Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-168/2018 ~ М-95/2018 от 07.02.2018

№ 2-168/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«14» марта 2018 г. ст. Боковская

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующей судьи Заяц Р.Н.,

при секретаре Поповой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова С.Н. к ГУ УПФР в Боковском районе о включении периодов работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и о назначении страховой пенсии по старости досрочно со дня обращения за ней,

У С Т А Н О В И Л:

Попов С.Н. обратился в суд с иском к ГУ УПФР в Боковском районе, в котором просил обязать ответчика включить периоды его работы:

- с 02.08.1982г. по 08.08.1983г. – врач-интерн акушера-гинеколога <данные изъяты> (страховой стаж 1 год 0 месяцев 7 дней, специальный стаж 1 год 0 месяцев 7 дней);

- с 09.08.1983г. по 26.09.1983г. – врач акушер-гинеколог <данные изъяты> (страховой стаж 0 лет 1 месяц 18 дней, специальный стаж 0 лет 2 месяца 12 дней);

- с 27.09.1983г. по 09.03.1986г. – заведующий акушер-гинекологическим отделением <данные изъяты>; с 10.03.1986г. по 09.04.1986г. – курсы повышения квалификации (1 месяц); с 10.04.1986г. по 11.08.1986г. – заведующий акушер-гинекологическим отделением <данные изъяты> (страховой стаж 2 года 5 месяцев 13 дней, специальный стаж 3 года 8 месяцев 4 дня);

- с 12.08.1986г. по 31.08.1986г. – врач акушер-гинеколог обсервационного отделения <данные изъяты> (страховой стаж 0 лет 0 месяцев 21 день, специальный стаж 0 лет 0 месяцев 21 день);

- с 01.09.1986г. по 31.03.1987г. – заведующий обсервационным отделением <данные изъяты> (страховой стаж 0 лет 7 месяцев 1 день, специальный стаж 0 лет 7 месяцев 1 день);

- с 01.04.1987г. по 31.12.1991г. – заведующий гинекологическим отделением <данные изъяты> (страховой стаж 2 года 5 месяцев 13 дней, специальный стаж 3 года 8 месяцев 4 дня);

- с 01.01.1992г. по 06.09.1999г. – заведующий гинекологическим отделением <данные изъяты> (страховой стаж 12 лет 5 месяцев 6 дней, специальный стаж 18 лет 7 месяцев 24 дня);

- с 13.09.1999г. по 31.10.1999г. – врач акушер-гинеколог хирургического отделения <данные изъяты> (страховой стаж 0 лет 1 месяц 19 дней, специальный стаж 0 лет 2 месяца 13 дней);

- с 01.11.1999г. по 03.01.2000г. – врач акушер-гинеколог хирургического отделения <данные изъяты> (страховой стаж 0 лет 2 месяца 3 дня, специальный стаж 0 лет 2 месяца 3 дня);

- с 04.01.2000г. по 17.01.2000г. – и.о. заведующего гинекологическим отделением <данные изъяты> (страховой стаж 0 лет 0 месяцев 14 дней, специальный стаж 0 лет 0 месяцев 14 дней);

- с 18.01.2000г. по 18.09.2000г. – врач акушер-гинеколог гинекологического отделения <данные изъяты> (страховой стаж 0 лет 8 месяцев 1 день, специальный стаж 0 лет 8 месяцев 1 день);

- с 19.09.2000г. по 31.12.2002г. – заведующий гинекологическим отделением <данные изъяты> (страховой стаж 2 года 3 месяца 14 дней, специальный стаж 2 года 3 месяца 14 дней);

- с 02.01.2003г. по 17.11.2014г. – заведующий гинекологическим отделением в <данные изъяты> (страховой стаж 11 лет 10 месяцев 16 дней, специальный стаж 11 лет 10 месяцев 16 дней);

- с 01.09.2015г. по 10.01.2016г. – врач акушер-гинеколог акушерского отделения <данные изъяты> (страховой стаж 0 лет 4 месяца 10 дней, специальный стаж 0 лет 4 месяцев 10 дней);

в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Просил также обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости с момента обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ в Боковском районе Ростовской области.

Истец в обоснование иска сослался на то, что в решением комиссии Пенсионного фонда Российской Федерации в УПФР в Боковском районе № 100 от 30.06.2017 года ему отказано в назначении досрочной пенсии согласно пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и с учетом Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. № 2П.

В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включеныследующие периоды:

- с 22.12.2014г. по 31.08.2015г. – врач акушер-гинеколог поликлиники, врач акушер-гинеколог хирургического отделения, врач акушер-гинеколог акушерского отделения <данные изъяты>;

- с 11.01.2016г. по 29.03.2017г. - заведующий акушерским отделением, врач акушер-гинеколог <данные изъяты>.

Общая продолжительность стажа, включенного в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 2 года 9 месяцев 28 дней.

В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включеныуказанные выше периоды его работы.

Общая продолжительность стажа, не включенного в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 32 года 3 месяца 9 дней.

Основной причиной не включения указанных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, комиссия считает отсутствие документального подтверждения указанных периодов работы, так как на запросы УПФР в Боковском районе ответы не поступили.

Также комиссия указывает, что спорные периоды работы могут быть засчитаны в стаж при их документальном подтверждении.

С решением комиссии Пенсионного фонда Российской Федерации УПФР в Боковском районе № 100 от 30.06.2017 года он не согласен, считает решение комиссии не объективным, по следующим основаниям.

1. Он действительно постоянно проживал в указанные периоды в <адрес> и работал в вышеуказанных должностях, получая соответствующую заработную плату.

Во время вооружённого конфликта на востоке Украины город <адрес> оказался на линии фронта и подвергся значительным разрушениям. Некоторые кварталы были полностью уничтожены обстрелами артиллерии. По данным местных властей только в ходе июльских и августовских обстрелов 2015 года погибло около 700 мирных жителей. В ходе конфликта во все корпуса центральной больницы (ЦГБ) были прямые попадания.

<адрес> – административный центр <адрес>, который находится на западе ЛНР на линии противостояния, и в ходе вооруженного конфликта неоднократно подвергался обстрелам.

В 2015 году в связи с проведением Правительством Украины на территории ЛHP и ДНР так называемой анти-террористической операции и реально существовавшей угрозой жизни и здоровью, он уехал в <адрес>, в которой постоянно проживает и работает по настоящее время.

2. В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 4 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с п. 3.3. Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. № 2П «правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизирована в Определении от 5 ноября 2002 года по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Применительно к положениям статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Именно из этого исходил законодатель, закрепив в статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации ”О государственных пенсиях в Российской Федерации» (пункт 6), и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях – заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 9).

Таким образом, норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которой – во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона – исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)».

Основная часть его трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, возникла до 01.01.2002 года и не может служить основанием для ухудшения условий реализации его права на пенсионное обеспечение.

3. В соответствии со ст. 1 «Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (Заключено в г. Москве 13.03.1992) пенсионное обеспечение граждан государств – участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии с п. 1 ст. 6 указанного Соглашения назначение пенсий гражданам государств – участников Соглашения производится по месту жительства.

В соответствии с п. 2 ст. 6 указанного Соглашения Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В соответствии со ст. 11 указанного Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств – участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств – участников Содружества без легализации.

В соответствии с положениями указанного Соглашения:

- назначение трудовой пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения, осуществляется при условии постоянного проживания этих граждан на территории России.

- для установления права гражданина государства – участника Соглашения на пенсию, в том числе на пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств – участников Соглашения, а также на территории бывшего СССР в период до момента подписания Соглашения.

- периоды работы до 1 января 2002 года также учитываются в общем трудовом стаже для оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года.

- периоды работы и иной деятельности, включаемые в трудовой (страховой) стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами российского пенсионного законодательства.

- при обращении за пенсией впервые, она назначается в сроки, установленные российским законодательством, то есть с даты обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

4. В соответствии с Решением Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 7 апреля 2005 года N 01-1/6-04 «О толковании Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года» в качестве гарантии права граждан государств-участников Содружества на пенсионное обеспечение в пункте 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплена норма, согласно которой «для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого их этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения».

Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств-участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства-участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

По мнению Суда, действие первого положения, касающегося учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государства-участника Соглашения, ограничивается только территориями государств-участников Соглашения. Это согласуется со статьей 29 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, устанавливающей обязательную силу договора для каждого участника в отношении всей его территории, и статьей 34, закрепляющей, что договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия.

Экономический Суд отмечает, что при назначении пенсии гражданам всех государств-участников Содружества, в том числе не ставших участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный ими за время трудовой деятельности на территории государств, входивших в состав СССР. При этом трудовой стаж граждан исчисляется с учетом конкретных временных рамок, установленных законодательством государств- участников Содружества или двусторонними международными договорами.

Экономический Суд констатирует, что законодательные и иные нормативные правовые акты государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года содержат правила, обеспечивающие применение в полном объеме в отношении граждан этих государств положения пункта 2 статьи 6, касающегося учета трудового стажа, приобретенного ими в период трудовой деятельности на территории государств- участников Соглашения, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Приоритетность правил международного договора в области пенсионного обеспечения перед нормами национального законодательства закрепляется в статье 2 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года, в пункте 2 статьи 6 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года.

В сообщении Министерства социальной защиты населения Российской Федерации указывается, что при назначении пенсий гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный ими на территории бывшего Советского Союза за время до принятия указанного Соглашения, а также приобретенный на территории государств-участников Соглашения после его принятия.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитываются:

трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории любого из государств- участников Соглашения;

трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения.

5. Для определения права на досрочное пенсионное обеспечение по нормам п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-Ф3 применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в трудовой стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п.п. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрено, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж как год и 3 месяца.

В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, в период действия указанного списка, до 01.11.1999г., право на пенсию за выслугу лет дает работа в качестве врачей и среднего медицинского персонала, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии с действующим законодательством при подсчете страхового стажа, в том числе осуществляющим медицинскую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору (до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования) является трудовая книжка установленного образца.

Периоды работы после регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Такие сведения персонально на каждого работника ежегодно предоставляются страхователем (работодателем) в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, и руководствуясь пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 17Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», он и обратился в Управление Пенсионного фонда в Боковском районе Ростовской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

6. Как указывает комиссия в Решении № 100 от 30.06.2017 года, основной причиной не включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является отсутствие документального подтверждения указанных периодов работы, так как на запросы УПФР в Боковском районе ответы не поступили.

Так как УПФР в Боковском районе официальных ответов на свои запросы не получил, он поехал в ЛHP и самостоятельно получил необходимые документы: справки <данные изъяты>, справки <данные изъяты> и заверенные копии приказов и распоряжений узловой больницы <адрес>. Копии указанных документов приложены к настоящему исковому заявлению. Однако, в УПФР в Боковском районе ему отказали в их принятии на том основании, что они получены не по официальным каналам (то есть, не по запросам УПФР).

Его доводы о том, что на территории Луганской Народной Республики Правительством Украины проводится так называемая антитеррористическая операция, в связи с чем возможны трудности в получении документов, УПФР в Боковском районе не приняты.

Но других реальных способов получить документы, подтверждающие факт и стаж работы в спорные периоды, нет.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии регламентируются Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст. 2 указанного Закона страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии со ст. 10 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 30 Закона под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности.

Статьей 13 Закона установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а в отдельных случаях могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. N 555, предусмотрен порядок подтверждения периодов работы, включаемых в трудовой стаж.

Так, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, в подтверждение периодов работы принимаются справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно, а также по причине небрежного их хранения, умышленного уничтожения не по вине работника, допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В судебном заседании истец Попов С.Н. поддержал исковые требования, привел доводы, указанные в его исковом заявлении. Пояснил также, что он в <данные изъяты>, в <данные изъяты>, в <адрес>, которые находились на территории Луганской области Украины, всегда работал на полную ставку, вел ургентность. При этом, работая заведующим акушер-гинекологического, гинекологического, обсервационного, хирургического отделений больниц, он никогда не был освобожденным заведующим, а всегда занимался врачебной деятельностью, вел больных. Количество коек в указанных отделениях <данные изъяты>, узловой больницы на <адрес> не столь велико, чтобы быть освобожденным заведующим. Кроме того, он за время своей работы всегда был оперирующим врачом, проводил большее количество операций, чем другие сотрудники, делал большие полостные и малые операции, как акушерские, так и гинекологические. Станция <данные изъяты> относится по значению к городу. Пенсию в Республике Украина, ЛНР, ДНР он не получает. В Украине для медицинских работников также предусмотрена досрочная пенсия за выслугу лет, но при получении пенсии нельзя работать, поэтому пенсию в другом государстве он не оформлял. Работодатель за периоды его работы в Украине уплачивал за него страховые взносы.

Представитель ответчика ГУ УПФР в Боковском районе Давыдова О.А. в судебном заседании иск Попова С.Н. не признала, привела в обоснование своей позиции доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.

В письменных возражениях на иск ответчик указал, что трудовая деятельность Попова С.Н. с 02.08.1982 г. по 31.12.1991 г. протекала в СССР, с 01.01.1992 г. по 17.11.2014 г. - на территории республики Украина, являющейся государством-участником Соглашения от 13.03.1992 г.

В Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное проживание с территории государств - участников Соглашения, осуществляется в соответствии с нормами федеральных законов от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации названных федеральных законов, в частности, Правил № 1015, в том числе в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 предусмотрено, что периоды работы до регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются документами, выданными работодателями или государственными органами в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно представленных истцом для назначения пенсии документов общая продолжительность стажа, включенного в стаж, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 2 года 09 месяцев 28 дней.

В стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включены следующие периоды:

с 02.08.1982г. по 08.08.1983г. - врач-интерн акушера-гинеколога <данные изъяты>.

В этот период действовало Постановление № 1397 от 17.12.1959г., согласно которому правом на досрочную пенсию имели врачи больничных учреждений всех наименований. Специальность врач-интерн получает после интернатуры, только после этого он может относиться к врачам-специалистам. При условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста, данный период может быть учтен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно пп. 20 п. 1 ст. 30 (медицинские работники) ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» заявитель должен иметь не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста. Определить, к какой местности относится <данные изъяты>, не представляется возможным. Печать на данном периоде плохо читается. На запросы УПФР ответа нет (страховой стаж - 1 год 0 месяцев 7 дней, специальный стаж 1 год 0 месяцев 7 дней).

с 09.08.1983г. по 26.09.1983г. - врач акушер-гинеколог <данные изъяты>.

В этот период действовало Постановление №1397 от 17.12.1959г., согласно которому правом на досрочную пенсию имели врачи больничных учреждений всех наименований. Печать на данном периоде не читается. При документальном подтверждении данный период может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. На запросы УПФР ответа нет (страховой стаж - 0 лет 1 месяц 18 дней, специальный стаж 0 лет 2 месяца 12 дней).

с 27.09.1983г. по 09.03.1986г. — заведующий акушер-гинекологическим отделением <данные изъяты>; (страховой стаж - 2 года 5 месяцев 13 дней), с 10.03.1986г. по 09.04.1986г. — курсы повышения квалификации (1 месяц); с 10.04.1986г. по 11.08.1986г. - заведующий акушер-гинекологическим отделением <данные изъяты>.

В этот период действовало Постановление №1397 от 17.12.1959г., согласно которому правом на досрочную пенсию имела работа на руководящих должностях, независимо от наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения. Печать на данном периоде не читается. При документальном подтверждении данный период может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. На запросы УПФР ответа нет (0 года 4 месяцев 2 дня).

с 12.08.1986г. по 31.08.1986г. - врач-акушер-гинеколог обсервационного отделения <данные изъяты>.

В этот период действовало Постановление №1397 от 17.12.1959г., согласно которому правом на досрочную пенсию имели врачи больничных учреждений всех наименований. Из-за отсутствия документов невозможно определить, входила ли обсервационное отделение в структуру больницы. Печать на данном периоде не читается. При документальном подтверждении данный период может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. На запросы УПФР ответа нет (0 года 0 месяцев 20 дней).

с 01.09.1986г. по 31.03.1987г. - заведующий обсервационным отделением <данные изъяты>.

В этот период действовало Постановление №1397 от 17.12.1959г., согласно которому правом на досрочную пенсию имела работа на руководящих должностях, независимо от наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения. Из-за отсутствия документов невозможно определить, входило ли обсервационное отделение в структуру больницы. Печать на данном периоде не читается. При документальном подтверждении данный период может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. На запросы УПФР ответа нет (страховой стаж — 0 лет 7 месяцев 1 день, специальный стаж 0 лет 7 месяцев 1 день).

с 01.04.1987г. по 31.12.1991г. - заведующий гинекологическим отделением <данные изъяты>.

В этот период действовало Постановление №1397 от 17.12.1959г., согласно которому правом на досрочную пенсию имела работа на руководящих должностях, независимо от наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения. Печать на данном периоде не читается. При документальном подтверждении данный период может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. На запросы УПФР ответа нет (4 года 09 месяцев 01 день).

с 01.01.1992г. по 06.09.1999г. - заведующий гинекологическим отделением <данные изъяты>.

В этот период действовало Постановление № 464 от 06.09.1991г. и Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, согласно которому правом на досрочное пенсионное обеспечение пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности, заведующие в этом Списке не поименованы. На запросы УПФР ответа нет (страховой стаж — 7 лет 8 месяцев 6 дней).

с 13.09.1999г. по 31.10.1999г. - врач акушер-гинеколог хирургического отделения <данные изъяты>.

При оценке периодов работы, имевших место до 01.11.1999г. применяются нормы постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 и Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Данный период не может быть зачтен в стаж, дающий право на досрочное пенсионное объединение, т.к. во-первых, определить, к какой местности относится <данные изъяты>, не представляется возможным, во-вторых, печать не читается. При документальном подтверждении данный период может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. На запросы УПФР ответа нет (страховой стаж — 0 лет 1 месяц 19 дней, специальный стаж 0 лет 2 месяца 13 дней).

с 01.11.1999г. по 03.01.2000г. - врач акушер-гинеколог хирургического отделения <данные изъяты>.

За периоды работы после 01.11.1999г. - нормы постановления от 22.09.1999г. № 1066 и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г №1066. Согласно данному постановлению периоды работы после 01.11.1999 года должны подтверждаться наличием в штатном расписании полной ставки. Заявитель был принят врачом акушер-гинекологом в хирургическое отделение <данные изъяты>. Определить наличие полной ставки по соответствующей должности не представляется возможным из-за отсутствия документов. Печать на данном периоде на украинском языке и плохо читаемая. Определить, к какой местности относится <данные изъяты>, не представляется возможным. На запросы УПФР ответа нет (страховой стаж — 0 лет 2 месяца 3 дня, специальный стаж 0 лет 2 месяца 3 дня).

с 04.01.2000г. по 17.01.2000г. — и.о заведующего гинекологическим отделением <данные изъяты>.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 установлено, что правом за выслугу лет с вязи с лечебной и иной работой по охране здоровья пользуются врачи-специалисты (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.Таким образом, правоопределяющим фактором для руководителей учреждений здравоохранения, в том числе их структурных подразделений, является выполнение врачебной деятельности, которая должна осуществляться по имеющейся у них специализации в рамках основного рабочего времени, в объеме полной ставки. В соответствии с пунктом 5.3 Номенклатуры должностей от 15.10.1999г. врачам - руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям-врачам разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности. Из-за отсутствия документов не просматривается тот факт, что после назначения и.о. заведующего гинекологическим отделением Попов С.Н. оставался врачом акушером-гинекологом. Определить, к какой местности относится <данные изъяты>, не представляется возможным. На запросы УПФР ответа нет (страховой стаж — 0 лет 0 месяцев 14 дней, специальный стаж 0 лет 0 месяцев 14 дней).

с 18.01.2000г. по 18.09.2000г. - врач акушер-гинеколог гинекологического отделения <данные изъяты>.

Периоды работы после 01.11.1999 года должны подтверждаться наличием в штатном расписании полной ставки. Заявитель был принят врачом акушер- гинекологом в хирургическое отделение <данные изъяты>. Определить наличие полной ставки по соответствующей должности не представляется возможным из-за отсутствия документов. Печать на данном периоде на украинском языке и плохо читаемая. Определить, к какой местности относится <данные изъяты>, не представляется возможным. На запросы УПФР ответа нет (страховой стаж — 0 лет 8 месяцев 1 день, специальный стаж 0 лет 10 месяцев 1 день).

с 19.09.2000г. по 31.12.2002г. - заведующий гинекологическим отделением <данные изъяты>.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 установлено, что правом за выслугу лет с вязи с лечебной и иной работой по охране здоровья пользуются врачи-специалисты (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.Таким образом, правоопределяющим фактором для руководителей учреждений здравоохранения, в том числе их структурных подразделений, является выполнение врачебной деятельности, которая должна осуществляться по имеющейся у них специализации в рамках основного рабочего времени, в объеме полной ставки. В соответствии с пунктом 5.3 Номенклатуры должностей от 15.10.1999г. врачам-руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям-врачам разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности. Из-за отсутствия документов не просматривается тот факт, что после назначения заведующим гинекологическим отделением Попов С.Н. оставался врачом акушером-гинекологом. На запросы УПФР ответа нет (страховой стаж - 2 года 3 месяца 13 дней).

с 02.01.2003г. по 17.11.2014 г. - заведующий гинекологическим отделением в <данные изъяты>.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 установлено, что правом за выслугу лет с вязи с лечебной и иной работой по охране здоровья пользуются врачи-специалисты (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи- руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.Таким образом, правоопределяющим фактором для руководителей учреждений здравоохранения, в том числе их структурных подразделений, является выполнение врачебной деятельности, которая должна осуществляться по имеющейся у них специализации в рамках основного рабочего времени, в объеме полной ставки. В соответствии с пунктом 5.3 Номенклатуры должностей от 15.10.1999г. врачам-руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям-врачам разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности. Из-за отсутствия документов не просматривается тот факт, что после назначения заведующим гинекологическим отделением Попов С.Н. оставался врачом акушером-гинекологом. На запросы УПФР ответа нет (страховой стаж — 11 лет 10 месяцев 16 дней, специальный стаж 11 лет 10 месяцев 16 дней).

с 01.09.2015г. по 10.01.2016г. - врач акушер-гинеколог акушерского отделения <данные изъяты>.

Согласно тарификации в наблюдательном деле <данные изъяты>, находящемся в УПФР в Боковском районе, заявитель имел 0,5 ставки врача акушера-гинеколога, поэтому данный период времени не может быть учтен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии (страховой стаж — 0 лет 4 месяца 10 дней, специальный стаж 0 лет 4 месяца 10 дней).

Общая продолжительность стажа, не включенного в стаж, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет — 32 года 3 месяца 9 дней.

Периоды работы на территории государств участников Соглашения от 13.03.1992 года с 01.01.1991 г. по 31.12.2001 г. засчитываются в страховой стаж независимо от уплаты страховых взносов, после 01.01.2002 г. засчитываются при условии подтверждения уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование в компетентные органы.

При назначении досрочной пенсии по старости гражданам бывших республик необходима информация о включении данных профессий в списки профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в период выполнения такой работы.

Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашений.

Решение об установлении пенсии с соблюдением сроков, установленных пенсионным законодательством Российской Федерации, выносится на основании документов о трудовом (страховом) стаже и заработке, поступивших от указанных органов, при их надлежащем подтверждении.

(л.д. 42-48)

Выслушав доводы сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, пенсионное дело истца, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.

При этом не подлежит удовлетворению иск в части включения в специальный страховой стаж периода работы истца с 02.08.1982г. по 08.08.1983г. – врач-интерн акушера-гинеколога <данные изъяты> (страховой стаж 1 год 0 месяцев 7 дней, специальный стаж 1 год 0 месяцев 7 дней), так как истцом документально не подтверждено выполнение в этот период функциональных обязанностей по должности врача-специалиста. Имеющаяся в материалах дела справка от работодателя подтверждает лишь работу истца в указанный период в должности врача-интерна по акушерству и гинекологии, но не в должности врача-специалиста (л.д. 25).

Также не подлежит удовлетворению иск Попова С.Н. в части включения в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью периода его работы с 01.09.2015г. по 10.01.2016г. – врач акушер-гинеколог акушерского отделения <данные изъяты>, так как в этот период истец не вырабатывал полную ставку врача-специалиста.

Кроме того, как полагает суд, период работы истца с 01.01.2000г. по 17.01.2000г. и.о. заведующего гинекологическим отделением <данные изъяты> также не подлежит включению в специальный стаж его работы, так как истцом документально не подтваерждено выполнение в этот период врачебной деятельности.

В остальной части иск Попова С.Н. обоснован и подлежит удовлетворению.

Досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников осуществляется на основаниип. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с которымстраховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличиивеличины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Для определения права на досрочное пенсионное обеспечение по нормам п. 20 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства РФ от29.10.2002 г. № 781.

В указанном Списке предусмотрены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, медицинские сестры, работающие в больницах всех наименований, поликлиниках всех наименований, родильных домах.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от29.10.2002 г. № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;

б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

В перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, указаны наименования структурных подразделений – отделения хирургического профилястационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 списка: акушерское, акушерское обсервационное, гинекологическое, операционное, хирургическое и др.; в наименовании должностей указаны оперирующие врачи-специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи-заведующие.

Кроме того, порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ регламентируется Правилами исчисления периодов работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 г., утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Понятие полного рабочего дня для льготного пенсионного обеспечения определено в пункте 5 Разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 г. N 5, в соответствии с которым, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренного Списками, не менее 80% рабочего времени.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

При оценке периодов работы, имевших место до 01.11.1999 г., применяются нормы постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 и Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, а за периоды работы после 01.11.1999 г. - нормы постановления от 22.09.1999 г. № 1066 и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 установлены правила исчисления выслуги для отдельных категорий медицинских работников, в соответствии с которымив стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

В прилагаемом к постановлению Списке предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.

Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года, предусмотрены врачи-специалисты, в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность; медицинские сестры, работающие в больницах, поликлиниках, родильных домах.

Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, предусмотрено, что в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком. Врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня

В Перечне – Приложении к Правилам указаны оперирующие врачи-специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи-заведующие отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, в том числе: акушерских физиологических, акушерских обсервационных, акушерских патологии беременности, гинекологических, хирургических отделений.

Таким образом, до 1 ноября 1999 года не предусматривалось обязательное выполнение работы, связанной с лечебной деятельностью, для назначения пенсии за выслугу лет, в течение полного рабочего дня, на полную ставку.

Истец Попов С.Н. помимо трудовой книжки представил в суд документы (справки, приказы) работодателя, подтверждающие периоды его работы, подлежащие включению в специальный страховой стаж:

- с 09.08.1983г. по 26.09.1983г. – врач акушер-гинеколог <данные изъяты> (страховой стаж 0 лет 1 месяц 18 дней, специальный стаж 0 лет 1 месяц 18 дней);

- с 27.09.1983г. по 09.03.1986г. – заведующий акушер-гинекологическим отделением <данные изъяты>; с 10.03.1986г. по 09.04.1986г. – курсы повышения квалификации (1 месяц); с 10.04.1986г. по 10.08.1986г. – заведующий акушер-гинекологическим отделением <данные изъяты> (страховой стаж 2 года 10 месяцев 14 дней, специальный стаж 2 года 10 месяцев 14 дней);

- с 11.08.1986г. по 31.08.1986г. – врач акушер-гинеколог обсервационного отделения <данные изъяты> (страховой стаж 0 лет 0 месяцев 21 день, специальный стаж 0 лет 0 месяцев 21 день);

- с 01.09.1986г. по 31.03.1987г. – заведующий обсервационным отделением <данные изъяты> (страховой стаж 0 лет 7 месяцев 1 день, специальный стаж 0 лет 7 месяцев 1 день);

- с 01.04.1987г. по 31.12.1991г. – заведующий гинекологическим отделением <данные изъяты> (страховой стаж 4 года 9 месяцев 1 день, специальный стаж 7 лет 1 месяц 16 дней);

- с 01.01.1992г. по 06.09.1999г. – заведующий гинекологическим отделением <данные изъяты> (страховой стаж 7 лет 8 месяцев 6 дней, специальный стаж 11 лет 6 месяцев 9 дней);

- с 13.09.1999г. по 31.10.1999г. – врач акушер-гинеколог хирургического отделения <данные изъяты> (страховой стаж 0 лет 1 месяц 19 дней, специальный стаж 0 лет 2 месяца 13 дней);

- с 01.11.1999г. по 31.12.1999г. – врач акушер-гинеколог хирургического отделения <данные изъяты> (страховой стаж 0 лет 2 месяца 0 дней, специальный стаж 0 лет 3 месяца 0 дней);

- с 18.01.2000г. по 18.09.2000г. – врач акушер-гинеколог гинекологического отделения <данные изъяты> (страховой стаж 0 лет 8 месяцев 1 день, специальный стаж 1 год 0 месяцев 1 день);

- с 19.09.2000г. по 31.12.2002г. – заведующий гинекологическим отделением <данные изъяты> (страховой стаж 2 года 3 месяца 13 дней, специальный стаж 3 года 5 месяцев 4 дня);

- с 02.01.2003г. по 17.11.2014г. – заведующий гинекологическим отделением в <данные изъяты> (страховой стаж 11 лет 10 месяцев 16 дней, специальный стаж 17 лет 9 месяцев 24 дня).

(л.д. 25-36, 55)

При этом из справок ГУ «<данные изъяты>» следует, что истец Попов С.Н. работал в указанных должностях с 01.09.1986г. по 31.03.1987г., с 01.04.1987г. по 31.12.1991г., с 01.01.1992г. по 06.09.1999г., с 19.09.2000г. по 31.12.2002г., с 02.01.2003г. по 17.11.2014г. на 1,0, то есть на полную ставку. Кроме того, из этих справок видно, что работая в указанные периоды в должностях заведующего обсервационным отделением, заведующего гинекологическим отделением, Попов С.Н. осуществлял функции врача-акушер-гинеколога, т.е. осуществлял врачебную деятельность (л.д. 26, 27, 35).

Свидетели ФИО16., ФИО17., ФИО18., ФИО19 работавшие вместе с истцом в спорные годы в <данные изъяты> и в <данные изъяты>, в судебном заседании подтвердили, что истец в данных учреждениях всегда работална полную ставку и больше, чем на ставку; что Попов С.Н. всегда был ведущим оперирующим врачом, выполнял операции больше других сотрудников; выполнял самые сложные большие полостные и малые, экстренные и плановые, акушерские и гинекологические операции: аборты, внематочные, миомы матки, кисты, кесарево сечение и другие; что в спорные периоды работы истца в должностях заведующего обсервационным отделением, заведующего гинекологическим отделением Первомайской центральной городской больницы, <данные изъяты> истец Попов С.Н. занимался не только административной работой, но и врачебной деятельностью в течение полного рабочего дня, ведя часть стационарных больных и осуществляя функции оперирующего врача-акушер-гинеколога.

Документальных сведений о работе истца врачом акушером-гинекологом хирургического отделения <данные изъяты> в периоды с 13.09.1999г. по 31.12.1999г., с 18.01.2000г. по 18.09.2000г., а также и.о. заведующего гинекологическим отделением <данные изъяты> в период с 01.01.2000г. по 17.01.2000г. на полную ставку не имеется, однако свидетели ФИО20 <данные изъяты> в суде подтвердили, что истец в эти периоды работал на полную ставку.

Кроме того, сведений об издании работодателем приказов, на основании которых Попову С.Н. в вышеуказанные периоды устанавливался неполный рабочий день или неполная рабочая неделя, в материалах дела не имеется. Ответчиком, со своей стороны, каких-либо доказательств, подтверждающих выполнение истцом в спорные периоды работы в режиме неполной занятости, суду не представлено.

Вместе с тем, как полагает суд, период работы истца с 01.01.2000г. по 17.01.2000г. и.о. заведующего гинекологическим отделением узловой <данные изъяты> не подлежит включению в специальный стаж его работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, так как за этот период истцом не представлено документального подтверждения выполнения врачебной деятельности. Страховой стаж за этот период составляет 0 лет 0 месяцев 17 дней.

Период обучения Попова С.Н. на курсах повышения квалификации с 10.03.1986г. по 09.04.1986г. (1 месяц) также подлежит, по мнению суда, включению в специальный стаж, дающий право истцу на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

При этом суд исходит из того, что в период нахождения на курсах повышения квалификации Попов С.Н. продолжал состоять с работодателем в трудовых правоотношениях, ему в эти периоды начислялась заработная плата. Суд принимает во внимание, что указанные курсы относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков. Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе для лиц, осуществляющих лечебную деятельность, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Периоды работы истца:

- с 01.04.1987г. по 31.12.1991г. – заведующий гинекологическим отделением <данные изъяты>;

- с 01.01.1992г. по 06.09.1999г. – заведующий гинекологическим отделением <данные изъяты>;

- с 13.09.1999г. по 31.10.1999г. – врач акушер-гинеколог хирургического <данные изъяты>;

- с 01.11.1999г. по 31.12.1999г. – врач акушер-гинеколог хирургического <данные изъяты>;

- с 18.01.2000г. по 18.09.2000г. – врач акушер-гинеколог гинекологического <данные изъяты>;

- с 19.09.2000г. по 31.12.2002г. – заведующий гинекологическим отделением <данные изъяты>;

- с 02.01.2003г. по 17.11.2014г. – заведующий гинекологическим отделением в <данные изъяты>,

подлежат включению в льготный стаж работы из расчета один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев.

Таким образом, льготный стаж работы истца, который, по мнению суда, необоснованно не зачтен ответчиком, составляет 45 лет 0 месяцев 1 день. С учетом стажа работы, включенного ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – 2 года 9 месяцев 28 дней, общий льготный стаж работы истца составляет на дату обращения с заявлением о назначении пенсии – 47 лет 9 месяцев 29 дней, то есть, более 30 лет требуемого льготного стажа.

Суд отмечает, что при условии не применения к льготному стажу работы истца приведенного расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, льготный стаж работы истца в любом случае составляет более 30 лет требуемого льготного стажа.

Страховой стаж истца, в том числе до 2002 года, составляет более 30 лет и достаточен (в 2017 году необходимо 8 лет) для назначения ему пенсии на льготных условиях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Согласно п. 4 Правил при подсчете страхового стажа подтверждаются:

а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации (п. 5 Правил).

Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается (п. 5 Правил).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Аналогичное правило предусмотрено в приведенном выше пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Организация индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

По правилам ст. ст. 8, 15 названного Закона, обязанность по предоставлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах в сроки, установленные ст. 11 данного Закона, возложена на страхователя - работодателя.

Истец Попов С.Н. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования на территории Российской Федерации с 15 декабря 2014 года.

13.03.1992 года между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Таким образом, данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.

В силу ст. 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Истец Попов С.Н. представил в суд индивидуальные сведения о застрахованном лице за период с 2000 по 2016 годы из Пенсионного Фонда Луганской Народной Республики, подтверждающие уплату за него страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в указанные периоды работы (л.д. 55-67).

Суд считает, что отсутствие справки компетентных органов Республики Украина об уплате за истца после 01.01.2002 года страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование является обстоятельством, не зависящим от истца, так как в восточной части территории Украины (место работы истца) несколько лет продолжаются вооруженный конфликт, боевые действия, в связи с чем получить такую справку именно из Пенсионного Фонда Украины не представляется возможным, что соответственно не может умалять право истца на специальный стаж.

Суд приходит к выводу о том, что отсутствие соответствующих сведений из компетентных органов Республики Украина не может служить подтверждением отсутствия у истца страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Суд считает, что у истца возникло право на назначение досрочной пенсии по старости с момента обращения за ней.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

30 марта 2017 года истец подал заявление о назначении ему пенсии досрочно. Вины истца нет в том, что пенсию ему своевременно не назначили.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Попова С.Н. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в Боковском районе Ростовской области включить Попову С.Н., <данные изъяты>, в специальный страховой стаж, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды его работы:

- с 09.08.1983г. по 26.09.1983г. – врач акушер-гинеколог <данные изъяты>;

- с 27.09.1983г. по 10.08.1986г. – заведующий акушер-гинекологическим отделением <данные изъяты>;

- с 11.08.1986г. по 31.08.1986г. – врач акушер-гинеколог обсервационного отделения <данные изъяты>;

- с 01.09.1986г. по 31.03.1987г. – заведующий обсервационным отделением <данные изъяты>;

- с 01.04.1987г. по 31.12.1991г. – заведующий гинекологическим отделением <данные изъяты> в льготном порядке исчисления стажа как один год и шесть месяцев;

- с 01.01.1992г. по 06.09.1999г. – заведующий гинекологическим отделением <данные изъяты> в льготном порядке исчисления стажа как один год и шесть месяцев;

- с 13.09.1999г. по 31.10.1999г. – врач акушер-гинеколог хирургического отделения <данные изъяты> в льготном порядке исчисления стажа как один год и шесть месяцев;

- с 01.11.1999г. по 31.12.1999г. – врач акушер-гинеколог хирургического отделения <данные изъяты> в льготном порядке исчисления стажа как один год и шесть месяцев;

- с 18.01.2000г. по 18.09.2000г. – врач акушер-гинеколог гинекологического отделения <данные изъяты> в льготном порядке исчисления стажа как один год и шесть месяцев;

- с 19.09.2000г. по 31.12.2002г. – заведующий гинекологическим отделением <данные изъяты> в льготном порядке исчисления стажа как один год и шесть месяцев;

- с 02.01.2003г. по 17.11.2014г. – заведующий гинекологическим отделением в <данные изъяты> в льготном порядке исчисления стажа как один год и шесть месяцев,

и назначить Попову С.Н. страховую пенсию по старости досрочно со дня обращения в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Боковском районе Ростовской области, т.е. с 30.03.2017 года.

В остальной части иска Попову С.Н. отказать.

Взыскать с ГУ УПФР в Боковском районе в пользу Попова С.Н. расходы по уплате государственной пошлины – 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено к 18 марта 2018 года.

Председательствующая

2-168/2018 ~ М-95/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Попов Сергей Николаевич
Ответчики
УПФР в Боковском районе
Суд
Шолоховский районный суд Ростовской области
Судья
Заяц Рита Николаевна
Дело на сайте суда
sholohonsky--ros.sudrf.ru
07.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2018Передача материалов судье
09.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2018Подготовка дела (собеседование)
21.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2018Судебное заседание
18.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2018Дело оформлено
24.05.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее