РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2019 года город Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Жильчинской Л. В.,
при секретаре судебного заседания Сасине В. С.,
с участием представителя истца Тунгусова С. Н., представителя ответчика Минибаева Е. Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2076/2019 по иску Иркутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности провести дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утвердить результаты,
установил:
Иркутский транспортный прокурор обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к ОАО «РЖД» о возложении обязанности провести дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утвердить результаты.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от <Дата обезличена> указанное гражданское дело передано на рассмотрение в Свердловский районный суд г. Иркутска.
В обоснование иска указано, что Иркутской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения противопожарного законодательства, антитеррористической защищенности на поднадзорных объектах железнодорожного транспорта. Проверкой выявлены нарушения Федерального закона от 09.02.2007 № 16- ФЗ «О транспортной безопасности»; постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта». На ОАО «РЖД», как на владельца объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, законом возложена обязанность обеспечивать транспортную безопасность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении противоправных действий (бездействий), в том числе террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, в том числе создавших угрозу причинения жизни и здоровью людей, материального ущерба. Проведенной проверкой установлено, что <Дата обезличена> железнодорожному вокзалу Иркутск-Пассажирский присвоена 2 категория транспортной безопасности. <Дата обезличена> железнодорожному вокзалу Иркутск-Пассажирский результат проведенной оценки уязвимости утверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта. Оценка уязвимости проведена с учетом Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих угрозы безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43. Данные требования действовали до <Дата обезличена>, так как Постановлением Правительства РФ 26.04.2017 № 495 утверждены новые требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов, учитывающие уровни безопасности для различных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, которые вступили в законную силу <Дата обезличена>. В соответствии с п. 9 Приказа Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» в случаях, определенных требованиями по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, утвержденными в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от <Дата обезличена> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в установленные данными требованиями сроки проводится дополнительная оценка уязвимости. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что до настоящего времени на железнодорожном вокзале Иркутск-Пассажирский дополнительная оценка уязвимости не проведена. Ранее, <Дата обезличена> начальнику Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов по указанному нарушению вносилось представление, в котором указывалось на отсутствие проведенной дополнительной оценки уязвимости. Данное представление было рассмотрено и удовлетворено <Дата обезличена>. Указанные нарушения являются грубыми, так как могут повлечь за собой совершение террористического акта с причинением вреда жизни и здоровью людей, а также повлиять на бесперебойную работу железнодорожного транспорта. Отсутствие проведенной дополнительной оценки уязвимости препятствует дальнейшей реализации плана транспортной безопасности, а также оснащение объекта техническими средствами, препятствующими совершению актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры. Поскольку в здании железнодорожного вокзала Иркутск-Пассажирский находится дежурный по станции, отвечающий за безопасность движения, а также работники причастных служб ОАО «РЖД», а также периодически проверяется сотрудниками контролирующих и правоохранительных органов, от нарушений допущенных Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов может пострадать неопределенный круг лиц, который невозможно установить.
На основании изложенного, со ссылкой ст.ст. 12 ГК РФ с учетом уточнения заявленных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ Иркутский транспортный прокурор просил суд: обязать ОАО «РЖД» в лице филиала - Восточно-Сибирской железной дороги устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности, выявленные в ходе проверки, а именно: провести дополнительную оценку уязвимости и утвердить в установленном порядке ее результат на железнодорожном вокзале ст. Иркутск - Пассажирский в течение 3 месяцев после окончания работ по его реконструкции; разработать, утвердить и направить в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или ее территориальные органы план обеспечения транспортной безопасности строящегося объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала ст. Иркутск-Пассажирский в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства истцом заявлен отказ от ранее заявленных требований в части возложения обязанности на ответчика разработать, утвердить и направить в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или ее территориальные органы план обеспечения транспортной безопасности строящегося объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала ст. Иркутск-Пассажирский в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Отказ был принят судом, производство по делу в указанной части прекращено, о чем вынесено определение суда от <Дата обезличена>.
В судебном заседании представитель истца Тунгусов С.Н. заявленные исковые требования с учетом их уточнений поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнений к нему.
Представитель ответчика Минибаев Е.Р., действующий на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражал, повторив доводы письменных возражений.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, то есть на юридических и физических лиц, которые являются собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяется федеральными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Под обеспечением транспортной безопасности в соответствии с п. 4 ст. 1 данного закона понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
К объектам транспортной инфраструктуры в силу п. 5 ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации «О транспортной безопасности» относится технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудования.
Судом установлено, что Иркутской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности здания железнодорожного вокзала ст. Иркутск-Пассажирский ВСЖД, по результатам которой установлено, что дополнительная оценка уязвимости объекта не проведена в связи с реконструкцией вокзала ст. Иркутск-Сортировочный.
Объект инфраструктуры станция Иркутск - Пассажирский находится в собственности ОАО «РЖД», включен в реестр категорированных объектов, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельством о государственной регистрации права <адрес обезличен> от <Дата обезличена>, следует из письма ОАО «РЖД» Восточно - Сибирского регионального центра безопасности от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/В-СибРЦБ и не отрицалось стороной ответчика.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, которые вступили в законную силу <Дата обезличена>.
Согласно пункту 1 Требований настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта. Требования применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожных вокзалов и станций.
В соответствии с пунктом 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде; на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).
Приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 (Зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2010 N 17321) утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с п. 2 Порядка, оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно п. 9 Порядка при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, и/или потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а для акватории морского порта, в том числе при изменении границ акватории морского порта в месячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
Таким образом, с <Дата обезличена> у ответчика возникла обязанность в проведении дополнительной оценки уязвимости железнодорожных станций.
<Дата обезличена> Иркутской транспортной прокуратурой в адрес ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, выразившихся в не проведении дополнительной оценки уязвимости на железнодорожных станциях, а также причин и условий им способствующих.
Дополнительная оценка уязвимости железнодорожных станций не проведена. Данный факт ответчиком в судебном заседании не оспаривался.
В судебном заседании представитель ответчика, возражая против иска, указал, что в настоящее время осуществляется реконструкция объекта железнодорожного вокзала на станции Иркутск – Пассажирский. Поскольку дополнительная оценка уязвимости проводится объектов введенных в эксплуатацию, то в настоящее время проведение оценки до окончания реконструкции невозможно.
Согласно представленному в материалы дела договору <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенному между ОАО «РЖД» и АО «РЖДстрой», дополнительному соглашению <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на вокзальном комплексе Иркутск-Пассажирский производится реконструкция. Срок окончания работ декабрь 2019 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются также иными представленными в материалы дела доказательствами, и не оспаривались стороной истца.
Согласно пп.17 п. 5 Постановления правительства № 495 от 26.04.2017 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству). При переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры (транспортное средство) или переходе права их использования на ином законном основании обеспечиваются проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на утверждение ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и согласии субъекта транспортной инфраструктуры с утвержденными результатами ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) субъект транспортной инфраструктуры обеспечивает внесение изменений в утвержденные результаты ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся смены субъекта транспортной инфраструктуры).
Исходя из положений п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что факт реконструкции железнодорожного вокзала Иркутск-Пассажирский не является основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку требования истца основаны на указанных требованиях действующего законодательства, в связи с чем, суд полагает возможным удовлетворить требования, возложив на ответчика обязанность в соответствии с требованиями законодательства, а именно: провести дополнительную оценку уязвимости и утвердить в установленном законом порядке её результат на железнодорожном вокзале станции Иркутск-Пассажирский.
Реконструкция спорного объекта, не является основанием для неисполнения требований законодательства после её окончания и ввода реконструированного объекта в эксплуатацию.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким образом, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обоснованно предъявил иск в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, верно избрав способ защиты нарушенных прав, предусмотренный ст. 12 ГК РФ.
Истец просит установить срок исполнения обязанности – 3 месяца с момента окончания реконструкции объекта.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В силу требований статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.
Презумпция исполнимости судебного решения означает и реальное восстановление нарушенных прав в установленный в нем срок.
Принимая во внимание, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности на основе публичного договора, заключаемого в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также количество объектов инфраструктуры, находящихся в собственности ответчика, в отношении которых также требуется проведение дополнительной оценки уязвимости, суд находит обоснованными требования провести на железнодорожном вокзале станции Иркутск - Пассажирский дополнительную оценку уязвимости и утверждения её результата в течение трех месяцев после окончания работ по реконструкции объекта.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с удовлетворением исковых требований в соответствии с требованиями ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика следует взыскать госпошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 6000,00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Иркутского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность провести дополнительную оценку уязвимости и утвердить в установленном законом порядке её результат на железнодорожном вокзале станции Иркутск-Пассажирский в течение трех месяцев после окончания работ по его реконструкции.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход местного бюджета муниципального образования города Иркутска государственную пошлину в размере 6000,00 (Шесть тысяч) рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Л. В. Жильчинская