Решение
Именем Российской Федерации
7 марта 2017 г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Паскаля Н.С., при секретаре судебного заседания Уллубиеве К.К., с участием представителя истца – Ашурбековой Э.Э., ответчика Полякова А.С. и его представителя Каллаевой Л.Г., рассмотрев гражданское дело № 2-40/2017 по исковому заявлению начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» к военнослужащему войсковой части № <данные изъяты> Полякову А.С. о возмещении материального ущерба,
установил:
начальник Федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» (далее – управление финансового обеспечения) обратился в суд с исковым заявлением, вкотором просил привлечь Полякова А.С. к ограниченной материальной ответственности на сумму <данные изъяты> руб. В обоснование исковых требований истец указал, что Поляков А.С. в период временного исполнения обязанностей командира войсковой части № издал приказ от ДД.ММ.ГГГГ № о выплате военнослужащим указанной воинской части денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за <данные изъяты> годы. При этом врезультате аудиторской проверки войсковой части № было выявлено, что отдельные военнослужащие не имели права на получение названной денежной компенсации, так как они не были в установленном порядке признаны нуждающимися вполучении служебных жилых помещений и поставлены на учёт в территориальном отделении Федерального государственного казенного учреждения «<данные изъяты> региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – «<данные изъяты>»).
В судебном заседании представитель истца – Ашурбекова Э.Э. поддержала заявленные исковые требования к Полякову А.С. по основаниям, указанным в исковом заявлении, и просила удовлетворить исковые требования в полном объёме.
В судебном заседании ответчик Поляков А.С. и его представитель Каллаева Л.Г. исковые требования непризнали, просили отказать в их удовлетворении и полностью поддержали свои письменные возражения на исковое заявление. При этом Поляков А.С. указал на то, что представленным актом аудиторской проверки его вина в причинении ущерба государству не установлена, и полагал, что в целях всестороннего и правильного установления всех обстоятельств, имеющих значение для привлечения военнослужащего к материальной ответственности, подлежало обязательному назначению проведение административного расследования.
Ответчик считает, что на основании изданного им приказа выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за <данные изъяты> годы производилась всоответствии с установленным порядком на основании представленных военнослужащими документов, а поскольку подтверждения наличия свободных служебных жилых помещений, отвечающих установленным нормам, не имелось, следовательно, реальный ущерб не причинен, в связи с чем отсутствуют основания дляпривлечения его к материальной ответственности.
Поляков А.С. указывает на то, что решение о выплате военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений принималось наосновании исчерпывающего перечня документов, предусмотренного Инструкцией, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем, у командования правовых оснований для истребования отвоеннослужащих каких-либо дополнительных документов не имелось.
В связи с изложенным ответчик и его представитель полагают, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на основании изданного Поляковым А.С. приказа была произведена правомерно, в установленном порядке и каких-либо умышленных действий, направленных на причинение воинской части материального ущерба и незаконное расходование денежных средств, не имелось.
Также Поляков А.С. обращает внимание на то, что на основании заключенного договора на обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ № управление финансового обеспечения осуществляло финансово-экономическое обеспечение войсковой части №, при этом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год управление финансового обеспечения каких-либо замечаний по поводу представленных на согласование проектов приказов командира воинской части, в том числе о незаконности и необоснованности выплат указанной денежной компенсации не выдвигало. К тому же в ДД.ММ.ГГГГ годы проводились проверки деятельности командования войсковой части 20527 ревизионной комиссией, входе которых нарушений также выявлено не было.
Кроме того, по мнению Полякова А.С., исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление, поскольку начальник управления финансового обеспечения не является по отношении к нему (Полякову А.С.) командиром (начальником), в связи с чем исковое заявление подлежит оставлению безрассмотрения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, а также исследовав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что заявленные к ответчику Полякову А.С. исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений впорядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу поконтракту, и членам их семей (далее – Положение), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 (вредакции, действовавшей до 30 сентября 2015 г.), в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счёт средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. №989 в п. 2 Положения было внесено уточнение о необходимости заключения вышеуказанного договора найма (поднайма) жилья исключительно в письменной форме. Кроме того, названный пункт Положения был дополнен абзацем, согласно которому денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Из п. 11 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от31декабря 2004 г. № 909, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. № 235 и действовавшей в период с 8 августа 2005 г. по17октября 2016 г., следует, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивалась военнослужащим и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
При этом согласно п. 14 указанной Инструкции выплата данной денежной компенсации производилась со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором указывались: дата начала найма (поднайма) жилья, дата прибытия членов семьи кновому месту военной службы (регистрации по месту жительства или пребывания), наименование населенного пункта, в котором производился наем (поднаем) жилого помещения, размер фактической оплаты за жилое помещение, а также принималось обязательство сообщить командиру воинской части (начальнику организации) опрекращении действия права на получение денежной компенсации или права наполучение её в повышенных размерах. Кроме того, в том же пункте имелся перечень документов, на основании которых принималось решение о выплате указанной компенсации.
В соответствии с п. 2 и п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту вВооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010г. № 1280, для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают соответствующее заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладывается ряд документов, втом числе справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы, на основании которых эти военнослужащие включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. № 1455 уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации повопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований вышеуказанной Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010г. № 1280, определён Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в частности, через «<данные изъяты>».
Из приведённых выше норм следует, что обязательными условиями для выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения являются признание военнослужащего в установленном порядке нуждающимся вслужебном жилом помещении и осуществление им найма (поднайма) жилого помещения.
При этом те обстоятельства, что указание на то, что данная денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но неранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, вкотором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих всписки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, было введено в Положение только постановлением Правительства Российской Федерации от18 сентября 2015 г. № 989, а перечень документов, на основании которых принималось решение о выплате указанной компенсации, содержащийся в Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. №235, не предусматривал необходимость предоставления документа, подтверждающего факт признания нуждающимся в служебных жилых помещениях, несвидетельствуют о правомерности выплаты указанной денежной компенсации военнослужащим, не состоящим на учёте нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Вместе с этим требования о признании военнослужащего в установленном порядке нуждающимся в служебном жилом помещении и принятии насоответствующий жилищный учёт вытекали из норм действовавшего законодательства на момент спорных правоотношений по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями, так как денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений предусмотрена в качестве дополнительного варианта решения жилищной проблемы военнослужащего при отсутствии свободных жилых помещений.
Между тем Поляковым А.С., ответственным за принятие решения о выплате военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, необходимое условие для выплаты указанной компенсации, а именно факт признания таких военнослужащих нуждающимися в получении служебных жилых помещений и принятия их на соответствующий жилищный учёт, не проверялся.
При этом обязанность по проверке сведений о состоянии на жилищном учёте военнослужащих, получающих денежную компенсацию, вопреки мнению ответчика, возложена именно на командование воинских частей.
Так, в соответствии с указаниями начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – Первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ от командиров воинских частей было потребовано организовать согласование документов военнослужащих, изъявивших желание ежемесячно получать денежную компенсацию с Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (территориальными органами жилищного обеспечения) и не допускать расходования денежных средств накомпенсацию за наем (поднаем) жилья при наличии свободных служебных помещений, отвечающих установленным нормам.
Вышеуказанный вывод также подтверждается приказанием начальника штаба – первого заместителя командующего войсками <данные изъяты> военного округа от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому для подготовки проектов приказов овыплате денежной компенсации командирам воинских частей необходимо ежемесячно с20по25 число обеспечить прибытие представителей воинских частей в жилищный орган для проведения сверки по военнослужащим, получающим денежную компенсацию и состоящим на учёте в реестре нуждающихся в обеспечении жильем.
Согласно ст. 29 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащие привлекаются к материальной ответственности заматериальный ущерб, причиненный по их вине государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», основания и порядок привлечения военнослужащих кматериальной ответственности за ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, определяются Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О материальной ответственности военнослужащих».
По смыслу п. 1 ст. 1 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» под материальной ответственностью военнослужащих понимается предусмотренная законом обязанность возместить в денежной форме причиненный военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы ущерб имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, наусловиях, в размере и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 2 и п. 1 ст. 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность только запричиненный по их вине реальный ущерб, под которым, в частности, понимаются излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер кпредотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
Приведённые положения Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» согласуются с требованиямист. 33 и ст. 75 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, по смыслу которых командир воинской части является единоначальником и несёт персональную ответственность запринятые им решения, изданные приказы и распоряжения.
В судебном заседании установлено, что в период временного исполнения Поляковым А.С. обязанностей командира войсковой части № им был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № о выплате военнослужащим указанной воинской части денежной компенсации за наем жилых помещений за <данные изъяты> годы.
В ходе проведения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аудиторской проверки (акт от ДД.ММ.ГГГГ) деятельности войсковой части № по порядку выплаты военнослужащим указанной воинской части денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений было выявлено, что отдельным военнослужащим, непризнанным вустановленном порядке нуждающимися в получении служебных жилых помещений, а соответственно, не имеющим права на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, произведена выплата указанной денежной компенсации <данные изъяты> годы на общую сумму <данные изъяты> (с учётом двух аудиторских заключений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ).
При этом на основании вышеуказанных приказов врио командира войсковой части №, подписанных Поляковым А.С., произведена выплата указанной денежной компенсации <данные изъяты> годы следующим военнослужащим войсковой части №: ФИО7 – за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ФИО8 – за период ДД.ММ.ГГГГ; ФИО9 – за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ФИО5 – за ДД.ММ.ГГГГ; ФИО10 – за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ФИО6 – в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ответу начальника территориального отделения «<данные изъяты>» (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7 признан нуждающимся вполучении служебных жилых помещений и принят насоответствующий жилищный учёт с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5. – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 – со ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 – с ДД.ММ.ГГГГ
Как усматривается из расчёта взыскиваемой денежной суммы, копий расчётно-платежных ведомостей № и №, а также иных исследованных всудебном заседании доказательств на основании изданного Поляковым А.С. приказа вышеуказанным военнослужащим войсковой части № неправомерно выплачена денежная компенсация занаем (поднаем) жилых помещений на общую сумму <данные изъяты>
При этом, вопреки доводам ответчика и его представителя, проведение административного расследования в данном случае в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» не являлось обязательным, поскольку ущерб государству, причинённый неправомерными действиями ответчика, был установлен аудиторской проверкой, что также подтвердилось в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со справкой начальника управления финансового обеспечения отДД.ММ.ГГГГ №, сумма одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет Полякова А.С. составляет <данные изъяты> руб., что ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.
Так как выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений произведена на основании изданного ответчиком приказа в отношении вышеуказанных военнослужащих за периоды, когда они не были признаны в качестве нуждающихся вполучении служебных жилых помещениях и не состояли на соответствующем жилищном учёте, и повлекла излишние денежные выплаты на общую сумму <данные изъяты>, что по смыслу ст. 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» является реальным ущербом для воинской части, то суд приходит квыводу, что иск начальника управления финансового обеспечения о привлечении Полякова А.С. к ограниченной материальной ответственности в размере одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет всоответствии с п. 3 ст. 4 указанного Федерального закона подлежит удовлетворению.
При этом доводы ответчика о том, что начальник управления финансового обеспечения не имеет полномочий на подписание и предъявление данного искового заявления, в связи с чем исковое заявление подлежит оставлению безрассмотрения, являются несостоятельными последующим основаниям.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Обобороне» имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится уних направах хозяйственного ведения и оперативного управления.
Положением об управлении финансового обеспечения, утверждённым Министром обороны Российской Федерации, установлено, что управление финансового обеспечения является юридическим лицом, а его имущество формируется за счёт средств федерального бюджета и имущества, закреплённого за ним на праве оперативного управления.
Поэтому денежные средства, выданные военнослужащим в виде денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, являлись имуществом Министерства обороны Российской Федерации, находящимся в оперативном управлении истца. Следовательно, управление финансового обеспечения является заинтересованным лицом в контроле за использованием денежных средств, являющихся федеральной собственностью и находящихся в его оперативном управлении.
На основании ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд зазащитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» для целей данного закона определены основные понятия. Так, квоинским частям отнесены, в том числе органы военного управления и организации, вкоторых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащих», при принятии исковых заявлений к производству суда необходимо иметь в виду, что в качестве истцов могут выступать, в частности, органы военного управления и воинские должностные лица, а в качестве ответчиков – военнослужащие. При этом к органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, вкотором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органывоенного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а под воинскими должностными лицами понимаются, в том числе, и руководители управлений, департаментов, учреждений и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Кроме того, между управлением финансового обеспечения и войсковой частью № был заключён договор на обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ №, всоответствии с которым управление финансового обеспечения осуществляет финансово-экономическое обеспечение воинской части, в том числе ведёт учёт дебиторской задолженности по ущербу, причиненному государству, и осуществляет контроль за возмещением ущерба в полном объёме.
Следовательно, начальник управления финансового обеспечения, являющийся воинским должностным лицом, вопреки мнению ответчика, вправе поставить вопрос овозмещении в судебном порядке ущерба, причинённого военнослужащими, стоящими на финансовом обеспечении в данном управлении, имуществу, находящемуся вфедеральной собственности и закреплённому за управлением финансового обеспечения, в связи с чем у суда оснований для оставления искового заявления безрассмотрения не имеется.
Поскольку исковое заявление подлежит удовлетворению, то в соответствии сост.103 ГПК РФ и подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации суд присуждает взыскать с Полякова А.С. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 103, 194-198 ГПК РФ, военный суд
решил:
исковое заявление начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по<адрес>» к Полякову А.С. о возмещении материального ущерба удовлетворить.
Привлечь Полякова А.С. к ограниченной материальной ответственности.
Взыскать с Полякова А.С. в пользу Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в счёт возмещения материального ущерба <данные изъяты> руб.
Взыскать с Полякова А.С. в федеральный бюджет <данные изъяты> руб. в счёт возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда
через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня
его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>