Решение по делу № 2-3520/2016 ~ М-2661/2016 от 10.05.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2016 года                     ....

Иркутский районный суд .... в составе председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Белугиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... к Кокая С.О., Меркулова Н.Н., Мищенко Л.С., Зинченко Е.О., Константинова Н.М., Константинову Е.М., Дьячевой Т.Н., Иванова Т.Г., Кузаковой Г.И. об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... обратился в суд с исковым заявлением к Кокая С.О., Меркулова Н.Н., Мищенко Л.С., Зинченко Е.О., Константинова Н.М., Константинову Е.М., Дьячевой Т.Н., Иванова Т.Г., Кузаковой Г.И., в обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... на основании Положения о Территориальном управлении, утверждённого приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от **/**/**** осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.

В адрес Территориального управления поступило обращение Агентства лесного хозяйства .... от **/**/**** о принятии мер по защите нарушенного права собственности Российской Федерации на земли государственно лесного фонда.

К указанному обращению были приложены альбомы картографических материалов, содержащие сведения о пересечениях границ государственного лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленные Прибайкальским филиалом государственной инвентаризации лесов ФГУП «Рослесинфорг» (далее - Филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект»).

В силу статьи 3 Федерального закона от **/**/**** № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.

Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.

Статьей 91 Лесного кодекса предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр, при этом в соответствии со статьей 83 полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах.

Государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и не могли быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.

Статья 92 Лесного кодекса предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.

Кадастровый учет ведется по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.

В целях установления границ лесных земельных участков в соответствии с требованиями земельного и кадастрового законодательства между Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП «Рослесинфорг» был заключен государственный контракт от **/**/**** № Р-2К-12/1 по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о земельных (лесных) участках в границах лесничеств субъектов Российской Федерации, в рамках проведения мероприятий по землеустройству и землепользованию.

В результате проведенных Филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» работ по указанному государственному контракту границы земельных участков государственного лесного фонда были уточнены, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости, вместе с тем, произошло существенное уменьшение площади ранее учтенных земельных участков лесного фонда за счет незаконного выделения земельных участков лесного фонда, при условии постановки на кадастровый учет участков с иной категорией земель.

В отношении земельных участков, фактически расположенных в границах земель государственного лесного фонда, но поставленных на кадастровый учет с указанием иной категории были подготовлены соответствующие заключения о пересечении границ земель государственного лесного фонда с границами земель иных категорий, которые были направлены в Агентство лесного хозяйства .....

Вместе с тем, частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Лесным участком, в соответствии со статьей 7 Лесного кодекса РФ является земельный участок, границы которого определяются, в соответствии с проведенным лесоустройством (статья 67 Лесного кодекса РФ), а местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно, по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (статья 69 Лесного кодекса РФ).

Как следует их положений статьи 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.

По смыслу приведенной правовой нормы решения об образовании земельных (лесных) участков в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, принимаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Таким образом, в федеральном законе отсутствует прямое указание на возможность предоставления в собственность граждан земельных участков из состава лесного фонда.

Согласно статье 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.

В связи с вышеизложенным, Агентством лесного хозяйства .... сведения о выявленных нарушениях земельного и лесного законодательства были направлены в адрес Территориального управления.

Просит истребовать у Константинова Н.М., Константинову Е.М. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 974 кв.м., расположенный по адресу: ...., 5 км. автодороги Иркутск-Падь Мельничная, Садоводческое некоммерческое товарищество «Колобок», ...., уч. , по следующим координатам поворотных точек пересекаемой части земельного участка:

№ точки

Х

У

1

375440.44

3336094.83

2

375451.24

3336101.01

3

375454.39

3336102.82

4

375463.12

3336092.05

5

375455.78

3336073.71

6

375435.64

3336035.53

7

375411.65

3336054.39

8

375440.44

3336094.82

1

375440.44

3336094.83

истребовать у Дьячевой Т.Н. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 968 кв.м., расположенный по адресу: ...., 5 км. автодороги Иркутск-Падь Мельничная, Садоводческое некоммерческое товарищество «Колобок», ...., уч. , по следующим координатам поворотных точек пересекаемой части земельного участка:

№ точки

Х

У

1

375278.61

3335774.60

2

375299.92

3335755.79

3

375281.27

3335733.43

4

375259.81

3335751.76

1

375278.61

3335774.60

истребовать у Меркулова Н.Н. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 587 кв.м., расположенный по адресу: ...., 5 км. автодороги Иркутск-Падь Мельничная, Садоводческое некоммерческое товарищество «Колобок», ...., уч. , по следующим координатам поворотных точек пересекаемой части земельного участка:

№ точки

Х

У

1

375307.93

3335810.23

2

375330.72

3335793.72

3

375316.83

3335775.22

4

375313.92

3335773.97

5

375292.19

3335791.11

1

375307.93

3335810.23

истребовать у Мищенко Л.С., в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 024 кв. м., адрес (месторасположение): ...., 5 км дороги Мельничная Падь, садоводческое некоммерческое товарищество «Колобок», ...., уч. а по следующим координатам поворотных точек пересекаемой части земельного участка:

№ точки

X

У

1

375564.82

3336222.76

2

375578.87

3336197.43

3

375552.26

3336181.48

4

375541.54

3336199.46

5

375544.88

3336203.02

1

375564.82

3336222.76

истребовать у Кокая С.О. из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 850 кв. м., адрес (месторасположение): ...., 5 км дороги Иркутск - Мельничная Падь, садоводческое некоммерческое товарищество «Колобок», ...., уч. 26;

истребовать у Иванова Т.Г. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 968 кв. м., адрес (месторасположение): ...., 5 км автодороги Падь Мельничная, садоводческое некоммерческое товарищество «Колобок», ...., участок ;

истребовать у Кузаковой Г.И. из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 968 кв. м., адрес (месторасположение): ...., 5 км автодороги Иркутск - Падь Мельничная, садоводческое некоммерческое товарищество «Колобок»;

истребовать у Зинченко Е.О., в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок площадью 1 533 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: ...., 5-й км. автодороги Иркутск - Мельничная Падь, садоводческое некоммерческое товарищество «Колобок», ...., участок , по следующим координатам поворотных точек пересекаемой части земельного участка

№ точки

X

Y

1

375392.04

3336002.81

2

375410.28

3335988.57

3

375416.35

3335983.83

4

375398.01

3335957.34

5

375383.92

3335967.05

6

375385.91

3335980.32

1

372177.40

3334946.67

    В судебное заседание представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом.

Ответчики Мищенко Л.С., Кузаковой Г.И., представитель ответчиков Кокая С.О., Зинченко Е.О., Кузаковой Г.И., Дьячевой Т.Н., Константинову Е.М., Константинова Н.М. - Рутковская Н.Г., в судебном заседании исковые требования не признали, суду пояснили, что земельные участки находятся в собственности на законных основаниях, используются по назначению, границы земельных участков на местности определены, при этом в границах спорных земельных участков никаких лесных насаждений не имеется.

Ответчики Кокая С.О., Зинченко Е.О., Дьячевой Т.Н., Константинову Е.М., Константинова Н.М., Меркулова Н.Н., Иванова Т.Г. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса .... в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица администрации .... муниципального образования в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица СНТ «Колобок» в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом.

Третье лицо Кац Т.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.

Изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Нормами гражданского процессуального законодательства, в частности ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В силу п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Из ст.ст. 301 - 304 Гражданского кодекса РФ вытекает, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно правовым позициям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 32, 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума ВАС РФ от 29 апреля «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя статью 301 Гражданского кодекса РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса РФ, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.

В силу ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.

В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу ст.ст. 77, 83 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ст. 101 Земельного кодекса РФ).

Исходя из ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности Российской Федерации. Органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности.

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что на основании постановления мэра .... муниципального образования от **/**/**** Кац Т.Ф. из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно для ведения садоводства, был предоставлен земельный участок по адресу: ...., 5 км. автодороги Иркутск-Падь Мельничная, Садоводческое некоммерческое товарищество «Колобок», ...., уч. . Согласно договору купли-продажи от **/**/**** Кац Т.Ф. продала спорный земельный участок Константинову Е.М., Константинова Н.М. по ? доли каждому.

На основании постановления мэра .... муниципального образования от **/**/**** Мищенко Л.С. из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно для ведения садоводства, был предоставлен земельный участок по адресу: ...., Садоводческое некоммерческое товарищество «Колобок», ...., уч. а.

На основании постановления мэра .... муниципального образования от **/**/**** Кокая С.О. из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно для ведения садоводства, был предоставлен земельный участок по адресу: ...., Садоводческое некоммерческое товарищество «Колобок», ...., уч. .

На основании постановления мэра .... муниципального образования от **/**/**** Зинченко Е.О. из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно для ведения садоводства, был предоставлен земельный участок по адресу: ...., Садоводческое некоммерческое товарищество «Колобок», ...., уч. .

На основании постановления мэра .... муниципального образования от **/**/**** Кузакову А.К. из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно для ведения садоводства, был предоставлен земельный участок по адресу: ...., Садоводческое некоммерческое товарищество «Колобок», ...., уч. . Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от **/**/**** собственником спорного земельного участка является Кузаковой Г.И.

На основании постановления мэра .... муниципального образования от **/**/**** Иванова Т.Г. из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно для ведения садоводства, был предоставлен земельный участок по адресу: ...., Садоводческое некоммерческое товарищество «Колобок», ...., уч. .

На основании постановления мэра .... муниципального образования от **/**/**** Меркулова Н.Н. из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно для ведения садоводства, был предоставлен земельный участок по адресу: ...., Садоводческое некоммерческое товарищество «Колобок», ...., уч. .

На основании постановления мэра .... муниципального образования от **/**/**** Дьячевой Т.Н. из земель сельскохозяйственного назначения в собственность бесплатно для ведения садоводства, был предоставлен земельный участок по адресу: ...., Садоводческое некоммерческое товарищество «Колобок», ...., уч.

Из представленных по запросу суда дел правоустанавливающих документов на спорные земельные участки следует, что право собственности на участки зарегистрировано за ответчиками в установленном законом порядке.

    Из представленных в материалы дела кадастровых паспортов на спорные земельные участки следует, что земельным участкам поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера.

Участки поставлены на кадастровый учет с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения садоводства. Границы участков установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что также следует из кадастровых паспортов на земельные участки, кадастровых дел.

Данные государственного кадастрового учета в установленном законом порядке никем не оспорены. При этом из кадастровых паспортов, кадастровых дел на спорные земельные участки следует, что они были образованы из земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего СНТ «Колобок».

Судом установлено, что на основании решения исполнительного комитета .... совета народных депутатов от **/**/**** .1 Иркутскому городскому обществу многодетных семей под садоводство «Колобок» был отведен земельный участок площадью 40 га лесов 1 группы, расположенный в районе автодороги Иркутск-Мельничная Падь на землях совхоза «Кайский» Баклашинского лесничества, Иркутского Мехлесхоза в кварталах 21,26 выдан Государственный акт.

Согласно постановлению главы .... муниципального образования от **/**/**** предварительно было согласовано увеличение площади СНТ «Колобок» на основании результатов проводимой инвентаризации, по факту реально занимаемых земель, на участке, площадью 76,7 га., расположенном в кварталах №,26 Кайского лесничества на участке Мельничная Падь, изъятых из состава земель лесного фонда.

Согласно экспертному заключению спорные земельные участки полностью входят в границы, освоенного СНТ «Колобок», земельного участка площадью 76,7 га, изъятого из земель лесного фонда. Наложение границ земельных участков СНТ «Колобок» на земли других категорий нет.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 7 Федерального закона РФ от **/**/**** № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 9 ст. 3 Федерального закона РФ от **/**/**** № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации»).

Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона от **/**/**** № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона № 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом № 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Совокупность представленных в материалы дела доказательств позволяет суду прийти к выводу, что отвод земельного участка под организацию СНТ «Колобок» был осуществлен в соответствии с положениями действующего на тот момент законодательства.

В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.

Согласно п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в настоящее время право собственности ответчиков на спорные земельные участки зарегистрировано в порядке, установленном законом, и никем не оспорено. Доказательств, порочащих регистрацию права ответчика на земельный участок, истцом суду не представлено. При этом границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о координатах внесены в государственный кадастр недвижимости. Данные государственного кадастрового учета также никем не оспорены и не признаны недействительными.

Согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Заявляя требования об истребовании спорных земельных участков из чужого незаконного владения ответчиков, истец в обоснование требований представляет заключения ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.

Вместе с тем, суд в отсутствие иных доказательств, подтверждающих доводы истца, критически оценивает представленные в материалы дела заключения ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, поскольку оно не содержит каких-либо сведений, на основании которых сделаны приведенные в них выводы о нахождении спорных земельных участков в границах земельного участка лесного фонда; документы, подтверждающие наличие у должностных лиц, от которых исходят данные документы, специальных познаний, с помощью которых сделаны приведенные в нем выводы, суду не представлены.

Данные заключения ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» заключением эксперта не является, и не может безусловно свидетельствовать о наложении границ земельного (лесного) участка на земельный участок ответчика. Указанные заключения были получены в результате государственного контракта, т.е. получено в результате проведения работ картометрическим методом, без выезда на место и определения на местности координат спорного земельного участка и их сопоставления с координатами границ земельного участка лесного фонда.

    Рассмотрение данного спора связано с разрешением вопроса о принадлежности спорного участка истцу, что невозможно без точного определения границ. При таких обстоятельствах, вопрос о фактическом местоположении границ участка лесных земель, находящегося в собственности Российской Федерации, подлежал разрешению при проведении землеустроительной экспертизы. Однако ходатайство о проведении землеустроительной экспертизы истцом не заявлено, представленные представителем стороной ответчика доказательства, истцом не опровергнуты.

Из представленных доказательств не представляется возможным провести сопоставление границ спорного земельного участка и земельного участка лесного фонда.

В качестве обоснования исковых требований истец также ссылается на то, что в целях установления границ земельных участков лесного фонда, Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП «Рослесинфорг» был заключен государственный контракт № Р-2К-12/1 от **/**/****.

В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом «О государственном кадастре недвижимости». В рамках указанного контракта филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» границы земельных участков лесного фонда были уточнены и поставлены на государственный кадастровый учет.

В соответствии с ч. 2 ст. 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

Согласно ч. 1 ст. 716 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Таким образом, при установлении пересечений границ земельных участков органом кадастрового учета было бы принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - ФЗ от **/**/****, а в дальнейшем - решение об отказе в осуществлении кадастрового учета (если бы не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, п. 6 ч. 2 ст. 27 ФЗ ).

Наличие пересечений границ земельных участков исключает возможность корректного отображения местоположения земельных участков в государственном кадастре недвижимости.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что уточнение границ лесных участков по Контракту осуществлялось в отсутствие пересечений границ земельных участков. Основания для приостановления осуществления кадастрового учета, а также отказа в осуществлении кадастрового учета отсутствовали, каких-либо споров о местоположении границ спорных земельных участков при проведении кадастровых работ по уточнению границ и внесению сведений в ГКН сведений о местоположении границ спорных земельных участков у сторон не было.

В данном случае карты-схемы, составленные по результатам проведения лесоустройства, при наличии кадастрового паспорта смежного земельного участка не являются безусловным и достаточным доказательством факта наложения такого участка на лесной участок, в связи с чем, суд находит недоказанным факт нахождения спорных земельных на землях лесного фонда.

Таким образом, на момент рассмотрения судом настоящего гражданского дела спорные земельные участки находятся в собственности ответчиков на основании акта органа местного самоуправления, при этом право собственности на данные земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке и не оспорено. Правоустанавливающие документы, послужившие основанием для возникновения права на данный земельный участок, в установленном законом порядке не оспорены.

Фактически в ходе рассмотрения дела по существу истцом не было доказано отнесение земельных участков, принадлежащих ответчикам, к землям лесного фонда, как и не был доказан факт и объем нарушения ответчиками прав Российской Федерации на владение, пользование и распоряжение участком лесного фонда.

При установленных обстоятельствах, имеющихся в материалах дела доказательствах, суд приходит к выводу, что истцом не доказано право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, факт незаконного владения ответчиков данными земельными участками, зарегистрированные права собственности на земельные участки не оспорены в установленном порядке, факт наложения на земельный участок лесного фонда не нашел подтверждения в суде.

При формировании земельного участка лесного фонда, границы которого ранее не были определены, не были учтены ранее возникшие права на земельный участок, предоставленный для ведения садоводства, который фактически существовал и использовался по назначению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... к Кокая С.О., Меркулова Н.Н., Мищенко Л.С., Зинченко Е.О., Константинова Н.М., Константинову Е.М., Дьячевой Т.Н., Иванова Т.Г., Кузаковой Г.И. об истребовании имущества из чужого незаконного владения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:                                 О.П. Коткина

2-3520/2016 ~ М-2661/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Росимуществом
Ответчики
Иванова Тамара Григорьевна
Меркулова Наталья Николаевна
Кузакова Галина Ивановна
мищенко Л.С.
Дьячева Т.Н.
Константинова Наталья Михайловна
Кокая С.О.
Зинченко Е.О.
Другие
Агентство лесного хозяйства ИО
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Коткина О.П.
Дело на странице суда
irkutsky--irk.sudrf.ru
10.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2016Передача материалов судье
13.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.05.2016Предварительное судебное заседание
04.08.2016Предварительное судебное заседание
16.11.2016Производство по делу возобновлено
16.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2016Судебное заседание
13.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее