Дело в 1-й инст.№2-1834/2019 Судья суда 1 инстанции Пекаринина И.А.
Дело апел. инст. №33-3945/2019 Судья-докладчик в суде апелляционной
инстанции Анашкина И.А.
категория 2.209
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 ноября 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Устинова О.И.,
судей Сулеймановой А.С., Анашкиной И.А.,
при секретаре Снимщиковой А.Р.,
с участием прокурора Берловой Е.В.,
представителя ответчика Департамента образования и науки города Севастополя Скибы М.С.,
представителя ответчика ГБДОУ ДС № 124 Лиморенко М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нахимовского района города Севастополя к Государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Севастополя «Детский сад № 124» (далее - ГБДОУ ДС № 123), Департаменту образования и науки города Севастополя, об обязании к совершению определенных действий,
с апелляционной жалобой ответчика Департамента образования и науки города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 6 августа 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Нахимовского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБДОУ ДС № 124 о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства», а также обязать Департамент образования и науки города Севастополя (далее - Департамент образования) профинансировать расходы по устранению выявленных нарушений.
В обоснование исковых требованиях указал, что в ходе проведенной в марте 2019 года прокуратурой района проверки выявлено, что в нарушение пункта 5.5 СанПиН 2.3.6.1079-01 «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила» внутренняя отделка пищеблока не позволяет качественно проводить текущую и генеральную уборку. Согласно акту осмотра технического состояния пищеблока от 24 мая 2019 года в помещении пищеблока отсутствует часть кафеля на полу и стенах; выявлены трещины, грибок, плесень на потолке; деформация кафеля; коррозия и ржавчина железных элементов пола, что требует проведения капитального ремонта. Выявленные нарушения не устранены.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 06 августа 2019 года исковые требования прокурора удовлетворены, на ГБДОУ ДС № 124 возложена обязанность привести внутреннюю отделку помещений пищеблока в техническое состояние в соответствие с пунктом 5.5 СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовление и оборотоспособность в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», путем проведения капитального ремонта. Департамент образования обязан профинансировать расходы в необходимых объемах на проведение капитального ремонта с целью привидения внутренней отделки помещений пищеблока в техническое состояние в соответствие с пунктом 5.5 СанПиН 2.3.6.1079-01 «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила».
В апелляционной жалобе ответчик Департамент образования просит отменить решение суда первой инстанции, приняв по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что суд первой инстанции не принял во внимание предписание Роспотребнадзора от 26 июля 2019 года, которым установлен срок до 26 июля 2020 года для устранения выявленных нарушений законодательства РФ в сфере эпидемиологического благополучия населения. Кроме того, суд первой инстанции не принял к сведению в качестве доказательства приказ Департамента образования и науки города Севастополя от 24 июня 2019 года, согласно которому финансирование ГБДОУ ДС № 124 Департаментом образования запланировано на 2020 год, что также не противоречит предписанию. Ремонт ГБДОУ ДС № 124 запланирован на летний (каникулярный) период 2020 года после издания приказа о перераспределения контингента в разные образовательные учреждения для обеспечения присмотра и ухода за обучающимися.
ГБДОУ ДС № 124 представило отзыв, в котором поддержало доводы апелляционной жалобы.
Прокурором поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Департамента образования апелляционную жалобу поддержала, просила суд отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, пояснила, что после вступления решения в законную силу и обращения его к принудительному исполнению у Департамента и образовательного учреждения будет пять дней на добровольное исполнение. Исполнить решение суда в такой срок не представляется возможным. Кроме того, проведение капитального ремонта требует распределение обучающихся по другим образовательным учреждениям.
Представитель ответчика ГБДОУ ДС № 124 в судебном заседании поддержала апелляционную жалобу по доводам, аналогичным приведенным представителем Департамента образования, а также изложенным в ранее представленном отзыве.
Прокурор в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное.
Выслушав явившихся участников, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению апелляционной жалобы ввиду следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Нахимовского района города Севастополя в ГБДОУ ДС № 124 в марте 2019 года проведена проверка соблюдения требований законодательства при организации питания несовершеннолетних.
В ходе проведенной прокуратурой Нахимовского района города Севастополя проверки выявлено, что в нарушение требований СанПиН 2.3.6.1079-01 «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила» внутренняя отделка пищеблока не позволяет качественно проводить текущую и генеральную уборку, в пищеблоке для приготовления блюд используется кухонная посуда с отбитыми краями, деформированная, пищевые продукты и сырье: мясо и птица замороженные, овощи сырые хранятся без маркировочных ярлыков, уборочный инвентарь не имеет четкой маркировки, находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, не выделено место для его хранения. В нарушение статьи 3 Федерального закона от 2 января 2000 года № 29- ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», п. 5 части 4.12 статьи 4 Технического регламента Таможенного Союза ТРТС 022/2011 Комиссии Таможенного Союза от 09 декабря 2011 № 88, установлен факт хранения мяса в количестве 97,6 кг и яиц в количестве 240 штук без маркировки. Температурный режим при хранении яиц не контролировался. Отсутствовали термометры в морозильных камерах для хранения продукции животного происхождения, что является нарушением части 7 статьи 17 Технического регламента Таможенного Союза ТРТС 021/2011 «О безопасности и качестве пищевой продукции». Выявлено хранение с истекшим сроком крупы пшеничной «Артек» изготовитель ООО «Осавиахим», что является нарушением требований статьи 3 Федерального закона от 2 января 2000 года № 29- ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Руководителю образовательного учреждения прокурором района внесено Представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Установлен месячный срок для принятия мер к устранению выявленных нарушений законодательства.
Согласно акту осмотра технического состояния пищеблока ГБДОУ СД № 124 от 24 мая 2019 года выявлены следующие дефекты: коррозия, ржавчина железных элементов на полу, отсутствие кафеля фрагментарно на полу и стенах; на потолке грибок и трещины, местами обсыпается штукатурка; недостатки в работе инженерных систем водопровода и канализации; вытяжка не работает; электропроводка требует ремонта, не выдерживает нагрузки; наличие трещин в облицовочных кафелем стенах, прогибов и другие деформации, а также их переувлажнение. С 1981 года капитальный ремонт пищеблока не проводился.
То есть выявленные нарушения не устранены.
Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья.
В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» несовершеннолетние имеют право на санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.
Пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктами 1, 4, 7 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии заявления».
Согласно статье 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования, является Департамент образования и науки города Севастополя (пункт 1 Положения о Департаменте образования, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя № 828-ПП от 01 сентября 2016 года).
В силу статьи 1, части 1 статьи 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Постановлением Главного государственного санитарного врача от 8 ноября 2001 г. № 31 с 1 февраля 2002 г. введены в действие санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 г. (пункт 1).
Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.3.6.1079-01 данные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Пунктом 5.5. СанПиН предусмотрено, что стены производственных помещений на высоту не менее 1,7 м отделываются облицовочной плиткой или другими материалами, выдерживающими влажную уборку и дезинфекцию. Потолки оштукатуриваются и белятся или отделываются другими материалами. Полы выполняются из ударопрочных материалов, исключающих скольжение, и имеют уклоны к сливным трапам.
Окраска потолков и стен производственных и вспомогательных помещений кондитерских цехов производится по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Вышеназванные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана, в том числе с организацией питания населения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что администрацией ГБДОУ ДС № 124 допущены существенные нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Вывод суда первой инстанции о том, что финансирование должно обеспечивать Департамент образования является правильным и согласуется с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
При этом ответчики не оспаривают наличие выявленных нарушений, обязанность по их устранению и финансированию мероприятий по устранению, а также неустранение выявленных нарушений на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, а равно и на сегодняшний день.
Исходя из установленных обстоятельств, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и постановил решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства в пределах заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что финансирование капитального ремонта пищеблока заложено на 2020 год, не может повлечь отмену или изменение вынесенного судебного решения, поскольку не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него обязанности по обеспечению соблюдения требований законодательства. При этом ответчики не лишены возможности обратиться в суд за предоставлением отсрочки исполнения судебного решения в порядке, предусмотренном статьями 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В целом апелляционная жалоба не содержат правовых оснований к отмене решения суда первой инстанции, основаны на субъективном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и оценкой представленных по делу доказательств и отсутствие оснований у суда апелляционной инстанции для переоценки этих доказательств.
Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые бы являлись безусловными основаниями к отмене решения.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 6 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента образования и науки города Севастополя - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий: О.И. Устинов
Судьи: А.С. Сулейманова
И.А. Анашкина