Дело № 2-№/2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Славск 23 октября 2019 года
Славский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Радченко И.И.,
при секретаре Кротко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокиной Светланы Владимировны к администрации МО «Славский городской округ», Фаталиевой Валентине Константиновне о сохранении квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии, и признании права собственности на квартиру в порядке приватизации
УСТАНОВИЛ:
Сорокина С.В. обратилась в суд с иском к администрации МО «Славский городской округ», Фаталиевой В.К. о сохранении квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии, и признании права собственности на квартиру в порядке приватизации указав, что является гражданкой Российской Федерации, участия в приватизации ранее не принимала, проживает в квартире, находящейся по адресу: <адрес>, в которой она зарегистрирована по месту жительства с <адрес> года. Фаталиева (до брака «ФИО1») В.К., являющаяся ответчиком по настоящему иску и дочерью истицы, зарегистрирована по месту жительства в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ года.
Из иска следует, что с момента вселения в спорную квартиру истица постоянно проживает в ней и пользуется ею, как своей собственной, добросовестно неся бремя её содержания и обеспечивая её сохранность. До настоящего времени ни физическими ни юридическими лицами право истицы на проживание и/или пользование указанной квартирой в установленном законом порядке не оспаривалось.
ДД.ММ.ГГГГ года между Сорокиной С.В. и администрацией МО «Славский муниципальный район» был заключен Договор социального найма жилого помещения №№, по условиям которого в бессрочное пользование истцу было предоставлено жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, а именно: квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Сорокина С.В. указывает, что в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», она и её дочь Фаталиева В.К. имеют право на приобретение в собственность занимаемого ими жилого помещения бесплатно и на условиях, предусмотренных вышеуказанным Законом, иными нормативно-правовыми актами РФ и субъектов РФ. Право на приватизацию жилого помещения это безусловное право, предоставленное гражданину РФ Законом, в осуществлении которого ему не может быть отказано. При этом, ДД.ММ.ГГГГ года, Фаталиева В.К. составила отказ от участия в приватизации, который был удостоверен Тонконоговой Н.А., нотариусом Славского нотариального округа Калининградской области по реестру за № №.
ДД.ММ.ГГГГ года, Сорокина С.В., в целях оформления права собственности на вышеуказанную квартиру в порядке приватизации, обратилась в администрацию МО «Славский городской округ», сотрудники которой истице устно разъяснили, что заключить с истицей договор приватизации занимаемого жилого помещения, администрация не имеет возможности, поскольку не является собственником данного жилого помещения. Согласно справки, выданной Администрацией МО «Славский городской округ» Калининградской области ДД.ММ.ГГГГ. в реестр муниципального имущества муниципального образования «Славский городской округ» спорная квартира не включена, не является муниципальной собственностью.
Из иска следует, что право собственности на указанную квартиру ни за кем не зарегистрировано ни в органах технической инвентаризации, ни в органах Росреестра. Более того, указанная квартира не стоит на государственном кадастровом учете. Согласно постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты жилищного фонда, независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежат передаче в муниципальную собственность. Таким образом, квартира, в которой проживает истица Сорокина С.В., не была до настоящего момента принята на баланс местного муниципалитета в нарушение требований действующего законодательства.
В связи с вышеизложенным, истица Сорокина С.В. не имеет возможности обратиться к кому-либо из юридических лиц с заявлением о передаче указанного жилья ей в собственность в соответствии с законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991г., что создает препятствие в реализации права ее на участие в приватизации и нарушает её конституционные права на равенство граждан перед Законом.
Сорокина С.В. указывает, что ею, в целях повышения благоустройства и улучшения жилищно-бытовых условий жилого помещения, была произведена перепланировка с переустройством вышеуказанной квартиры, в результате которой общая площадь квартиры была увеличена и в настоящее время общая площадь квартиры с холодными помещениями составляет <данные изъяты> кв.м., общая площадь квартиры без холодных помещений составляет <данные изъяты> кв.м., а жилая площадь составляет <данные изъяты> кв.м. Перепланировка с переустройством были произведены истицей самовольно, без оформления проектно-сметной документации перепланировки (переустройства) жилых помещений и без получения от Администрации МО «Славский городской округ» согласования проведения указанной перепланировки (переустройства) по причине незнания законодательства в этой области. Решив узаконить произведенные перепланировку с переустройством, истица обратилась в администрацию МО «Славский городской округ», однако устно сотрудники администрации истице пояснили, что сохранить жилое помещение в перепланированном и переустроенном состоянии возможно только в судебном порядке. Сорокина С.В. просит суд сохранить жилое помещение, а именно-квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, площадью всех частей квартиры ДД.ММ.ГГГГ кв.м., общей площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м., в том числе жилой площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м., в перепланированном и переустроенном состоянии; признать за ней, Сорокиной С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>., в порядке приватизации право собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, площадью всех частей квартиры <данные изъяты> кв.м., общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м.
Истец Сорокина С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом, об отложении не ходатайствовала. Представитель истца, по доверенности Евсеев А.Н., в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, дополнил, что с момента вселения в квартиру все бремя ее содержания лежит на истце. Для улучшения жилищных условий была проведена перепланировка и переустройство. Данные изменения значительно улучшили жилищные условия
Представитель ответчика, администрации МО «Славский городской округ», в судебное заседание не явился, о времени месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, об отложении не ходатайствовали, о причинах неявки суд не известили, возражений по иску не представили.
Ответчик Фаталиева В.К. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом. В материалах дела имеется нотариально удостоверенный Отказ от приватизации спорной квартиры. Правовые последствия отказа от включения ее в договор передачи в собственность квартиры, ей известны./л.д.11/
Представители третьих лиц: Управления Росреестра по Калининградской области, Межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Краснознаменского, Неманского, Полесского, Славского и Советского городских округов, Управления госимуществом по Калининградской области, Агентства по управлению имуществом Калининградской области, МИ ФНС № 2, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представили суду заявления, в которых просят рассмотреть дело без их участия, возражений по иску не имеют.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя истца, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования Сорокиной С.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со ст. 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, город Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В приложении № 3 указан жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ № 2265 от 22 декабря 1993 года органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением № 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность».
В соответствии с пунктом 11.1 статьи 154 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» видами имущества. Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта РФ в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. Перечни передаваемого имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 50 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено какое имущество может находиться в собственности муниципальных образования и какое в собственности поселений, в частности п.п. 3 пункта 2 предусмотрено, что в собственности поселений может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Закон Калининградской области «О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области» (в редакции от 20 октября 2008 года), вступивший в силу 30 октября 2008 года, предусматривает порядок разграничения муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами. В соответствии со ст. 5-4 указанного Закона перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче в целях разграничения муниципального имущества, а также иного имущества, утверждаются постановлением Правительства Калининградской области. В соответствии со ст. 5-5 Закона основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является постановление Правительства Калининградской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, которым утвержден перечень соответствующего имущества. Право собственности муниципального образования на имущество, указанное в перечнях имущества, утвержденных постановлением Правительства Калининградской области, возникает с момента подписания акта о приеме-передаче муниципального имущества. Право собственности на муниципальные предприятия и учреждения, передаваемые в порядке, предусмотренном настоящим Законом, возникает у муниципального образования с момента государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы этих муниципальных предприятий и муниципальных учреждений в целях замены учредителя. Сведения о муниципальном имуществе, на которое у муниципальных образований возникает право муниципальной собственности, вносятся в соответствующие реестры муниципального имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из постановления Правительства Калининградской области от 29 марта 2011 года № 215 «Об утверждении перечня муниципального имущества, передаваемого из муниципальной собственности МО «Славский муниципальный район» в муниципальную собственность МО «Славский городской округ» (в ред. Постановления Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ года № №) следует, что в муниципальную собственность МО «Славский городской округ» <адрес> - не передавалась.
В материалах дела имеется договор социального найма жилого помещения № № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный между администрацией МО «Славский муниципальный район»( наймодатель) и Сорокиной С.В.(наниматель), согласно которому наймодатель передает, а наниматель принимает в бессрочное пользование изолированное жилое помещение, находящиеся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: <адрес>./л.д.6-9/
В соответствии со сведениями, представленными ДД.ММ.ГГГГ года администрацией МО «Славский городской округ», спорная квартира в Реестр объектов муниципальной собственности не включена, и муниципальной собственностью не является. /л.д.13/
Из сообщения Агентства по имуществу Калининградской области следует, что <адрес>, в реестре государственной собственности Калининградской области не значится. Росимущество в Калининградской области на запрос суда сообщило об отсутствии в реестре федерального имущества вышеуказанного объекта недвижимости.
Как указано выше в решении, спорная квартира не была передана в надлежащем порядке в муниципальную собственность МО «Славское городское поселение » и далее в муниципальную собственность администрации МО «Славский городской округ».
Учитывая, что истец в соответствии с законом имеет право на получение в собственность квартиры в порядке приватизации, суд считает, что это право истца не может быть поставлено в зависимость от действий администрации МО «Славский городской округ», по вине которой спорное жилое помещение до настоящего времени не передано в установленном законом порядке в муниципальную собственность.
Государство, устанавливая в Законе «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право граждан на получение жилья в собственность, обеспечило гражданам возможность реализации этого права в соответствии со ст. 8 Закона, посредством обращения в суд.
Вследствие того, что истец Сорокина С.В., по независящим от нее причинам не может реализовать свое право на приватизацию жилого помещения, которым она пользуется, и в котором зарегистрирована, суд считает необходимым признать за ней право собственности на квартиру в порядке приватизации.
В соответствии со статьёй 25 Жилищного кодекса РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со статьёй 26 Жилищного кодекса РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Предусмотрен порядок обращения в органы местного самоуправления и перечень необходимых документов для получения разрешения на перепланировку жилого помещения.
В соответствии со 29 ЖК РФ регламентированы последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения: Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи Жилищного Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного Кодекса. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Нормами жилищного законодательства не предусмотрена возможность получения разрешения на сохранения жилого помещения в перепланированном виде в органах местного самоуправления, если перепланировка уже произведена, и решение данного вопроса предусмотрено исключительно в судебном порядке.
Согласно материалов дела на квартиру <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, общая площадь квартиры <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая – <данные изъяты> кв.м. В Техническом паспорте на спорную квартиру, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года указано, что в квартире без соответствующего разрешения, произведена перепланировка и переустройство.
В материалах дела имеется сообщение начальника Межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Краснознаменского, Неманского, Полесского, Славского и Советского городских округов от 24.07.2019 года, из которого следует, что в ходе проведения обследования помещений квартиры <адрес>, нарушений требований пожарной безопасности выявлено не было.
Согласно технического отчета от 24 июня 2019 года № ПД-0298-19 по результатам обследования квартиры по адресу: Калининградская область Славский район п. Майское д.3кв.3, выполненного Калининградским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», обследование проведено с целью определения состояния конструкций и соответствия требованиям СНиП и САНиПИН выполненной перепланировки (переустройства). В ходе перепланировки в квартире было выполнено следующее: <данные изъяты>.
По результатам обследования специалистом было установлено, что планировка трехкомнатной квартиры №№ выполнена в соответствии с требованиями СП 54,133330.2011, СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»; выполненная перепланировка (переустройство) квартиры №№ не нанесла ущерба основным конструкциям и не нарушила конструктивной жесткости здания; монтаж внутренних сетей водопровода, канализации и санитарного оборудования выполнен в соответствии с СП 30.13330.2012 «СНиП 2.04.01-85. Внутренний водопровод и канализация зданий; работы по перепланировке (переустройству) квартиры №№ выполнены технически грамотно с хорошим качеством, с соблюдением строительных норм, без нарушения технических условий на производство работ, с соблюдением требования СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве», Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ст.8 — Требования пожарной безопасности) и соблюдением санитарных норм; в объеме выполненных работ не нарушены требования санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм; выполненная перепланировка (переустройство) не нарушают права и законные интересы проживающих в доме граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью; обследуемая квартиры №№ общей площадью <данные изъяты> кв.м. и площадью всех частей квартиры <данные изъяты> кв.м. для эксплуатации по назначению жилая <данные изъяты> — пригодна.
Учитывая, что произведённая перепланировка и переустройство квартиры существенно улучшила жилищно-бытовые условия истца, жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и реконструированном состоянии, так как этим не нарушаются права и законные интересы граждан, это не создает угрозу их жизни или здоровью, все несущие конструктивные элементы находятся в исправном состоянии.
Руководствуясь ст. 192-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Сохранить жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью всех частей квартиры <данные изъяты> кв.м., общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., в перепланированном и переустроенном состоянии.
Признать за Сорокиной Светланой Владимировной ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, в порядке приватизации, право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью всех частей квартиры <данные изъяты> кв.м., общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной через Славский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 28 октября 2019 года
Судья- /И.И.Радченко