Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации города Зеи, Правительству Амурской области о признании за ней права на получение государственного жилищного сертификата в связи утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, возложении на Правительство Амурской области обязанности включить ее в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с наводнением, произошедшим на территории Амурской области в июле 2007 года и направить указанный список в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для подготовки проекта решения Правительства Российской Федерации о выдаче Правительству Амурской области бланка сертификата.

Ответчиком – администрацией города Зеи, а также третьими лицами заявлено ходатайство о пропуске истицей срока исковой давности.

Однако администрация города Зеи является ненадлежащим ответчиком по данному спору, поскольку общественные отношения по оказанию помощи в приобретении жилья гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, урегулированы федеральным законодательством таким образом, что на органы местного самоуправления в рассматриваемом случае возложена лишь обязанность выдать справку в подтверждение факта утраты гражданином жилья в результате чрезвычайной ситуации, обязанность же по утверждению списков граждан, лишившихся жилья и имеющих право на получение государственного жилищного сертификата законодательством возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 года № 15, Пленума ВАС РФ от 15 ноября 2001 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», указано, что заявление о пропуске срока исковой давности, сделанное третьим лицом, не является основанием для применения судом исковой давности, заявление стороны в споре о пропуске срока исковой давности может быть сделано как в письменной, так и в устной форме непосредственно в ходе судебного разбирательства. Заявление ненадлежащей стороны о применении срока исковой давности правового значения не имеет (п. 4-6 постановления).

На основании изложенного, поскольку администрация города Зеи является ненадлежащим ответчиком по данному спору, а третьи лица не являются сторонами по делу, указанные ходатайства судом не рассматриваются и правового значения не имеют.

Вместе с тем, ответчиком по делу – Правительством Амурской области также заявлено письменное ходатайство о пропуске истицей срока исковой давности.

В силу ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно ч. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии со ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Нормами гражданского законодательства определено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (ст.ст. 191, 192 ГК РФ).

Как следует из пояснений истицы Бурумовой Л.Н., о том, что принадлежащее ей жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в 2007 году, ей стало известно в 2007 году. Была ли ее семья включена в список граждан, лишившихся жилья в результате ЧС в г. Зее в 2007 года, на получение государственных жилищных сертификатов, ей неизвестно. Никаких отказов от получения государственного жилищного сертификата ни она, ни члены ее семьи не подписывали. В 2007 году она обращалась в администрацию г. Зеи с письменным заявлением о выделении жилищного сертификата, но заявление у нее не приняли, так как, со слов работников администрации, она не предоставила весь пакет документов.

Вместе с тем, доказательств того, что Бурумова Л.Н. обращалась в администрацию г. Зея с указанным заявлением, суду не представлено.

Из акта обследования помещения от <Дата обезличена>, имеющегося в материалах дела, следует, что межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы города Зеи № 889 от 25 августа 2007 года с участием собственника помещения Бурумовой Л.Н. было проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> по результатам обследования и изучения представленных документов комиссия пришла к выводу о том, что жилой дом по адресу: <адрес> подлежит признанию аварийным и подлежащим сносу.

Из заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от <Дата обезличена> следует, что комиссией с участием приглашенных собственников Бурумовой Л.Н., Бурумова В.Ю. по результатам рассмотренных документов, в том числе материалов по обследованию и оценке ущерба, акта обследования, справки управления архитектуры и градостроительства администрации г. Зеи, письма Территориального отдела Роспотребнадзора по Амурской области в г. Зее, Зейском и Магдагачинском районах, письма отдела ГПН по г. Зее и Зейскому району, заключения по техническому обследованию жилых домов и инженерных сооружений, пострадавших от затопления, технического паспорта, договора купли-продажи квартиры с земельным участком от <Дата обезличена>, акта обследования помещения, жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для постоянного проживания, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Вместе с тем, отказа истицы и членов ее семьи от написания заявления на получение жилищного сертификата суду также не представлено.

Постановлением губернатора Амурской области № 556 от 20 сентября 2007 года утвержден реестр жилых домов, непригодных для проживания в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, согласно которому жилое помещение истицы, расположенное по адресу: г. Зея Амурской области пер. Портовый дом № 27 кв. № 1 включено в вышеуказанный реестр.

Постановлением губернатора Амурской области № 557 от 20 сентября 2007 года утвержден список граждан города Зеи и села Овсянка Зейского района Амурской области, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, в который истица и члены ее семьи включены не были.

Данные постановления губернатора Амурской области были опубликованы в региональной общественно-политической газете «Амурская правда» № 190 от 12 октября 2007 года, № 191 от 13 октября 2007 года.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что о факте признания принадлежащего истице жилого помещения непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Амурской области в 2007 году, то есть о факте его утраты и как следствие о возникновении права на возмещение причиненного ей в результате чрезвычайной ситуации ущерба истице было известно с момента признания его непригодным для проживания соответствующим заключением межведомственной комиссии в августе 2007 года, при этом соответствующее право истица не реализовала в период, истекший с августа 2007 года по настоящее время, то есть более семи лет. О факте не включения истицы и членов ее семьи в списки граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, и имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов истице должно было быть известно в октябре 2007 года, в частности, с момента опубликования названных выше постановлений губернатора Амурской области.

С настоящим иском истица обратилась в суд 26 ноября 2015 года.

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.

Во исполнение указанного Постановления Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации разработан и утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которым для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации, граждане должны представить в органы исполнительной власти заявление о выдаче государственного жилищного сертификата с приложенными к нему документами.

Таким образом, основанием для возникновения права на получение жилищного сертификата является утрата единственного пригодного для проживания жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей совместной собственности Бурумову В.Ю. и Бурумовой Л.Н., было приобретено ими по договору купли-продажи жилого дома с земельным участком от <Дата обезличена>. Иного жилья в собственности у Бурумова В.Ю. и Бурумовой Л.Н. не имеется и на момент возникновения чрезвычайной ситуации в июле 2007 года не имелось. Указанное обстоятельство подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

В период возникновения чрезвычайной ситуации на территории г. Зея в июле 2007 года совместно с Бурумовой Л.Н. и Бурумовым В.Ю. проживал их несовершеннолетний на тот период сын Бурумов К.В.. В собственности Бурумова К.В. жилого помещения. Пригодного для постоянного проживания, также не имелось, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Согласно сведениям, представленным отделением УФМС по Амурской области, Бурумова Л.Н., Бурумов В.Ю. и Бурумов К.В. с <Дата обезличена> год, зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.

Из показаний допрошенных в судебном заседании <Дата обезличена> свидетелей ФИО4 и ФИО5 следует, что они проживают по адреса: <адрес> соответственно, уже длительное время, в 2007 году также проживали по указанным адресам. Им известно, что Бурумова Л.Н. со своим мужем и сыном в 2007 года на момент наводнения и чрезвычайной ситуации проживали по адресу: <адрес>.

Оценивая показания данных свидетелей, суд находит их достоверными и допустимыми, поскольку они даны свидетелями в судебном заседании, при этом свидетели были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, их показания являются последовательными и не противоречат другим доказательствам, собранным по делу.

Таким образом, судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, являлось единственным пригодным для проживания жилым помещением, как для истицы, так и для членов ее семьи. Они были зарегистрированы в указанном жилом помещении и фактически в нем проживали на момент возникновения чрезвычайной ситуации.

Учитывая, что жилое помещение, принадлежащее Бурумовой Л.Н., признанное в установленном порядке непригодным для проживания, было единственным для истца, и его утрата произошла в результате чрезвычайной ситуации, у истца возникло право на получение государственного жилищного сертификата как у лица, утратившего единственное жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации.

При этом, доводы ответчиков и третьих лиц о нарушении истцом сроков обращения за государственным жилищным сертификатом, не могут быть приняты судом как обстоятельство, препятствующее признанию за Бурумовой Л.Н. права на получение такого сертификата.

Правила пункта 2 Порядка выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 810 от 26 октября 2000 года (действовавшего в момент возникновения чрезвычайной ситуации), регулируют бюджетные отношения по выделению денежных средств на выдачу жилищных сертификатов, участниками которых граждане не являются, соответственно, не распространяются на отношения по поводу права граждан на получение компенсации взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилья.

Реализация права на получение такого сертификата, возникшее в силу факта утраты единственного жилого помещения, действующим законодательством какими-либо сроками не ограничена. Истечение какого-либо срока в качестве основания, влекущего утрату права на получение жилищного сертификата, в действующих нормативных актах также не указано.

При рассмотрении доводов представителей третьих лиц о нарушении истцом заявительного порядка выдачи государственного жилищного сертификата, суд учитывает, что, несмотря на то, что для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти документы, в том числе, заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, обязательного досудебного порядка при разрешении указанного спора нормами действующего законодательства не установлено.

Как было установлено в судебном заседании, до настоящего времени государственный жилищный сертификат истцу, как лицу, лишившемуся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации 2007 года, не выдан.

Поскольку в результате чрезвычайной ситуации 2007 года данное жилое помещение было в установленном порядке признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, истцом в результате чрезвычайной ситуации было утрачено единственное жилое помещение, у него возникло право на получение государственного жилищного сертификата.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, разделом 11 которого предусмотрены требования к жилым помещениям. В числе требований, позволяющих признать помещение пригодным или непригодным для проживания, указаны объективные параметры самого помещения и жилого дома, которые зависят от факта проживания в нем граждан. Поэтому тот факт, что истец до настоящего времени проживает в данном жилом помещении, какого-либо правового значения для статуса помещения, как непригодного для проживания, не имеет, в связи с этим данное обстоятельство не препятствует признанию права истца на получение государственного жилищного сертификата.

Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» (далее -Постановление № 561) в редакции, действовавшей на момент объявления чрезвычайной ситуации в г. Зея в июле 2007 года, предусматривал, что государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам жилой площади по социальной норме, определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту предоставления жилья, но не менее 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи из двух и более человек и 29 - 33 кв. метра общей площади на одинокого гражданина.

При этом согласно норме пункта 2 (абз. 1) указанного Постановления № 561 фактически применена в действующей редакции (в редакции Постановления Правительства РФ от 07 ноября 2008 года № 832, датой начала действия которой (редакции) является 22 ноября 2008 года), государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек. Следует учесть, что в данном Постановлении № 832 не указано о том, что оно распространяется на правоотношения, возникшие до момента его принятия.

Сторонами не оспаривается, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации Бурумова Л.Н. проживала в пострадавшем жилом помещении совместно с мужем Бурумовым В.Ю. и несовершеннолетним сыном Бурумовым К.В..

Таким образом, семья Бурумовой Л.Н. имеет право на получение государственного жилищного сертификата из расчёта 54 кв.м общей площади.

Вместе с тем, истица просит признать за нею право на получение государственного жилищного сертификата, как жителя г. Зея Амурской области, лишившегося жилья в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, из расчета 33 кв.м общей площади, указав, что <Дата обезличена> брак между нею и Бурумовым В.Ю. был расторгнут, а Бурумов К.В., будучи дееспособным гражданином, не изъявил намерений на получение государственного жилищного сертификата.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что суть нарушения прав истца Бурумовой Л.Н. фактически сводится к тому, что она имеет право на получение государственного жилищного сертификата, однако другие члены семьи намерения воспользоваться указанным правом не изъявляют.

При таких обстоятельствах суд, при расчете предоставления общей площади по государственному жилищному сертификату исходит из количественного состава семьи получателя сертификата - три человека, то есть с учетом истца Бурумовой Л.Н., оснований считать которую одинокой не имеется.

Следовательно, применению подлежит социальная норма общей площади, определяемая органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту предоставления жилья, но не менее 18 кв.м общей площади на одного члена семьи из двух и более человек.

Согласно п. 2 ст. 7 Закона Амурской области от 01.09.2005 года № 38-03 «О жилищной политике в Амурской области», норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В силу пункта 1 Раздела 7 Положения о жилищной политике в городе Зея (утв. Решением Зейского городского Совета народных депутатов от 16.07.2007 года № 297), в редакции, действовавшей по состоянию на 2007 год, норма предоставления площади жилого помещения составляла 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи.

Таким образом, с учетом нормы пункта 2 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 года № 561 в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 года № 832, следует исходить из расчета предоставления – не менее 18 кв. метров общей площади.

При таких обстоятельствах суд признает право истицы на получение государственного жилищного сертификата, как жителя г. Зея Амурской области, лишившегося жилья в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, из расчета 18 кв.м общей площади, а также находит подлежащими удовлетворению требования истицы о возложении на Правительство Амурской области обязанности включить ее в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с наводнением, произошедшим на территории Амурской области в июле 2007 года и направить указанный список в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для подготовки проекта решения Правительства Российской Федерации о выдаче Правительству Амурской области бланка сертификата.

Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бурумовой Л.Н., удовлетворить частично.

Признать за Бурумовой Л.Н. право на получение государственного жилищного сертификата, как жителя г. Зеи Амурской области, лишившегося жилья в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, из расчета 18 кв.м общей площади.

Обязать Правительство Амурской области включить Бурумову Л.Н. в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с наводнением, произошедшим на территории Амурской области в июле 2007 года, и направить указанный список в министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для подготовки проекта решения правительства Российской Федерации о выдаче Правительству Амурской области бланка сертификата.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В удовлетворении исковых требований Бурумовой Л.Н. к администрации города Зеи, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение месяца со дня его провозглашения.

Председательствующий

2-34/2016 (2-1964/2015;) ~ М-1967/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бурумова Людмила Николаевна
Ответчики
Администрация г.Зея
Правительство Амурской области
Другие
Бурумов Кирилл Валерьевич
Министерство финансов РФ
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
Правительство РФ
Бурумов Валерий Юрьевич
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство финансов Амурской области
Министерство транспорта и строительства
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Плешков Александр Анатольевич
Дело на сайте суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
26.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2015Судебное заседание
24.12.2015Судебное заседание
30.12.2015Судебное заседание
19.01.2016Судебное заседание
19.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее