Дело № 5-54/2021
УИД 18RS0021-01-2020-002862-05
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
12 февраля 2021 года г. Можга УР
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Смагина Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении председателя СПК «САРАМАК» Парамонова Алексея Александровича, <данные изъяты> ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 25.12.2020, в период с 29.05.2020 по 26.06.2020 при обработке пестицидами сельскохозяйственных угодий с кадастровыми номерами: №***, №*** (пшеница, ячмень, горох), расположенных на границе населенного пункта д.Удмуртский Сарамак председатель СПК «САРАМАК» Парамонов А.А., в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей, совершил нарушение санитарного законодательства. Так, в нарушении требований ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. п. 21.2.2, 21.2.3 СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», совершил следующие нарушения санитарного законодательства:
- массивы культур, требующих многократной обработки пестицидами, допускается располагать на расстоянии не менее 1 км от населенных пунктов с учетом гидрогеологической характеристики участков полей и преобладающей розы ветров;
- не организовал проведение выборочного лабораторного контроля в аккредитованных лабораториях (испытательных центрах) за содержанием остаточных количеств пестицидов в атмосферном воздухе на границе зоны санитарного разрыва (300 м).
Указанное бездействие должностного лица - председателя СПК «САРАМАК» Парамонова А.А административным органом квалифицировано по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В судебное заседание Парамонов А.А., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В протоколе об административном правонарушении имеется заявление Парамонова А.А. о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ административное дело рассмотрено в отсутствие Парамонова А.А.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Архипов В.Б. в судебном заседании подтвердил сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении, дополнительно пояснил, что в адрес ТОУ Роспотребнадзора поступило обращение К.А.И. по факту нарушения санитарного законодательства в области применения ядохимикатов в СПК «САРАМАК», было проведено административное расследование и выявлены обстоятельства, указывающие на наличие в действиях должностного лица СПК «САРАМАК» административного правонарушения, в связи с чем, в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении. Также административным органом по данному факту решался вопрос о привлечении к административной ответственности ИП Г.А.В., но в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано.
Выслушав представителя административного органа, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 07.10.2020 в ТОУ Роспотребнадзора по УР от К.А.И., 15.10.2020 из Прокуратуры Удмуртской Республики поступили письменные обращения о многократном применении пестицидов и агрохимикатов вблизи населенного пункта д.Удмуртский Сарамак Кизнерского района УР с нарушением требований санитарных правил, а также не произведении лабораторного контроля за содержанием остаточных количеств пестицидов в воздухе, отсутствии уведомления за 10 дней об обработке полей с указанием вредности для человека.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В силу ст.10 указанного закона граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг и т.д.
Согласно п. 3 ст. 39 данного закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 №17 (здесь и далее в редакции, действующей на момент совершения правонарушения), устанавливают гигиенические требования, направленные на обеспечение максимальной безопасности пестицидов и агрохимикатов для человека и среды его обитания на всех этапах обращения с указанными средствами (пункт 1.1).
Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, связанные с испытаниями, хранением, перевозкой, реализацией, применением, обезвреживанием и утилизацией пестицидов и агрохимикатов, являются обязательными для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, применяющими пестициды и агрохимикаты, а также проектирующими, строящими и эксплуатирующими производственные здания, средства транспортировки и технологическое оборудование, предназначенные для работы с пестицидами и агрохимикатами, направленные на предупреждение неблагоприятного воздействия факторов производственной среды на здоровье работников, а также неблагоприятного влияния на среду обитания и здоровье проживающего населения (пункт 1.2).
Пунктом 21.2.2 СанПиН 1.2.2584-10 установлено, что массивы культур, требующих многократной обработки пестицидами, допускается располагать на расстоянии не менее 1 км от населенных пунктов с учетом гидрогеологической характеристики участков полей и преобладающей розы ветров.
Пунктом 21.2.2 СанПиН 1.2.2584-10 установлено, что в период обработок сельскохозяйственных культур и лесных массивов лицами, ответственными за проведение работ, организуется проведение выборочного лабораторного контроля в аккредитованных лабораториях (испытательных центрах) за содержанием остаточных количеств пестицидов в атмосферном воздухе на границе зоны санитарного разрыва (300 м).
Вместе с тем, в нарушение данных требований законодательства СПК «САРАМАК» допустило применение обработку полей пестицидами и агрохимиками в период с 29.05.2020 по 26.06.2020 на границе (вблизи) населенного пункта д.Удмуртский Сарамак Кизнерского района УР. Кроме того, не организовало проведение выборочного лабораторного контроля за содержанием остаточных количеств пестицидов в атмосферном воздухе на границе зоны санитарного разрыва (300 м.).
Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются представленными доказательствами: письмом Прокуратур УР от 05.10.2020; обращением К.А.И.; протоколом об административном правонарушении №***/СЭБ от 25.12.2020, который соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, составлен уполномоченным должностным лицом, содержит сведения, необходимые для исследования события правонарушения, и сведения о лице, его совершившем; ответом председателя СПК «САРАМАК» от 21.07.2020, в соответствии с которым работы по обработке полей пестицидами и агрохимикатами в 2020 году проводились в период с 29.05.2020 по 26.06.2020 ИП Г.А.В. препаратами, которые соответствуют требованиям к качеству безопасности, перед началом размещения было размещено объявление об обработке полей в газете, а также в местах общего пользования 17.05.2020, 07.06.2020, 22.06.2020, на границах обрабатываемых площадей были выставлены щиты (единые знаки безопасности) с указанием об обработке пестицидами; фотоснимками установленных знаков, размещенных объявлений; договором на оказание услуг; декларациями соответствия средств защиты растений (пестицидов); актом обследования о выявлении вредителей на полях; выкопировкой из карты полей и другими материалами дела.
Иных доказательств, опровергающих указанные, суду не представлено.
Оценивая исследованные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что в действиях должностного лица СПК «САРАМАК» Парамонова А.А. наличествует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.6.3 КоАП РФ, - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических мероприятий.
В соответствие с санкцией ч.1 ст.6.3 КоАП РФ субъектом административного правонарушения предусмотренного данной нормой могут являться граждане, должностные лица; лица, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.
Как следует из приказа №***а от 23 ноября 2018 года председателем СПК «САРАМАК» является Парамонов А.А., который согласно должностному регламенту обязан, в том числе: в пределах своей компетенции обеспечивать соблюдение законности в деятельности кооператива; контролирует соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, правил и норм охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты; обеспечивает выполнение законодательства по охране окружающей природной среды.
Таким образом, нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, произошли в результате бездействия председателя СПК «САРАМАК» Парамонова А.А., который являясь должностным лицом и имея возможность для соблюдения санитарных правил и норм, не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ - административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, который ранее не привлекался к административной ответственности, его имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В силу ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ обстоятельств, смягчающим либо отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Учитывая, что выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, проживающих по адресу: Кизнерский район, д.Удмуртский Сарамак, назначаемое административное наказание в виде административного штрафа соответствует задачам, установленным ст. 1.2 КоАП РФ.
Таким образом, считаю, что цели административного наказания будут достигнуты при назначении наказания в виде административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией статьи для должностных лиц, в размере 1000 рублей.
Руководствуясь ст.23.1, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
Признать председателя СПК «САРАМАК» Парамонова Алексея Александровича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Удмуртской Республике (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике) №***, ОКТМО 94730000,
Расчетный счет №***, БИК 049401001 Отделение – НБ Удмуртской Республики БАНКА России // УФК по Удмуртской Республике г.Ижевск, ИНН 1835064045, КПП 184101001,
УИН №***, ЕИП №***.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Судья Н.Н. Смагина