Дело № 2-1673/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2021 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Серищевой Л.М.,
при секретаре Кехян А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебедева А.Е. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России, Министерству финансов РФ в лице УФК по Калининградской области о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Лебедев А.Е. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что с < Дата > по < Дата > и с < Дата > по < Дата > содержался в СИЗО-1 в ненадлежащих условиях, а именно: камеры были переполнены, не соблюдалось личное пространство 4 кв.м., не было радиоточки; взамен радио администрация СИЗО-1 включала громкоговорящее вещание, установленное во внутреннем дворике, происходило вещание на очень высокой громкости, что создавало шум и эхо; указанный шум мешал сосредоточиться и подготовиться к следственным действиям и защите. В камере отсутствовала горячая вода, в учреждении отсутствовало помещение для сушки белья, свою одежду приходилось стирать холодной водой и сушить в камере, система вентиляции не работала, в связи с чем, в камере было сыро; в камере не проводилась дезинфицирующая уборка, отсутствовал инвентарь, не было питьевой воды и бака для ее хранения. Указанное причинило истцу нравственные страдания. Просит взыскать с ФКУ СИЗО-1 через Министерство финансов РФ в лице УФК по Калининградской области компенсацию морального вреда в размере 280000 руб.
Определением суда от < Дата > в соответствии со ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России.
Истец Лебедев А.Е., содержащийся в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не доставлен, поскольку действующим гражданско-правовым законодательством не предусмотрены этапирование и доставление лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в судебные заседания для участия в рассмотрении гражданских дел.
Ранее в судебном заседании, проводимом посредством видеоконференц-связи, истец исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, участником которой является Российская Федерация, никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. В силу ст.14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, каждое государство – участник Конвенции обеспечивает право на справедливую и адекватную компенсацию.
В соответствии со ст. 16 Федерального Закона от 15.07.1995 г. № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Пунктом 40 действующих Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства Юстиции РФ № 189 от 14.10.2005 г., устанавливается, что подозреваемые и обвиняемые бесплатно во временное пользование обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой, полотенцем, миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой, одеждой по сезону (при отсутствии собственной), книгами и журналами из библиотеки СИЗО. По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством РФ, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва.
Согласно п.п. 41-45 Правил для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; туалетная бумага; издания периодической печати из библиотеки СИЗО; настольные игры; предметы для уборки камеры; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование под контролем администрации). Камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями, столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, вмонтированным в стену, бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, светильниками дневного и ночного освещения, телевизором, холодильником, вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), напольной чашей (унитазом), умывальником, нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления, штепсельными розетками для подключения бытовых приборов. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Статьей 151 ГК РФ предусмотрено: если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В судебном заседании установлено, что Лебедев А.Е. содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в период с < Дата > по < Дата > и с < Дата > по < Дата >, что подтверждается справкой, представленной ФКУ СИЗО-1.
В обоснование исковых требований истец указывает, что на момент его содержания в ФКУ СИЗО-1 камеры были переполнены, отсутствовала вентиляция, горячая вода, не было питьевой воды и радиоточки, белье приходилось сушить в камере, поскольку не было специального помещения, из-за чего в камере было сыро; в течение дня во внутреннем дворике звучало громкоговорящее вещание, из-за чего не возможно было сосредоточиться на своей защите и следственных действиях.
Согласно письменным пояснениям представителя ФКУ СИЗО-1, в период содержания Лебедева А.Е. в учреждении, лица, находившиеся в следственном изоляторе, содержались в соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ, Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов. В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы (приказ Минюста РФ от 12.05.2000 № 148) содержавшиеся в учреждении лица обеспечивались: спальным местом, постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом), постельным бельем (двумя простынями, наволочкой), полотенцем, а также столовой посудой и столовыми приборами (миской, кружкой, ложкой. При отсутствии денежных средств на лицевом счете подозреваемого или обвиняемого по заявлению выдавались индивидуальные средства гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва). Для общего пользования в камеры выдавалось мыло хозяйственное, туалетная бумага, предметы для уборки камеры. Стены камер были гладко оштукатурены и покрыты краской светлых тонов. Камеры СИЗО были оборудованы кроватями, столом и скамейками, санитарным узлом, умывальником, настенным зеркалом, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, урной, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком с питьевой водой, светильниками дневного и ночного освещения, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы и другим оборудованием. Мебель в камерах прикреплена к полу и стенам, острые углы скруглены. Санитарный узел был отгорожен от жилой части камер перегородкой высотой не менее 1,5 метров. Это обеспечивало достаточную степень изолированности при его использовании и давало возможность пользоваться им в условиях приватности. Камеры и их оборудование соответствовали санитарным, противопожарным и иным требованиям. Уборка камер проводилась содержавшимися в них лицами, для чего выдавался хозяйственный инвентарь. Еженедельно проводились дезинфекционные и дезинсекционные мероприятия. В соответствии с нормами действующего законодательства в учреждении проводилась санитарная обработка спецконтингента, заявителю предоставлялась возможность помывки в душе продолжительностью 15 минут.
Из акта ФКУЗ ЦГиЭ ФСИН России по Ц и СЗФО в Калининградской области от < Дата > следует, что в ходе санитарно-эпидемиологического обследования условий содержания осужденных в ФКУ СИЗО-1 установлено, что камеры для содержания подследственных находятся в удовлетворительном санитарном состоянии. В камерах установлены 2-х ярусные кровати с постельными принадлежностями, оборудованы умывальники и унитазы. Уборка камер проводится силами подследственных 1 раз в день (утром). Дезинфекционные мероприятия в камерах проводятся ежедневно в соответствии с графиком. Контроль за санитарным состоянием в камерах осуществляется фельдшером медчасти ежедневно. Камеры обеспечены проточной водопроводной водой от городского водопровода. Вентиляция в камерах с механическим побуждением. Отопление центральное, от городских сетей. В камерах имеется естественное освещение через оконные проемы, оборудовано искусственное освещение. В учреждении имеется прачечная, стирка белья проводится по графику. Во время осмотра камер тараканов, блох и др. насекомых не выявлено.
При указанных обстоятельствах, нарушений предусмотренных законом норм материально-бытового обеспечения истца в виде не обеспечения предметами первой необходимости, несоответствия помещений СИЗО-1 требованиям законодательства в период его содержания в данном учреждении, судом не установлено.
Между тем, согласно справке ФКУ СИЗО-1, в период с < Дата > по < Дата > и с < Дата > по < Дата > имелся перелимит содержавшихся в следственном изоляторе лиц.
Согласно сообщению прокуратуры Калининградской области, с жалобами на условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в период < Дата > Лебедев А.Е. не обращался. Аналогичный ответ представлен уполномоченным по правам человека в Калининградской области.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Объективных, достоверных и достаточных доказательств грубого нарушения своих прав вследствие содержания в ненадлежащих условиях в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области Лебедев А.Е. суду не представил, в материалах дела таких доказательств не имеется, на факты своевременного обращения с соответствующими жалобами на условия содержания к прокурору или Уполномоченному по правам человека не указывает и сам истец.
Согласно справке Уполномоченного по правам человека в Калининградской области «О проверке соответствия условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН
России по Калининградской области (< адрес >) требованиям федерального Закона РФ № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Конституции Российской Федерации и Европейской Конвенции основных прав и свобод гражданина и человека» от 13.07.2015 года, в < Дата > во всех камерных помещениях всех режимных корпусов для обеспечения приватности установлены пластиковые перегородки (изолированные кабины). На день проверки также установлено, что лимит наполнения камер из расчета 4 кв. м. на одного человека в камере, рассчитанный только на вместимость 340 человек, превышен в большинстве камер на 153 человека, что категорически противоречит Федеральному закону РФ № 103 «О содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»и нарушает права заключенных в части лимита наполнения камер.
Изложенные обстоятельства, характер приведенных нарушений, наличие которых в период содержания истца в ФКУ СИЗО-1 является очевидным, свидетельствует о нарушении условий содержания истца в данном учреждении.
Таким образом, в период нахождения Лебедева А.Е. в < Дата > в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, условия его содержания в данном учреждении не в полной мере соответствовали требованиям, установленным законом, в связи с чем, ему был причинен моральный вред.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд находит, что исковые требования Лебедева А.Е. о компенсации морального вреда являются обоснованными.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает объем, характер и продолжительность периода нарушения прав истца – 7 месяцев 15 дней, правомерность помещения его в изолятор, отсутствие существенных негативных последствий в результате нарушения его прав, которые могли отразиться на состоянии его здоровья, объективные обстоятельства, влияющие на деятельность изолятора, степень вины нарушителя, заявление настоящего иска спустя значительный период времени – более 7 лет, прошедших с момента событий, на которые ссылается истец, поэтому, с учетом принципа разумности и справедливости, полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению и оценивает сумму компенсации морального вреда в размере 2000 рублей.
Определяя надлежащего ответчика по данному делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпунктом 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ установлено, что от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика в суде по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает соответственно главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
В соответствии с подп. 12.1 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, компенсация морального вреда подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лебедева А.Е. удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Лебедева А.Е. в возмещение компенсации морального вреда 2000 (две тысячи) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2021 года.
Судья: