УИД 11RS0016-01-2019-000705-13
Дело № 2-502/2019
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
в составе судьи Щенникова Е.В.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
23 сентября 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Батыченко А. В. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Батыченко А. В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, садоводческий комплекс «Пычим», СНТ «Пычим», участок №. В обоснование заявленных требований указал, что в его владении находится земельный участок №, который входит в границы земель, принадлежащих СНТ «Пычим». Указанный земельный участок предоставлен ему для ведения садоводства и огородничества СНТ «Пычим». При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность получен отказ, тогда как установленные действующим законодательством обстоятельства, являющиеся существенными при решении вопроса о безвозмездной передаче земельного участка в собственность, соблюдены. Считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным, Батыченко А. В. обратился в суд с рассматриваемым иском.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены садоводческое некоммерческое товарищество «Пычим», Заугаров С. И.
Истец Батыченко А. В., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. В ходе судебного разбирательства на требованиях настаивал, пояснив, что изначально ему был выделен земельный участок №, который в последующем оформил в собственность. Рядом с участком № располагается участок №, который никем не использовался длительное время. С разрешения председателя СНТ «Пычим» с 2010 года начал обрабатывать участок, провел межевание. В настоящее время несет бремя содержания данного имущества, исправно и своевременно оплачивает членские и иные взносы. В 2013 году спорный участок предоставлен ему на собрании членов СНТ «Пычим».
Ответчик администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила. В ходе судебного разбирательства представитель ответчика Кашкар Ю. Н., уполномоченная соответствующей доверенностью, возражала удовлетворению исковых требований, поскольку отсутствуют сведения о предоставлении Батыченко А. В. спорного участка. Полагала, что права истца не нарушены.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, СНТ «Пычим» и Заугаров С. И., будучи надлежащим образом извещенными о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с положениями ст. 12 Гражданского кодекса РФ лицо, полагающее свое право нарушенным, вправе защищать его способами, установленными законом, в том числе путем признания права и признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Статья 59 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве способа защиты прав на землю предусматривает признание права на земельный участок. При этом судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием для государственной регистрации права на землю.
Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Статьей 15 Земельного кодекса РФ определено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»
В соответствии с п. 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31.12.2020 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу данного Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
При этом предоставление земельного участка в случае, предусмотренном пунктом 2.7, в собственность гражданина осуществляется решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления на основании заявления гражданина или его представителя (пункт 2.8 той же статьи).
При рассмотрении дела судом установлено и находит свое письменное подтверждение, что постановлением администрации села Палевицы №18 от 20.08.1992 для образования садоводческого товарищества «Пычим» выделен земельный участок, расположенный под поселком Пычим, в количестве 20 га.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц, садоводческое товарищество «Пычим» зарегистрировано администрацией муниципального <адрес> <дата>.
Постановлением администрации Сыктывдинского района №8/230 от 26.08.1992 зарегистрирован Устав садоводческого товарищества «Пычим», что подтверждается заключением к материалам создания садоводческого товарищества «Пычим», составленным 23.07.1998 государственным инспектором по использованию и охране земель Сыктывдинского района Косныревым Ю.В.
В заключении государственным инспектором сделан вывод о том, что размещение садоводческого товарищества первоначально планировалось на территории населенного пункта Пычим, но впоследствии было организовано не на селитебной территории, то есть рядом с жилой застройкой и на землях крестьянского хозяйства «Пычим». После ликвидации крестьянского хозяйства в 1995 году земли переведены в запас района «Пычим». Таким образом, госинспектором предложено предоставить обществу площадь в размере 20 га с изъятием от населенного пункта Пычим части незастроенных местными жителями земель и земельный запас района «Пычим». Таким образом, СТ «Пычим» фактически был предоставлен не тот участок, что поименован в приведенном выше постановлении от 20.08.1992.
В целях реализации заключения госинспектора по использованию и охране земель Сыктывдинского района постановлением администрации Сыктывдинского района от 20.10.1994 №IO/226 §3 прекращено право пользования землей крестьянским (фермерским) хозяйством «Пычим» на площади 61 га, а вновь создаваемому садоводческому товариществу «Пычим», зарегистрированному в 1992 году, переданы 14 га неиспользуемых земель и земельные запасы района.
Постановлением главы администрации Сыктывдинского района от 28.07.1998 №7/161§2 садоводческому товариществу «Пычим» предоставлено 20 га земель, в том числе с изъятием: от населенного пункта Пычим Палевицкого сельсовета 5,5 га незастроенной и неиспользуемой местным населением территории и 14,5 га земель запаса «Пычим». Из земель предоставленных садоводческому товариществу «Пычим» 20 га земель: 15,35 га переданы в пожизненное наследуемое владение членам товарищества согласно прилагаемому списку, 4,65 га земель общего пользования оставлено за товариществом в бессрочном (постоянном) пользовании.
Таким образом, постановлениями от 1994 года и 1998 года закреплены границы земельного участка фактически выделенного СТ «Пычим» в 1992 году.
При изложенных обстоятельствах, достоверно установлено, что садоводческое товарищество «Пычим» образовано в 1992 году, в котором товариществу выделен земельный участок под коллективное садоводство, то есть до вступления в силу Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». При этом выделенная земля распределена согласно списку членов данного товарищества, а спорный земельный участок вошел в общую площадь массива, переданного садоводческому товариществу «Пычим» в установленном законом порядке с 1992 года.
Из материалов дела следует, что Батыченко А. В. является собственником земельного участка № в садоводческом товариществе «Пычим». Указанный участок был предоставлен истцу на основании постановления администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» № от <дата>.
Кроме того, сторонами не оспаривалось, что истец с 2011 года является пользователем земельного участка № в садоводческом товариществе «Пычим», указанные обстоятельства подтверждаются заявлением Батыченко А. В. о выделении участка, членской книжкой, протоколом общего собрания членов СНТ «Пычим» от <дата> о принятии новых членов СНТ «Пычим».
Между тем, из материалов дела следует, что спорный земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения предоставлен Заугарову С. И., что подтверждается списком членов садоводческого товарищества «Пычим».
При этом сведений о том, что Заугаров С. И. отказывался от своих прав на земельный участок, в том числе путем подачи соответствующего заявления, материалы дела не содержат.
Пунктом 1 ст. 45 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 53 Земельного кодекса РФ при отказе от права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Основания для принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком указаны в п. 2 ст. 45 Земельного кодекса РФ.
Так, в силу ст. 45 Земельного кодекса РФ решение о принудительном прекращении прав на земельный участок принимается судом в соответствии со ст. 54 данного Кодекса.
На основании п. 2 ст. 54 Земельного кодекса РФ принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.
В соответствии с п. 5 ст. 54 Земельного кодекса РФ орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.
Как следует из материалов дела, Заугаров С. И. от права пожизненного наследуемого владения земельным участком № в садоводческом товариществе «Пычим» не отказался, орган государственной власти или орган местного самоуправления с иском о принудительном прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком не обращались.
Так же материалы дела не содержат сведений об исключении Заугарова С. В. из членов СНТ «Пычим».
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что право пожизненного наследуемого владения земельным участком № в садоводческом товариществе «Пычим» Заугарова С. И. не прекращено.
Доказательств добровольного отказа Заугарова С. И. от права на спорный земельный участок суду не представлено. Сам факт того, что Заугаров С. И. не пользовался спорным земельным участком, исходя из норм Земельного кодекса РФ, не свидетельствует о добровольности его отказа от прав на земельный участок.
При этом, суд также находит несостоятельными доводы истца о приобретении права на земельный участок в виду его длительного им использования и отсутствия притязаний на него третьих лиц.
В силу положений ст. 12 Гражданского кодекса РФ лицо, полагающее свое право нарушенным, вправе защищать его способами, установленными законом, в том числе путем признания права.
Так, согласно п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса РФ лицо – гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», данных в п.16 постановления, при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Спорный земельный участок продолжает находиться в муниципальной собственности муниципального района «Сыктывдинский», а Земельным кодексом РФ не предусмотрено такого основания для приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, как приобретательная давность.
В соответствии со статьями 3 и 4 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежат защите нарушенные либо оспариваемые права, свободы и законные интересы.
В силу положений ст.17, 18 Конституции РФ право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Гарантируя государственную, в том числе судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция Российской Федерации одновременно закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. К числу таких - общепризнанных в современном правовом обществе - способов судебной защиты прав, относится защита гражданских прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По смыслу указанных статей способы защиты прав подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.
Само по себе право на судебную защиту предусмотрено как в случае нарушения субъективного права, так и в случае создания угрозы такого нарушения, что в рассматриваемом случае судом не установлено.
На момент рассмотрения настоящего спора истцом не представлено суду доказательств нарушения его права. Обстоятельств, в связи с которыми законом предусмотрено возникновение у Батыченко А. В. притязаний на спорный земельный участок, им не приведено и в ходе судебного рассмотрения не установлено.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Батыченко А. В. о признании права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, садоводческий комплекс «Пычим», СНТ «Пычим», участок №
Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Батыченко А. В. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, садоводческий комплекс «Пычим», СНТ «Пычим», участок №, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Е.В. Щенникова