Докладчик Степанова З.А. Апелляционное дело № 33а-5160/2019
Судья Соловьева К.А.
УИД 21RS0014-01-2019-000307-93
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 ноября 2019 года город Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Карлинова С.В.,
судей Степановой З.А., Филимоновой Ир.В.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению прокурора Урмарского района к администрации Урмарского района о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по оплате труда за осуществление функций контрактных управляющих и обязании устранить допущенные нарушения действующего законодательства, выразившиеся в непринятии мер по оплате труда за осуществление функций контрактных управляющих в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поступившее по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Урмарского района Чувашской Республики на решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 28 августа 2019 года.
установила:
Прокурор Урмарского района ЧР обратился в суд с учетом уточнений (в порядке ст. 39 КАС РФ) с административным иском к администрации Урмарского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по оплате труда директоров муниципальных общеобразовательных учреждений Урмарского района Чувашской Республики за осуществление ими в период с 23.01.2014 по 28.08.2018 функций контрактных управляющих и обязании устранить допущенные нарушения действующего законодательства в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Урмарского района Чувашской Республики проверки исполнения администрацией Урмарского района Чувашской Республики требований трудового законодательства и Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что на территории Урмарского района Чувашской Республики расположено 16 общеобразовательных учреждений, которые являются участниками контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Приказом начальника отдела образования и молодежной политики администрации Урмарского района Чувашской Республики Соколова Ю.В. № 6 «к» от 23.01.2014 г. функции контрактных управляющих в учреждениях, подведомственных отделу образования и молодежной политики администрации Урмарского района, были возложены на руководителей соответствующих образовательных учреждений, которые исполняют свои основные обязанности, предусмотренные профессиональным стандартом на основании соответствующих трудовых договоров, заключенных с администрацией Урмарского района. Однако осуществление функций и полномочий контрактного управляющего не были предусмотрены уставами образовательных организаций и трудовыми договорами, заключенными с директорами школ.
По факту выявленных нарушений действующего законодательства со стороны административного ответчика прокуратурой Урмарского района 28.02.2019 г. в адрес административного ответчика внесено представление под исходящим № 03-04-2019 об устранении нарушений федерального законодательства, на которое получен ответ о том, что указанные в представлении нарушения приняты к сведению. Проведенной позже проверкой установлено, что администрацией Урмарского района Чувашской Республики до настоящего времени не приняты меры по оплате труда за исполнение функций контрактных управляющих. Указывает, что бездействием администрации Урмарского района Чувашской Республики нарушаются трудовые права руководителей (директоров) общеобразовательных учреждений Урмарского района Чувашской Республики, а именно, нарушается право на оплату труда за осуществление ими в период с 23.01.2014г. по 28.08.2018 г. функций контрактных управляющих.
В судебном заседании зам. прокурора Урмарского района Чувашской Республики Казаков Ю.А. административный иск поддержал в полном объеме и просит его удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации Урмарского района Чувашской Республики Михайлова Н.Ю. административный иск не признала и просила в его удовлетворении отказать по мотивам, изложенным в отзыве на иск, из которого следует, что в период с января 2014 г. по август 2018 г. обязанности контрактных управляющих фактически выполняла ведущий юрисконсульт управления образования и молодежной политики администрации Урмарского района Яковлева М.И., в связи с чем, изменения в трудовые договора руководителей образовательных учреждений не вносились, а также не был урегулирован вопрос по выплатам за выполнение функций контрактного управляющего.
С сентября 2018 г. внутренними приказами образовательных учреждений функции контрактных управляющих возложены на директоров образовательных учреждений, при этом они с заявлениями о необходимости установления доплат за исполнение данных обязанностей за период с января 2014 г. по август 2018 г. в администрацию Урмарского района или в Управление образования и молодежной политики не обращались. Более того, от них имеются заявления от 09.04.2019 о том, что претензий указанных выплат за период с января 2014 г. по август 2018 г. они не имеют. Кроме того, выделение денежных средств с бюджета текущего года для оплаты возложенных обязанностей контрактного управляющего за период с января 2014г. по август 2018 г. не предусмотрено, поскольку денежные средства на вышеуказанные цели выделяются с республиканского бюджета, фонд оплаты труда является фиксированным и определяется на один календарный год, то есть, выплата указанных сумм повлечет нецелевое расходование денежных средств бюджета Урмарского района.
Представитель Управления образования и молодежной политики администрации Урмарского района Яковлева М.И. суду пояснила, что она работает ведущим юрисконсультом в управлении образования и молодежной политики администрации Урмарского района. В период с января 2014 г. по август 2018 г. обязанности по разработке, внесению изменений в план закупок, план-график, подготовке и размещению в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов по образовательным учреждениям, возложенные на контрактных управляющих, фактически выполняла она.
Решением Урмарского районного суда Чувашской Республики от 28 августа 2019 года постановлено:
«Признать незаконным бездействие администрации Урмарского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по оплате труда директоров муниципальных общеобразовательных учреждений Урмарского района Чувашской Республики за осуществление ими в период с 23.01.2014 г. по 28.08.2018 г. функций контрактных управляющих.
Обязать администрацию Урмарского района Чувашской Республики устранить допущенные нарушения действующего законодательства, выразившиеся в непринятии мер по оплате труда директоров муниципальных общеобразовательных учреждений Урмарского района Чувашской Республики за осуществление ими в период с 23.01.2014 г. по 28.08.2018 г. функций контрактных управляющих в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда».
С данным решением суда не согласилась администрация Урмарского района Чувашской Республики и подала апелляционную жалобу на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности. По мнению автора жалобы, судом не приняты во внимание достоверно установленные доказательства, не дана оценка их доводам. Администрацией представлены документы, свидетельствующие о том, что в указанный период руководители общеобразовательных организаций обязанности контрактных управляющих не исполняли, претензий по выплате за осуществление функций контрактных управляющих, за заявленный период не имеют. Также судом не приняты во внимание объяснения ведущего юрисконсульта управления образования и молодежной политики администрации Урмарского района Яковлевой М.И., которая указала, что в указанный период основные обязанности контрактных управляющих, возложенные на руководителей общеобразовательных учреждений, фактически выполняла она. Также указывает, что на момент вынесения решения вопрос по согласованию с директорами об увеличении объема работ и размера доплаты был урегулирован.
В возражении на апелляционную жалобу заместитель прокурора Урамарского района Чувашской Республики Казаков Ю.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика - администрации Урмарского района Чувашской Республики Михайлова Н.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Управления образования и молодежной политики администрации Урмарского района Яковлева М.И. суду пояснила, что она работает ведущим юрисконсультом в управлении образования и молодежной политики администрации Урмарского района. В период с января 2014 г. по август 2018 г. обязанности по разработке, внесению изменений в план закупок, план-график, подготовке и размещению в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов по образовательным учреждениям, возложенные на контрактных управляющих, фактически выполняла она.
Представитель прокуратуры Чувашской Республики Денисова Е.П. просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме ( ч.8 ст.226 КАС РФ).
Согласно п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу ч.1 ст.221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 37 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются: стороны; заинтересованные лица; прокурор; органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.
Согласно п.3 ч.3 ст.135 КАС РФ одной из задач суда при подготовке дела к судебному разбирательству является разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
Административный иск прокурором заявлен в интересах неопределенного круга лиц.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь к участию в деле, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них.
Из текста административного искового заявления следует, что административный истец - прокурор Урмарского района Чувашской Республики оспаривает бездействие администрации Урмарского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по оплате труда директоров 16 муниципальных образовательных учреждений Урмарского района Чувашской Республики за осуществление ими в период с 23.01.2014 по 28.08.2018 функций контрактных управляющих.
В ходе рассмотрения дела, суд по ходатайству административного ответчика опросил трех директоров общеобразовательных учреждений в качестве свидетелей.
Между тем, суд первой инстанции, разрешая требования по существу и возложив на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения действующего законодательства, выразившиеся в непринятии мер по оплате труда директоров муниципальных общеобразовательных учреждений Урмарского района Чувашской Республики за осуществление ими в период с 23.01.2014 г. по 28.08.2018г. функций контрактных управляющих, не привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц директоров школ, осуществлявших в заявленный период функций контрактных управляющих, тогда как принятое по настоящему делу решение непосредственно затрагивает права и интересы указанных лиц.
В силу п.3 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае: рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Указанные обстоятельства являются основанием к отмене решения и направлению дела на новое рассмотрение в суде первой инстанции (п. 3 ст. 309 КАС РФ).
Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение, и суд апелляционной инстанции не вправе предрешить существо решения, которое должно быть принято судом, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.
Руководствуясь ст.ст. 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 28 августа 2019 года отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи З.А. Степанова
Ир.В. Филимонова