Судья Бардина Е.Е. |
Дело № 33-1682/2021 № 2-353/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июня 2021 года |
г. Орел |
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.
судей Жидковой Е.В., Корневой М.А.
при секретаре Врацкой А.Ю.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья», обществу с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» на решение Советского районного суда г. Орла от 2 апреля 2021 г., которым постановлено:
«Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья», обществу с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» привести качество питьевой воды, подаваемой жителям многоквартирных домов микрорайона «Наугорский» по адресам: <адрес>, <адрес> в соответствии с требованиями таблиц 3.1 и 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» привести качество питьевой воды в артезианской скважине № и накопительной емкости ВЗУ «Наугорский» по адресу: <адрес>, артезианской скважине № ВЗУ «Наугорский» по адресу: <адрес>, а также качество питьевой воды, подаваемой в многоквартирные дома микрорайона «Наугорский» по адресам: <адрес>, <адрес> в соответствии с требованиями таблиц 3.1 и 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Жидковой Е.В., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Орловской области (далее -Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» (далее - ООО «Эксплуатация жилья»), обществу с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» (далее - ООО «Орелжилэксплуатация») о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.
В обоснование требований указало, что в Управление Роспотребнадзора поступают обращения жителей многоквартирных домов микрорайона «Наугорский» г. Орла по вопросу обеспечения питьевой водой ненадлежащего качества.
По результатам проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» по поручению Управления Роспотребнадзора исследований установлено, что пробы питьевой воды не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Управление многоквартирными жилыми домами по адресам: <адрес>, <адрес> осуществляет ООО «Эксплуатация жилья».
Водоснабжение многоквартирных жилых домов, административных зданий микрорайона «Наугорский» осуществляется из водозаборного узла «Наугорский», расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ООО «Орелжилэксплуатация».
Качество питьевой воды с учетом показателей временных отклонений гигиенических нормативов не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических норм по мутности и содержанию железа.
По указанным основаниям истец с учетом уточнения требований просил суд обязать ООО «Эксплуатация жилья» привести качество питьевой воды, подаваемой жителям многоквартирных домов микрорайона «Наугорский» по адресам: <адрес>, <адрес> в соответствии с требованиями таблиц 3.1 и 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ООО «Орелжилэксплуатация» привести качество питьевой воды в артезианской скважине № и накопительной емкости ВЗУ «Наугорский» по адресу: <адрес>, артезианской скважине № ВЗУ «Наугорский» по адресу: <адрес>, а также качество питьевой воды, подаваемой в многоквартирные дома микрорайона «Наугорский» по адресам: <адрес>, <адрес> в соответствии с требованиями таблиц 3.1 и 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО «Орелжилэксплуатация» просит решение суда отменить в части возложения на общество обязанности.
Приводит доводы о том, что ООО «Орелжилэксплуатация» не несет ответственность за качество питьевой воды в микрорайоне «Наугорский», поскольку нецентрализованные магистральные водопроводные сети, по которым осуществляется транспортировка воды от водозаборного узла до жилых домов ООО «Орелжилэксплуатация» не переданы, в установленные тариф стоимость транспортировки воды по сетям не включена.
Полагает, что срок для устранения выявленных недостатков должен исчисляться не с момента вступления решения суда в законную силу, а с момента передачи бесхозяйных сетей организации осуществляющей поставку воды.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ).
Согласно абзацу второму статьи 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с частью первой статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Частью 7 статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае, если снижение качества воды происходит на бесхозяйных объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, организация, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и эксплуатирует такие бесхозяйные объекты, обязана не позднее чем через два года со дня передачи в эксплуатацию этих объектов обеспечить водоснабжение с использованием таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим требования к качеству горячей воды, питьевой воды, если меньший срок не установлен утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом планами мероприятий по приведению качества горячей воды, питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. На указанный срок допускается несоответствие качества подаваемой горячей воды, питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества горячей воды, питьевой воды, характеризующих ее безопасность.
В силу пункта 12 статьи 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) устанавливают обязанность исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации по бесперебойной подаче горячей воды в целях оказания коммунальных услуг населению.
Согласно пункту 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положение о предоставлении коммунальных услуг.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы» (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения) (пункт 1.1 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Пунктом 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.
Согласно таблице 4 показатель мутности воды по нормативу не может составлять более 1,5 мг/дм3.
Пунктом 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам, в том числе по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2).
Согласно таблице 2 показатель предельно допустимой концентрации в воде железа по нормативу не может составлять более 0,3 мг/дм3.
Из материалов дела следует, что ООО «Эксплуатация жилья» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, что подтверждается представленными в материалы дела договорами управления.
Судом установлено, что в адрес Управления Роспортребнадзора поступали письменные обращения собственников квартир, расположенных по вышеуказанным адресам, по вопросу неудовлетворительного качества питьевой воды.
С целью проверки доводов, изложенных в обращениях, Управлением Роспотребнадзора было поручено ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» провести исследование проб питьевой воды в жилых помещениях, на вводе в многоквартирный жилом дом и артезианских скважинах водозаборного узла «Наугорский».
Аналогичное исследование было проведено ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» по поручению суда при рассмотрении настоящего дела.
В результате проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» исследований было установлено несоответствие качества воды в жилых помещениях по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, а также на вводе в многоквартирные жилые дома и артезианских скважинах водозаборного узла «Наугорский», требованиям пунктов 3.4 и 3.5 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности и уровню содержания железа в воде.
Указанные обстоятельства подтверждаются: заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований №, согласно которым качество воды в пробе, отобранной по адресу: <адрес> (кран на вводе в жилой дом) не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 3,85 мг/л при гигиеническом нормативе не более 2 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований №, из которых следует, что качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кран на кухне), не соответствует требованиям таблицы 2 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по содержанию железа – 2,04 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1 мг/л.; таблицы 4 к пункту 3.5 СаПиН 2.1.4.1074-01 по мутности 8,18 мг/л при гигиеническом нормативе не более 2 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № №, согласно которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кран на вводе в жилой дом), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 3,85 мг/л при гигиеническом нормативе не более 2 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований №х, согласно которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кран на вводе в жилой дом), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 2,14 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л; протоколом № П/Пот <дата>, из которого следует, что качество воды в пробе на вводе в <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.41074-01 по показателям мутности в 1,99 ПДК, железо общее в 3,97 ПДК; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № из которых следует, что качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кран холодной воды в квартире), не соответствует требованиям п. 3.4.3 таблицы 2 по мутности 2,69 мг/л при гигиеническом нормативе не более 2 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований №, согласно которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кран на вводе в дом) не соответствует требованиям таблицы 2 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 2,81 мг/л при гигиеническом нормативе не более 2 мг/л; протоколом № <дата>, согласно которому качество воды в пробе, отобранной на вводе в <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.41074-01 по показателям мутности в 3,99 ПДК, цветности в 1,5 ПДК, железо общее в 8,5 ПДК; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований №, из которых следует, что качество воды в пробе по адресу: <адрес> (жилая комната), не соответствует санитарно – гигиеническим требования по мутности 2,21 мг/л при гигиеническом нормативе не более 21,5 мг/л, по содержанию железа общего 0,51 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № №, из которых следует, что качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кран на вводе в дом), не соответствует требованиям таблицы 2 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 2,81 мг/л при гигиеническом нормативе не более 2 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № о том, что качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кран на вводе в дом), не соответствует требованиям таблицы 2 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по содержанию общего железа 0,46 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований №, согласно которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кран на вводе в жилой дом), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 2,14 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № из которых следует, что качество воды в пробе по адресу: <адрес> (ввод в жилой дом), не соответствует санитарно – гигиеническим требования по мутности 2,08 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л, по содержанию железа общего 0,59 при гигиеническом нормативе не более 1,5 мл/г; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № по которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кухня), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 4,6 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л., по содержанию железа 1,61 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № по которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кухня), не соответствует требованиям санитарно – гигиеническим нормативам по мутности 2,33 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л., по содержанию железа 0,73 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № согласно которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кухня), не соответствует требованиям таблицы 2 к пункту 3.4.3 СанПиН 2.1.41074-01 по содержанию железа 0,49 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № по которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кухня), не соответствует требованиям таблицы 2 к пункту 3.4.3 СанПиН 2.1.41074-01 по содержанию железа 0,54 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г., по мутности 2,33 при гигиеническом нормативе не более 1,5 мл/г; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № по которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (ввод в дом), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 2,4 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,68 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № согласно которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (ввод в дом), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 2,77 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,56 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований №, согласно которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (ванная комната), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по содержанию железа 0,42 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № № о том, что качество воды в пробе по адресу: <адрес> (ввод в жилой дом), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 5,6 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л., по содержанию железа 1,92 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № по которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (скважина №), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 3,15 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,63 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № № по которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (скважина №), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 5,3 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,60 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № по которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (скважина №), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 3,34 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,66 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № согласно которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (скважина №), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 5,4 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,68 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № согласно которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (резервуар), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 2,52 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,56 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л.
Как следует из материалов дела, водозаборный узел, расположенный по адресу: <адрес> - ВЗУ «Наугорский» принадлежит на праве собственности ООО «Орел-ЖЭК».
Из лицензии на право пользования недрами от <дата>, изменении и дополнении к ней от <дата> следует, что ООО «Орелжилэксплуатация» имеет право на геологическое изучение и добычу питьевых подземных вод для хозяйственно – питьевого водоснабжения населения жилого микрорайона «Наугорский» г. Орел сроком до <дата>
Разрешая спор, судом было установлено, что транспортировка питьевого ресурса к жилым домам осуществляется ООО «Орелжилэксплуатация» по нецентрализованным водопроводным сетям, которые были построены при строительстве жилого комплекса.
Заказчиком строительства сетей выступало ОАО ООЦРО «Развитие», по окончании строительства сети в собственность кому-либо, в том числе муниципальному образованию «Город Орел» не передавались.
Данные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.
Также установлено, что <дата> между ООО «Орелжилэксплуатация» и ООО «Эксплуатация жилья» заключен договор на отпуск питьевой воды для технического обслуживания и эксплуатации ООО «Эксплуатация жилья» многоквартирных жилых домов в микрорайоне «Наугорский» и предоставлении услуг водоснабжения собственникам жилых и нежилых помещений.
Согласно пункту 2.1.2 указанного договора ООО «Орелжилэксплуатация» обязано обеспечивать подачу питьевой воды до точки присоединения ООО «Эксплуатация жилья» к сетям ООО «Орелжилэксплуатация»: для жилых помещений, находящихся в микрорайоне «Наугорский» в необходимом объеме, для нежилых помещений в объеме установленного лимита.
Акт балансового разграничения эксплуатационной ответственности сторон по наружным водопроводным сетям и сооружениям для них не составлялся, тариф за транспортировку воды ООО «Орелжилэксплуатация» не начисляется.
<дата> в адрес ООО «Орелжилэксплуатация» для согласования направлен проект постановления администрации г. Орла, в соответствии с которым предусматривалось определить ООО «Орелжилэксплуатация» организацией эксплуатирующей бесхозяйный объект водоснабжения – магистральные сети водоснабжения многоэтажной застройки микрорайона «Наугорский». Однако ответчиком никаких действий по согласованию проекта постановления совершено не было.
Оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и установив несоответствие качества питьевой воды гигиеническим требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по микробиологическим показателям ввиду превышения нормируемого гигиенического показателя содержания железа и мутности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на ООО «Орелжилэксплуатация» обязанность привести качество питьевой воды в водозаборном узле «Наугорский», а ООО «Эксплуатация жилья» в многоквартирных домах в соответствие с требованиями таблицы 2 к пункту 3.4, таблицы 4 к пункту 3.5 СанПиН 2.1.4.1074 -01 в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна.
Доводы ООО «Орелжилэксплуатация» о том, что общество отвечает за качество воды лишь на водозаборном узле и не отвечает за сети, по которым вода подается к жилому дому, являются несостоятельными.
Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ).
Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ).
Поскольку с целью поставки питьевой воды ООО «Орелжилэксплуатация» эксплуатирует находящиеся в микрорайоне «Наугорский» нецентрализованные водопроводные сети, по которым осуществляет транспортировку воды от водозаборного узла до жилых домов, следовательно, в силу приведенных в решении норм права, общество обязано обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам.
Ввиду изложенного, являются несостоятельными и доводы апелляционной жалобы о том, что срок для устранения выявленных недостатков должен исчисляться не с момента вступления решения суда в законную силу, а с момента передачи бесхозяйных сетей организации осуществляющей поставку воды.
Установленный судом первой инстанции срок для выявленных недостатков является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Содержащиеся в апелляционной жалобе ООО «Орелжилэксплуатация» доводы о том, что по договору с ООО «Эксплуатация жилья» не установлена граница разграничения балансовой ответственности, не влекут отмену решения суда.
В силу части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно пункту 21 Правил № 354 договоры горячего водоснабжения, водоотведения, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида и, если не определено иное, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Внешней границей сетей водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Следовательно, ООО «Орелжилэксплуатация» отвечает за качество питьевой воды, поставляемой до внешней стены жилого дома.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 2 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Бардина Е.Е. |
Дело № 33-1682/2021 № 2-353/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июня 2021 года |
г. Орел |
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.
судей Жидковой Е.В., Корневой М.А.
при секретаре Врацкой А.Ю.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья», обществу с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» на решение Советского районного суда г. Орла от 2 апреля 2021 г., которым постановлено:
«Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья», обществу с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» привести качество питьевой воды, подаваемой жителям многоквартирных домов микрорайона «Наугорский» по адресам: <адрес>, <адрес> в соответствии с требованиями таблиц 3.1 и 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» привести качество питьевой воды в артезианской скважине № и накопительной емкости ВЗУ «Наугорский» по адресу: <адрес>, артезианской скважине № ВЗУ «Наугорский» по адресу: <адрес>, а также качество питьевой воды, подаваемой в многоквартирные дома микрорайона «Наугорский» по адресам: <адрес>, <адрес> в соответствии с требованиями таблиц 3.1 и 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Жидковой Е.В., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Орловской области (далее -Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» (далее - ООО «Эксплуатация жилья»), обществу с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» (далее - ООО «Орелжилэксплуатация») о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.
В обоснование требований указало, что в Управление Роспотребнадзора поступают обращения жителей многоквартирных домов микрорайона «Наугорский» г. Орла по вопросу обеспечения питьевой водой ненадлежащего качества.
По результатам проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» по поручению Управления Роспотребнадзора исследований установлено, что пробы питьевой воды не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Управление многоквартирными жилыми домами по адресам: <адрес>, <адрес> осуществляет ООО «Эксплуатация жилья».
Водоснабжение многоквартирных жилых домов, административных зданий микрорайона «Наугорский» осуществляется из водозаборного узла «Наугорский», расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ООО «Орелжилэксплуатация».
Качество питьевой воды с учетом показателей временных отклонений гигиенических нормативов не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических норм по мутности и содержанию железа.
По указанным основаниям истец с учетом уточнения требований просил суд обязать ООО «Эксплуатация жилья» привести качество питьевой воды, подаваемой жителям многоквартирных домов микрорайона «Наугорский» по адресам: <адрес>, <адрес> в соответствии с требованиями таблиц 3.1 и 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ООО «Орелжилэксплуатация» привести качество питьевой воды в артезианской скважине № и накопительной емкости ВЗУ «Наугорский» по адресу: <адрес>, артезианской скважине № ВЗУ «Наугорский» по адресу: <адрес>, а также качество питьевой воды, подаваемой в многоквартирные дома микрорайона «Наугорский» по адресам: <адрес>, <адрес> в соответствии с требованиями таблиц 3.1 и 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО «Орелжилэксплуатация» просит решение суда отменить в части возложения на общество обязанности.
Приводит доводы о том, что ООО «Орелжилэксплуатация» не несет ответственность за качество питьевой воды в микрорайоне «Наугорский», поскольку нецентрализованные магистральные водопроводные сети, по которым осуществляется транспортировка воды от водозаборного узла до жилых домов ООО «Орелжилэксплуатация» не переданы, в установленные тариф стоимость транспортировки воды по сетям не включена.
Полагает, что срок для устранения выявленных недостатков должен исчисляться не с момента вступления решения суда в законную силу, а с момента передачи бесхозяйных сетей организации осуществляющей поставку воды.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ).
Согласно абзацу второму статьи 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с частью первой статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Частью 7 статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае, если снижение качества воды происходит на бесхозяйных объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, организация, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и эксплуатирует такие бесхозяйные объекты, обязана не позднее чем через два года со дня передачи в эксплуатацию этих объектов обеспечить водоснабжение с использованием таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим требования к качеству горячей воды, питьевой воды, если меньший срок не установлен утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом планами мероприятий по приведению качества горячей воды, питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. На указанный срок допускается несоответствие качества подаваемой горячей воды, питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества горячей воды, питьевой воды, характеризующих ее безопасность.
В силу пункта 12 статьи 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) устанавливают обязанность исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации по бесперебойной подаче горячей воды в целях оказания коммунальных услуг населению.
Согласно пункту 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положение о предоставлении коммунальных услуг.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы» (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения) (пункт 1.1 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Пунктом 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.
Согласно таблице 4 показатель мутности воды по нормативу не может составлять более 1,5 мг/дм3.
Пунктом 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам, в том числе по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2).
Согласно таблице 2 показатель предельно допустимой концентрации в воде железа по нормативу не может составлять более 0,3 мг/дм3.
Из материалов дела следует, что ООО «Эксплуатация жилья» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, что подтверждается представленными в материалы дела договорами управления.
Судом установлено, что в адрес Управления Роспортребнадзора поступали письменные обращения собственников квартир, расположенных по вышеуказанным адресам, по вопросу неудовлетворительного качества питьевой воды.
С целью проверки доводов, изложенных в обращениях, Управлением Роспотребнадзора было поручено ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» провести исследование проб питьевой воды в жилых помещениях, на вводе в многоквартирный жилом дом и артезианских скважинах водозаборного узла «Наугорский».
Аналогичное исследование было проведено ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» по поручению суда при рассмотрении настоящего дела.
В результате проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» исследований было установлено несоответствие качества воды в жилых помещениях по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, а также на вводе в многоквартирные жилые дома и артезианских скважинах водозаборного узла «Наугорский», требованиям пунктов 3.4 и 3.5 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности и уровню содержания железа в воде.
Указанные обстоятельства подтверждаются: заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований №, согласно которым качество воды в пробе, отобранной по адресу: <адрес> (кран на вводе в жилой дом) не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 3,85 мг/л при гигиеническом нормативе не более 2 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований №, из которых следует, что качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кран на кухне), не соответствует требованиям таблицы 2 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по содержанию железа – 2,04 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1 мг/л.; таблицы 4 к пункту 3.5 СаПиН 2.1.4.1074-01 по мутности 8,18 мг/л при гигиеническом нормативе не более 2 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № №, согласно которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кран на вводе в жилой дом), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 3,85 мг/л при гигиеническом нормативе не более 2 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований №х, согласно которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кран на вводе в жилой дом), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 2,14 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л; протоколом № П/Пот <дата>, из которого следует, что качество воды в пробе на вводе в <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.41074-01 по показателям мутности в 1,99 ПДК, железо общее в 3,97 ПДК; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № из которых следует, что качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кран холодной воды в квартире), не соответствует требованиям п. 3.4.3 таблицы 2 по мутности 2,69 мг/л при гигиеническом нормативе не более 2 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований №, согласно которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кран на вводе в дом) не соответствует требованиям таблицы 2 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 2,81 мг/л при гигиеническом нормативе не более 2 мг/л; протоколом № <дата>, согласно которому качество воды в пробе, отобранной на вводе в <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.41074-01 по показателям мутности в 3,99 ПДК, цветности в 1,5 ПДК, железо общее в 8,5 ПДК; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований №, из которых следует, что качество воды в пробе по адресу: <адрес> (жилая комната), не соответствует санитарно – гигиеническим требования по мутности 2,21 мг/л при гигиеническом нормативе не более 21,5 мг/л, по содержанию железа общего 0,51 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № №, из которых следует, что качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кран на вводе в дом), не соответствует требованиям таблицы 2 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 2,81 мг/л при гигиеническом нормативе не более 2 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № о том, что качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кран на вводе в дом), не соответствует требованиям таблицы 2 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по содержанию общего железа 0,46 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований №, согласно которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кран на вводе в жилой дом), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 2,14 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № из которых следует, что качество воды в пробе по адресу: <адрес> (ввод в жилой дом), не соответствует санитарно – гигиеническим требования по мутности 2,08 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л, по содержанию железа общего 0,59 при гигиеническом нормативе не более 1,5 мл/г; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № по которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кухня), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 4,6 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л., по содержанию железа 1,61 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № по которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кухня), не соответствует требованиям санитарно – гигиеническим нормативам по мутности 2,33 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л., по содержанию железа 0,73 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № согласно которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кухня), не соответствует требованиям таблицы 2 к пункту 3.4.3 СанПиН 2.1.41074-01 по содержанию железа 0,49 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № по которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (кухня), не соответствует требованиям таблицы 2 к пункту 3.4.3 СанПиН 2.1.41074-01 по содержанию железа 0,54 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г., по мутности 2,33 при гигиеническом нормативе не более 1,5 мл/г; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № по которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (ввод в дом), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 2,4 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,68 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № согласно которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (ввод в дом), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 2,77 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,56 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований №, согласно которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (ванная комната), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по содержанию железа 0,42 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № № о том, что качество воды в пробе по адресу: <адрес> (ввод в жилой дом), не соответствует требованиям таблицы 3 к пункту 3.4 СанПиН 2.1.41074-01 по мутности 5,6 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л., по содержанию железа 1,92 при гигиеническом нормативе не более 0,3 мл/г; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № по которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (скважина №), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 3,15 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,63 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № № по которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (скважина №), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 5,3 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,60 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № по которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (скважина №), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 3,34 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,66 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № согласно которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (скважина №), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 5,4 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,68 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л; заключением № от <дата> и протоколом лабораторных исследований № согласно которым качество воды в пробе по адресу: <адрес> (резервуар), не соответствует гигиеническим требованиям по мутности 2,52 мг/л при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л и содержанию железа 0,56 мг/л при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л.
Как следует из материалов дела, водозаборный узел, расположенный по адресу: <адрес> - ВЗУ «Наугорский» принадлежит на праве собственности ООО «Орел-ЖЭК».
Из лицензии на право пользования недрами от <дата>, изменении и дополнении к ней от <дата> следует, что ООО «Орелжилэксплуатация» имеет право на геологическое изучение и добычу питьевых подземных вод для хозяйственно – питьевого водоснабжения населения жилого микрорайона «Наугорский» г. Орел сроком до <дата>
Разрешая спор, судом было установлено, что транспортировка питьевого ресурса к жилым домам осуществляется ООО «Орелжилэксплуатация» по нецентрализованным водопроводным сетям, которые были построены при строительстве жилого комплекса.
Заказчиком строительства сетей выступало ОАО ООЦРО «Развитие», по окончании строительства сети в собственность кому-либо, в том числе муниципальному образованию «Город Орел» не передавались.
Данные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.
Также установлено, что <дата> между ООО «Орелжилэксплуатация» и ООО «Эксплуатация жилья» заключен договор на отпуск питьевой воды для технического обслуживания и эксплуатации ООО «Эксплуатация жилья» многоквартирных жилых домов в микрорайоне «Наугорский» и предоставлении услуг водоснабжения собственникам жилых и нежилых помещений.
Согласно пункту 2.1.2 указанного договора ООО «Орелжилэксплуатация» обязано обеспечивать подачу питьевой воды до точки присоединения ООО «Эксплуатация жилья» к сетям ООО «Орелжилэксплуатация»: для жилых помещений, находящихся в микрорайоне «Наугорский» в необходимом объеме, для нежилых помещений в объеме установленного лимита.
Акт балансового разграничения эксплуатационной ответственности сторон по наружным водопроводным сетям и сооружениям для них не составлялся, тариф за транспортировку воды ООО «Орелжилэксплуатация» не начисляется.
<дата> в адрес ООО «Орелжилэксплуатация» для согласования направлен проект постановления администрации г. Орла, в соответствии с которым предусматривалось определить ООО «Орелжилэксплуатация» организацией эксплуатирующей бесхозяйный объект водоснабжения – магистральные сети водоснабжения многоэтажной застройки микрорайона «Наугорский». Однако ответчиком никаких действий по согласованию проекта постановления совершено не было.
Оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и установив несоответствие качества питьевой воды гигиеническим требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по микробиологическим показателям ввиду превышения нормируемого гигиенического показателя содержания железа и мутности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на ООО «Орелжилэксплуатация» обязанность привести качество питьевой воды в водозаборном узле «Наугорский», а ООО «Эксплуатация жилья» в многоквартирных домах в соответствие с требованиями таблицы 2 к пункту 3.4, таблицы 4 к пункту 3.5 СанПиН 2.1.4.1074 -01 в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна.
Доводы ООО «Орелжилэксплуатация» о том, что общество отвечает за качество воды лишь на водозаборном узле и не отвечает за сети, по которым вода подается к жилому дому, являются несостоятельными.
Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ).
Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ).
Поскольку с целью поставки питьевой воды ООО «Орелжилэксплуатация» эксплуатирует находящиеся в микрорайоне «Наугорский» нецентрализованные водопроводные сети, по которым осуществляет транспортировку воды от водозаборного узла до жилых домов, следовательно, в силу приведенных в решении норм права, общество обязано обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам.
Ввиду изложенного, являются несостоятельными и доводы апелляционной жалобы о том, что срок для устранения выявленных недостатков должен исчисляться не с момента вступления решения суда в законную силу, а с момента передачи бесхозяйных сетей организации осуществляющей поставку воды.
Установленный судом первой инстанции срок для выявленных недостатков является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Содержащиеся в апелляционной жалобе ООО «Орелжилэксплуатация» доводы о том, что по договору с ООО «Эксплуатация жилья» не установлена граница разграничения балансовой ответственности, не влекут отмену решения суда.
В силу части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно пункту 21 Правил № 354 договоры горячего водоснабжения, водоотведения, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида и, если не определено иное, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Внешней границей сетей водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Следовательно, ООО «Орелжилэксплуатация» отвечает за качество питьевой воды, поставляемой до внешней стены жилого дома.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 2 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Орелжилэксплуатация» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи