Дело № 33-1426/2020; 2-8376/2019
апелляционное определение
г. Тюмень | 16 марта 2020 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Кучинской Е.Н.
судей Кориковой Н.И. и Хамитовой С.В.,
при секретаре Моравской Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ПАО «Запсибкомбанк» на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 19 сентября 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора г. Ноябрьска в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Запсибкомбанк» об обязании устранить выявленные нарушения законодательства удовлетворить.
Обязать ПАО «Запсибкомбанк», зарегистрированный по адресу: ул. 8 Марта, д. 1, г. Тюмень, ОГРН 1028900001460, ИНН 7202021856 устранить выявленные нарушения требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в РФ» в дополнительном офисе № 27 «На Советской» ПАО «Запсибкомбанк», расположенном по адресу: г. Ноябрьск, ул. Советская, д. 82, а именно:
- установить пандус (в соответствии с п. 5.1.14 Свода правил 59.133330.2016 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»).
В случае невозможности проведения реконструкции, либо капитального ремонта, обязать обеспечить доступность здания посредством приобретения подъемного устройства.
Взыскать с ПАО «Запсибкомбанк» в бюджет Муниципального образования городской округ г. Тюмень государственную пошлину в размере 6 000 рублей».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кориковой Н.И., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Ноябрьска обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее:
В ходе проверки соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов установлено, что дополнительный офис № 27 «На Советской» ПАО «Запсибкомбанк» в нарушение ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не оборудован пандусом либо иными средствами доступа. Кроме того, офис Банка не имеет паспорта доступности объекта, согласованного с общественными организациями инвалидов. В целях устранения выявленных нарушений вынесено представление. Из ответа от 12.10.2018 г. на указанное представление следует, что ПАО «Запсибкомбанк» осуществляет работы по разработке сводных затрат по всем подразделениям Банка с целью выделения бюджета на 2019 год. Между тем, до настоящего времени реальных мер, направленных на устранение выявленных нарушений не принято.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик ПАО «Запсибкомбанк».
В апелляционной жалобе, поданной представителем Омских Г.А., ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Податель жалобы указывает, что ПАО «Запсибкомбанк» является не единственным собственником здания, поскольку общая площадь здания по техпаспорту составляет 133 кв.м., из них основное строение-125,5 кв.м. и крыльцо – 4, 5 кв.м. Согласно свидетельству о праве собственности Банку принадлежит нежилое помещение площадью 104, 4 кв.м. Из поэтажного плана и экспликации к нему следует, что составными частями помещения Банка являются 2 кабинета, 3 коридора, операционный зал, техкомната, санузел, общей площадью 104, 4 кв.м. Соответственно, ответчик не является собственником крыльца, не может проводить его модернизацию, не является надлежащим ответчиком и по этой причине решение суда де-юре невыполнимо.
Полагает также, что суд неправильно применил к спорным правоотношениям ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяется с 01.07.2017 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Здание Банка построено в 2001 году. Обязанности по проведению реконструкции, модернизации и капремонту объектов, введенных до 01.07.2016, с целью доступности инвалидов, тем более, сроков проведения, закон не содержит.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ПАО «Запсибкомбанк» Омских Г.А. просил об удовлетворении жалобы по изложенным в ней основаниям.
Участвовавший в деле прокурор просил оставить жалобу без удовлетворения.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч. 1 ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается в жалобе, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 25.11.2011 ПАО «Запсибкомбанк» является собственником нежилого помещения площадью 104, 4 кв.м. на 1 этаже здания, расположенного по адресу: г. Ноябрьск, микрорайон «4», ул. Советская, д. 82, в котором находится дополнительный офис банка – офис №27 «На Советской», при этом вход в помещение дополнительного офиса не оборудован пандусом либо иными средствами доступа для инвалидов, кроме того, офис Банка не имеет паспорта доступности объекта, согласованного с общественными организациями инвалидов.
Согласно данным технического паспорта указанное нежилое помещение является частью здания, расположено на первом этаже, имеет один отдельный вход (крыльцо) и учитывается в разделе 5 «исчисление площадей и объем здания и его частей» как имеющее площадь всех его частей 133 кв.м, в том числе основного строения 128, 5 кв.м. и крыльца 4, 5 кв.м. (л.д.47). Согласно поэтажному плану здания и экспликации к нему, где учитывается только внутренняя площадь нежилого помещения, она составляет 104, 4 кв.м. и состоит из двух кабинетов площадью 9,1 и 14, 2 кв м., трех коридоров площадью 2, 8; 7,9 и 8,9 кв.м., операционного зала площадью 51,0 кв.м., техкомнаты - 4, 6 кв.м., санузла -5, 9 кв.м. (л.д. 43-52).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, данные техпаспорта нежилого помещения и свидетельства о государственной регистрации права собственности не противоречат друг другу, а свидетельствуют о том, что крыльцо является частью принадлежащего Банку нежилого помещения, значит, принадлежит Банку, и он (Банк) является надлежащим ответчиком по данному делу.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы Федерального Закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Свод правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и пришел к правильному выводу о том, что ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры, чем нарушаются гарантированные государством права и законные интересы неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также права на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности. При этом, суд учел, что в настоящий момент Банком подготовлены паспорта доступности для инвалидов объекта и услуг, которые согласованы с Ноябрьской общественной организацией инвалидов.
Доводы жалобы о несогласии с решением суда по существу спора основаны на ошибочном толковании ответчиком норм материального права.
Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам, равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с положениями указанного Федерального закона № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст.2).
Статьей ст. 15 названного Закона определено, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Действительно, согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Это обстоятельство учтено судом при вынесении судом решения.
Между тем, как правильно отметил суд, положения п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. При этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда построен тот или иной объект.
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01 января 2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий (пункт 3.9), в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для таких людей подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (пункт 3.13), наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни (пункт 3.14).
Несмотря на то, что согласно ч. 1 ст. 42 упомянутого Федерального закона № 384-ФЗ указанные выше требования не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, положения ч. 2 ст. 42 указанного Федерального закона устанавливают, что в целях настоящего Федерального закона строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» включен в п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии с п. 1.2 СП 59.13330.2012 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Таким образом, по смыслу приведенных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Следовательно, системное толкование упомянутых норм действующего законодательства позволяет сделать вывод, что указание на их применение исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто ответчиком, что здание дополнительного офиса Банка в г. Ноябрьске не оборудовано пандусом или иным приспособлением для обеспечения прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения.
Доказательств отсутствия технической возможности установки пандуса или иного подъемного устройства в здании банка материалы дела не содержат.
Установление кнопки вызова работника банка не свидетельствует об обеспечении доступа маломобильных групп населения и инвалидов к услугам банка, поскольку не учитывает требований, предъявляемых к таким объектам и являющихся обязательными к применению.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении иска является законным и обоснованным.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал должную, отвечающую правилам ст.67 ГПК РФ правовую оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 ГПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 19 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ПАО «Запсибкомбанк» - без удовлетворения.
Председательствующий Кучинская Е.Н.
Судьи коллегии: Корикова Н.И.
Хамитова С.В.