Дело № 2а-165 (2019)
28RS0016-01-2019-000313-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 декабря 2019 года <адрес>
Ромненский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Вельдяйкина К.В.,
при секретаре Сенчуре Е.А.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора <адрес> Смоляковой Я.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Чергалинского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействие по непринятию мер по созданию на территории муниципального образования Чергалинский сельсовет <адрес> специализированной службы по вопросам похоронного дела,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией Чергалинского сельсовета <адрес> законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 12 января 1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» администрацией Чергалинского сельсовета не создана на территории Чергалинского сельсовета <адрес> специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации Чергалинского сельсовета <адрес> по непринятию мер по созданию на территории муниципального образования Чергалинский сельсовет <адрес> специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Обязать администрацию Чергалинского сельсовета <адрес> в срок до 1 июня 2020 года создать на территории муниципального образования Чергалинский сельсовет <адрес> специализированную службу по вопросам похоронного дела. Обязать администрацию Чергалинского сельсовета <адрес> сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и прокурору <адрес> в течение одного месяца со дня истечения установленного судом срока исполнения решения.
Представитель административного истца административный иск поддержала в полном объёме.
Представитель административного ответчика администрации Чергалинского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен заблаговременно и надлежащим образом, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ способами зашиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Принимая во внимание, что требования об устранении нарушений требований законодательства заявлены прокурором <адрес> в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с предусмотренными законом способами защиты гражданских прав, суд приходит к выводу о наличии у прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим административным иском.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой <адрес> проверки исполнения администрацией Чергалинского сельсовета <адрес> требований законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что администрацией Чергалинского сельсовета не создана на территории муниципального образования Чергалинский сельсовет специализированная служба по вопросам похоронного дела.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле " возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О погребении и похоронном деле " общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Нормами ст. 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле " предусмотрено, что гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст. 29 указанного Закона, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности таких служб определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 1 Закона Амурской области от 3 октября 2014г. № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Таким образом, обязанность организации специализированной службы по вопросам похоронного дела администрацией Чергалинского сельсовета <адрес> предусматривается вышеприведенными правовыми нормами.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и наличии оснований для их удовлетворения.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Рассматривая требование прокурора о возложении на администрацию Чергалинского сельсовета обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в срок до 1 июня 2020г., суд находит указанный срок обоснованным и разумным.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает в резолютивной части на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административном истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Чергалинского сельсовета <адрес>, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Чергалинского сельсовета <адрес> по непринятию мер по созданию на территории муниципального образования Чергалинский сельсовет <адрес> специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Обязать администрацию Чергалинского сельсовета <адрес> в срок до 1 июня 2020 года создать на территории муниципального образования Чергалинский сельсовет <адрес> специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Обязать администрацию Чергалинского сельсовета <адрес> сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и прокурору <адрес> в течение одного месяца со дня истечения установленного судом срока исполнения решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ромненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Вельдяйкин К.В.
Мотивированное решение изготовлено 31 декабря 2019 года.