дело №2а-511/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 09 июня 2017 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Романовой О.А.,
с участием представителя административного истца АО «Карельский окатыш» Марченко О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Акционерного общества «Карельский окатыш» к Государственной инспекции труда в Республике Карелия об оспаривании предписания,
установил:
АО «Карельский окатыш» обратилось с названным административным исковым заявлением, указав, что 05.05.2017 в адрес АО «Карельский окатыш» поступило предписание Государственного инспектора труда (по охране труда) Ефремова К.О. № Х от 26.04.2017. Указанное предписание выдано по итогам расследования тяжелого несчастного случая, происшедшего 28.03.2017 с работником Общества Ч.С.А. Не согласны с данным предписанием. Указанные в предписании нарушения Общество не допускало. Просит признать предписание Государственного инспектора труда (по охране труда). № Х от 26.04.2017 незаконным и отменить.
В судебном заседании представитель административного истца АО «Карельский окатыш» Марченко О.Ю., действующая на основании доверенности, поддержала требования по доводам, изложенным в заявлении и дополнительных письменных пояснениях, и пояснила, что пункты 1 и 2 предписания указаны необоснованно, поскольку нарушений не допущено, обязанность по проведению инструктажа и обучения безопасным методам работы работодателем исполняется, инспектором в суд представлены не в полном объеме документы, регламент по ведению переговоров установлен в соответствии с инструкцией, также оспаривается вывод инспектора о том, что работа пострадавшего была связана с работой на высоте. Обязанность по обеспечению работников очищающими средствами работодателем выполняется в полном объеме. Что касается проведения обязательного направления на психиатрическое освидетельствование работников, у работодателя отсутствовала возможность направления, поскольку в г. Костомукша не была создана специальная комиссия вплоть до апреля 2017 года.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Республике Карелия, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, в представленном письменном отзыве просил отказать в удовлетворении административного иска, указав, что по результатам расследования тяжелого несчастного случая в АО «Карельский окатыш» были выявлены нарушения, в связи с чем работодателю было выдано предписание с требованием устранить нарушения. Считает, что предписание вынесено законно и обоснованно.
Выслушав представителя истца, обсудив доводы и возражения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.
Основные полномочия федеральной инспекции труда закреплены в ст. 356 ТК РФ, в соответствии с п. 1 которой, федеральная инспекция труда, в том числе, осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Абзацем 6 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников.
В судебном заседании установлено, что по результатам расследования тяжелого несчастного случая, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ с работником УЖДТ АО «Карельский окатыш» помощником машиниста тепловоза Ч.С.А., 26 апреля 2017 года Государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в РК Ефремовым К.О. выдано предписание № Х об устранении нарушений трудового законодательства, которым юридическому лицу предписано: 1. В соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ в целях обеспечения безопасности работников довести до сведения всех работников АО «Карельский окатыш» причины и обстоятельства несчастного случая, произошедшего с Ч.С.А. со сроком исполнения 31.05.2017; 2. В соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ, постановления Минтруда РФ от 13.01.2003 №1/29 провести внеплановый инструктаж с работниками УЖДТ по результатам расследования несчастного случая, произошедшего с Ч.С.А., со сроком исполнения 15.05.2015; 3. В соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ в целях обеспечения безопасности работников внести дополнение в производственную инструкцию №ПИ-20-2016 для машинистов тепловоза, помощников машинистов тепловоза меры безопасности при выполнении маневровых работ, со сроком исполнения 22.05.2017; 4. В соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ, постановлением Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29 провести инструктаж, обучение по охране труда и проверку знаний по функциям составителя поездов, в части выполнения руководства маневрами в маневровых районах, со сроком исполнения 15.06.2017; 5. В соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ разработать и утвердить технико-технологические мероприятия при проезде работника на специальной подножке вагона, с учётом мер безопасности: - способы, средства защиты руководителя маневров, машиниста, работающих вблизи людей от действия вредных и опасных производственных факторов; - средства связи руководителя маневров и машиниста (звуковая сигнализация, радио- и телефонная связь) и порядок проведения переговоров и пользования радиосвязью при проезде на специальной подножке вагона; - системы обеспечения безопасности работ на высоте, средства индивидуальной и коллективной защиты работников от падения с высоты и потребность в них, со сроком исполнения 18.09.2017; 6. В соответствии с требованиями ст.ст. 76, 212 Трудового кодекса РФ обеспечить недопущение к исполнению трудовых обязанностей работников, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, недопущение без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований со сроком исполнения 05.05.2017; 7. В соответствии с требованиями ст.ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ, п. 24 Приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 №1122н организовать надлежащий учёт и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки, со сроком исполнения 15.06.2017.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей. Право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ч. 2 ст. 37 Конституции Российской Федерации. Этому праву работников корреспондирует обязанность работодателя создавать такие условия труда (ст. 212 ТК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
Как следует из материалов дела, тяжелый несчастный случай с помощником машиниста тепловоза УЖДТ АО «Карельский окатыш Ч.С.А. произошел 28.03.2017 около 16 час. 40 мин. в зоне стрелочного перевода №31р, находящегося между железнодорожными переездами 4 и 14, в ходе выполнения своих трудовых обязанностей после перевода стрелки, проследовал на противоположную от ручного привода сторону железнодорожного пути, поднялся на специальную подножку и держась правой рукой за поручень, передал машинисту тепловоза К.С.Л. по радиосвязи указание на движение в тупик. После начала движения маневрового состава Ч.С.А. принял решение переместить радиостанцию из левой руки в правую. Во время перемещения радиостанции, Ч.С.А. потерял равновесие и упал на обочину железнодорожного пути, с высоты 30 см.. При падении Ч.С.А. был травмирован. Установлен диагноз: <данные изъяты>, которое относится к категории «тяжелая». Исходя из полученных травм, комиссия предполагает, что Ч.С.А. был травмирован в результате контактного удара элементов железнодорожного подвижного состава. Согласно акту №02-17 от 14.04.2017 комиссия пришла к выводу, что причиной несчастного случая явилась неосторожность работника, выразившаяся в отсутствии концентрирования внимания при движении маневрового состава, находясь на специальной подножке.
По смыслу статей 354, 355, 356 Трудового кодекса РФ при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Таким образом, пункты предписания, не основанные на конкретном нарушении трудового законодательства и носящие рекомендательный характер, выходят за рамки полномочий предоставленных законом государственному инспектору труда.
Пункты предписания № 1 и 2 не отражают конкретного нарушения трудового законодательства и носят рекомендательный характер, поэтому не могут быть признаны допустимыми.
Маневровые работы входят в состав трудовой функции помощника машиниста тепловоза. В УЖДТ АО «Карельский окатыш» 19.02.2016 утверждена Инструкция производственная для машинистов тягового агрегата, помощников машиниста тягового агрегата, машинистов тепловоза, помощников машиниста тепловоза по безопасным приемам выполнения работ с соблюдением требований охраны и промышленной безопасности №ИП 20-16, в разделе 9 предусмотрены «меры безопасности при маневровой работе».
Поскольку п. 3 предписания не содержит конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, суд приходит к выводу о том, что указанный пункт не соответствует требованиям закона.
Согласно Приказу № Х от 02.06.2016 в АО «Карельский окатыш» утверждена Программа обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве для машинистов и помощников машиниста локомотивов (тягового агрегата, электровоза, тепловоза) локомотивной службы УЖДТ. 03.10.2016 утверждена Программа инструктажа №20 первичного (повторного) на рабочем месте по охране труда и промышленной безопасности для машинистов тягового агрегата, помощников машиниста тягового агрегата, машинистов тепловоза, помощников машиниста тепловоза ЛС УЖДТ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что машинисты тяговых агрегатов, помощники машиниста тягового агрегата, машинисты тепловоза, помощники машиниста тепловоза на инструктажах и обучениях по охране труда изучают руководство маневрами в маневровых работах, в том числе и по функции составителя поездов, что подтверждается актом расследования тяжелого несчастного случая. При изложенных обстоятельствах п. 4 предписания нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с п.п. б п. 3 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.03.2014 №155н к работам на высоте относятся работы, при которых существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м. если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.
Как следует из материалов расследования тяжелого несчастного случая, расстояние от края ступени специальной подножки и до уровня снега составило 30 см. вдоль всего пути на расстоянии 2 м. от стрелочного перевода.
Таким образом, доказательств о выполнении пострадавшим работ над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами в материалах дела не имеется. Использование средств индивидуальной или коллективной защиты работников от падения с высоты при осуществлении маневровых работ (движении) не предусмотрено Правилами. Также необоснованно в п. 5 предписания указано о необходимости разработать и утвердить технико-технологические мероприятия при проезде работника на специальной подножке вагона, с учётом мер безопасности: - способы, средства защиты руководителя маневров, машиниста, работающих вблизи людей от действия вредных и опасных производственных факторов; - средства связи руководителя маневров и машиниста (звуковая сигнализация, радио- и телефонная связь) и порядок проведения переговоров и пользования радиосвязью при проезде на специальной подножке вагона, однако в предписании не указано, какие нарушения допущены работодателем и какие конкретно действия должны быть приняты, что влечёт за собой неисполнимость предписания, в связи с чем оно не может быть признано обоснованным.
Сведений о нарушении работодателем требований ст.ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ, п. 24 Приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 №1122н по организации учёта и контроля за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки в материалах проверки отсутствуют, в связи с чем п. 7 Предписания нельзя признать законным и обоснованным.
Довод административного истца об отсутствии нарушений требований ст.ст. 76, 212 ТК РФ в части недопущения к исполнению трудовых обязанностей работников без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования по тем основаниям, что специальная комиссия в г. Костомукша была организована в апреле 2017 года, суд считает необоснованным.
Согласно абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Частью 6 ст. 213 ТК РФ установлено, что работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Факт осуществления работниками трудовых функций без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования не оспаривается представителем административного истца.
Доказательств невозможности проведения обязательных психиатрических освидетельствований за пределами г. Костомукша, суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что п. 6 Предписания вынесен законно и обоснованно.
С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконными и отменить пункты 1, 2, 3, 4, 5 и 7 Предписания Государственного инспектора труда (по охране труда) в Республике Карелия № Х от 26.04.2017, вынесенного в отношении Акционерного общества «Карельский окатыш».
В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене п. 6 Предписания Государственного инспектора труда (по охране труда) в Республике Карелия № Х от 26.04.2017, отказать.
Меры предварительной защиты по административному исковому заявлению оставить до вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья И.А. СафарянМотивированное решение составлено 14 июня 2017 года.